13.00.00 Педагогические науки
-
О роли проектной деятельности в подготовке конкурентоспособного специалиста
Краткое описаниеСтатья посвящена поиску методов подготовки специалистов в вузах, отвечающих современным квалификационным и профессиональным требованиям, предъявляемых работодателями. В работе сформулированы требования к выпускникам образовательных учреждений, к которым относится не только профессиональная подготовка высокого уровня, но и личные качества, что в совокупности позволяет выпускнику стать конкурентоспособным специалистом. В качестве возможного метода подготовки таких специалистов обосновывается внедрение элементов проектной деятельности в учебный процесс вузов. Предложена вложенная структура типичной образовательной программы, определены модули, являющиеся ее составной частью, указывается назначение и возможности каждого из модулей в вопросах внедрения проектных методов. Выявлены преимущества подготовки специалистов в случае реализации научно-проектной деятельности. Предлагается использование проектных методов в рамках модуля общеобразовательных дисциплин, организация и внедрение междисциплинарных модулей проектной и научно-исследовательской деятельности. При этом отмечается необходимость временного и смыслового согласования между всеми модулями образовательной программы с целью получения максимального эффекта от внедрения проектных методов в учебный процесс. Доказано, что в результате реализации проектной деятельности за время обучения студенты не только осваивают компетенции образовательного стандарта, но и приобретают и формируют собственные компетенции, необходимые для будущей карьеры. Сформулированы условия эффективной реализации научно-исследовательской и проектной деятельности в рамках вузов
-
Результаты реформирования системы образования в России
Краткое описаниеОдной из главных государственных задач является совершенствование системы образования, от качества работы которой зависит уровень экономического развития страны. В России уже более 10 лет непрерывно реформируется система образования. Это связано с вступлением России в 2003 г. в состав стран – участников Болонской декларации, предполагающей сближение и гармонизацию систем образования в странах Европы с целью создания единого образовательного пространства. В статье приведены основные позиции, по которым осуществляется оценка качества образования западных вузов, раскрыты причины низкого мирового рейтинга российских вузов. В настоящее время образовательная система страны, в первую очередь, должна способствовать ускоренному развитию экономики государства. Раскрываются недостатки основных реформ, связанных с внедрением ЕГЭ в средних образовательных учреждениях, бюрократизацией системы высшего образования, что привело к уменьшению времени контактной работы обучающихся с педагогами, и как результат – к ухудшению качества подготовки выпускников вузов. Раскрыты причины сложившейся ситуации и предложены основные направления, которые будут способствовать развитию системы образования в России. Этими направлениями являются разработка: стратегического плана развития высшего образования; системы подготовки достойного контингента для вузов; эффективной системы подготовки студентов и оценки качества их знаний и трудового потенциала; системы подготовки научно-педагогических кадров и повышения их квалификации; критериев оценки эффективности работы и способности образовательного учреждения давать качественные знания
-
Мультфильм «Чудесница», как ресурс информации по истории агрономии советского периода
Краткое описаниеВ статье рассмотрены способы представления, популяризации и пропаганды научных достижений агрономии в советский период. Данная тема представляет интерес не только как пример методов для просвещения молодежи о достижениях сельского хозяйства в настоящее время, но также служит ценным источником знаний по истории агрономии. В данной статье рассмотрено использование такого способа передачи информации как мультфильм. Наряду с такими формами изобразительного искусства как: плакат, текстиль, почтовые марки и лаковая миниатюра, мультфильм является примером визуализации данных. На фоне легкого и, иногда, шутливого повествования до зрителя доносится необходимая информация. После просмотра мультипликационного фильма, человек, прежде не знакомый с данным вопросом, уже имеет о нем общее представление. Специалист же, обратив внимание на детали, способен увидеть и выделить нужную для себя информацию, такую как – история и особенности возделывания культуры. В данной статье в качестве примера рассмотрен советский мультфильм «Чудесница». В нем повествуется о появлении кукурузы в нашей стране и причинах ее резко возросшей популярности. Рассматриваются и раскрываются сцены мультфильма, несущие информацию непосредственно по истории и технологиям сельского хозяйства, а так же о сопутствующей промышленности. Отмечена эффективность такого метода передачи информации людям всех возрастов и профессий, а так же многозадачность его использования в образовательной программе специалистов
-
Метод скетчей как образовательная технология на учебном занятии
Краткое описаниеВ статье рассматривается метод скетчей или визуальных заметок, который играет базовую роль при подготовке учебных курсов. Метод скетчей рассматривается как «разнообразные визуальные заметки, состоящие из рукописного текста, рисунков, схем, изобразительных элементов». Для погружения обучающего в предметную область или объект исследования визуализация материала является эффективной техникой познания. Познавательная функция проявляется посредством умения познать объект через образ и дальнейшего формирования представлений о структуре изучаемого материла. Отмечается, что визуальные методы и техники особенно эффективны на первом этапе исследований. Затем происходит сбор материала, познание объекта исследований. В качестве объекта исследований выступали виды тыквы, представлены в произведения художников разных период. Коллекция состоит из 120 образов, которые собирались в период с 2012-2016 гг. В работе предпринята попытка с помощью метода визуальных заметов и визуальных техник собрать образы растений тыкв, отображенных в произведениях искусства разных веков и интерпретировать как «своеобразную дверь», через которую мы можем войти в интересующую нас область (история интродукции культуры, археогенетика, биология развития, история селекции)
-
Краткое описание
Статья посвящена изучению факторов адаптации иностранных студентов из Китая к условиям образовательной среды ТПУ. Цель работы – выявить степень влияния различных факторов на адаптацию иностранных студентов, обучающих в Томском политехническом университете. Методы, использованные в исследовательской части работы – ассоциативный эксперимент, постановка открытых вопросов и наблюдение. В результате ассоциативного эксперимента выявлены такие ведущие факторы адаптированности иностранных студентов, как наличие интереса к г. Томску, комфортные условия питания и проживания, влияние преподавателей, взаимоотношения со сверстниками, уровень владения русским языком. Погода и необходимость привыкать к новой учебной среде отрицательно влияют на способность к адаптации. Анализ ответов на открытые вопросы подтвердил результаты ассоциативного эксперимента. Уточнены некоторые позиции, например, негативные качества характера, отрицательно влияющие на адаптацию. Русский язык оценивается китайскими студентами амбивалентно. У одних и тех же респондентов он воспринимается как фактор, мешающий и одновременно помогающий процессу адаптации. Многие относят к личным успехам сдачу первого сертификата по русскому языку. Следовательно, именно русский язык является важнейшим фактором адаптированности китайских студентов в ТПУ
-
Прецедентные тексты на уроках русского языка как иностранного
Краткое описаниеАктуальность статьи обусловливается необходимостью формирования лингвокультурологических компетенций иностранных студентов, изучающих русский язык, что соответствует современной дидактике преподавания иностранных языков. Прецедентные тексты рассматриваются как одно из основных средств лингвокультурологической направленности, применяющегося в практике преподавания русского языка как неродного. Необходимость изучения прецедентных текстов в данном русле определяется активным употреблением их в языке, а также наличием в них культурного компонента, детерминирующего ценностные приоритеты русской картины мира. Таким образом, усвоение прецедентных текстов, входящих в корпус активно используемых языковых элементов русской культуры, - важнейший принцип развития коммуникативных компетенций. Целью работы является попытка описания прецедентных текстов, выступающих материалом для обучения иностранных учащихся, раскрывается специфичность прецедентных текстов в контексте национальной культуры, выявляются и анализируются их формальные и семантические признаки, описываются особенности восприятия прецедентных текстов студентами. Результаты исследования особенностей прецедентных текстов, используемых в процессе обучения, позволили сделать вывод о том, что эффективность усвоения рассматриваемых единиц обусловлена знанием их структуры и семантики, пониманием ценностей, детерминируемых ими
-
Краткое описание
Данная статья посвящена актуальной проблеме подготовки в университете педагогов-психологов по работе с детьми с девиантным поведением. Ситуация в культурной и социальной жизни России начала 21 века (процессы глобализации, технический прогресс наступление массовой культуры и широкомасштабные миграционные процессы) рассматривается автором как основание для снижения уровня психологического здоровья, возрастания деструктивных форм общения и взаимодействия участников различных социальных групп, усиливающихся на фоне социально- экономических и этнокультурных противоречий, распространения зависимых форм поведения, нарушения в целом процесса социализации и актуализации проблемы личностного становления как части проблем профессионального образования в университете. Статья включает анализ практического опыта подготовки педагогов- психологов, готовых к работе с детьми с отклоняющимся поведением в региональном классическом университете. Автор анализирует возможности организации образовательного процесса (соотношение теоретической ипрактической форм подготовки специалиста, разные виды практик, использование различных интерактивных технологий), условия реализации образовательной программы и возможности конкретного университета
-
Краткое описание
Статья посвящена рассмотрению средств оценивания сформированности профессиональных компетенций, представленных традиционными и инновационными методами контроля. Рассмотрены основные отличия компетенций от знаний, умений и навыков. Раскрывается одна из основных проблем высшей школы, состоящей в преодолении разрыва между «знаниевой» парадигмой содержания обучения и его профессионально значимыми результатами. Описаны изменения, произошедшие после перехода от ЗУНовского подхода к компетентностному, проявляющиеся в переносе акцентов с содержания обучения на результаты обучающей деятельности. Также описаны различия между федеральными государственными образовательными стандартами разных поколений. В статье идет речь о системно-деятельностном подходе как основе ФГОС ВО и о его эффективности в реализации задач, ставящихся стандартом. Также подробно рассмотрены основные компоненты образовательного процесса, которые имеют свои особенности в системно- деятельностном подходе. Идет речь о методах обучения, которые могут применяться в рамках описанных компонентов для формирования тех или иных профессиональных компетенций. Особое внимание уделено контролю, описанию различных инновационных методов контроля, способствующих оценке уровня сформированности профессиональных компетенций. Проведен анализ описанных методов обучения и методов контроля, который позволил выявить какие методы контроля способны оценить уровень сформированности профессиональных компетенций
-
Сельскохозяйственный рынок в живописи как ресурс визуальной информации по истории агрономии
Краткое описаниеВ статье рассматриваются сельскохозяйственные рынки через призму произведений искусства. В работе с помощью картин художников, как визуальной информации по истории агрономии, были исследованы вопросы интродукции агрокультур в России, достижения селекционных работ с сельскохозяйственными растениями, а также проанализировано видовое разнообразие длинноплодной лагенарии, бутылочной тыквы и чалмовидных форм тыквенных культур. Имеющийся опыт в этом направлении был положен в образовательную технологию, как метод скетчей или визуальных заметок. В таком подходе развивается познавательная функция обучающихся, т.к. происходит сбор информации об объекте, в данном случае агрокультуре, ее интродукции, распространению и изменениям, которые она претерпевает в результате селекции. Была создана электронная база данных, насчитывающая 50 художественных произведений различных периодов, выполненных художниками разных стран. Произведения искусства от древних времен до наших дней представляют собой альтернативный источник информации об истории агрономии, интродукции культур и их распространению. Систематический сбор образов (иконографии) будет служить бесценным ресурсом для дальнейших исследований, как в истории каждой сельскохозяйственной культуры, так и элементов технологий возделывания растений и сохранения видового разнообразия
-
Самооценка характера и анализ прохождения адаптационных процессов у студентов - первокурсников
Краткое описаниеЦелью исследования является рассмотрение взаимосвязи характера и прохождения адаптационных процессов у студентов первокурсников. В статье представлены описания типов характера, носители которых нуждаются в адаптационной помощи