13.00.00 Педагогические науки
-
Аспекты формирования эколого-ориентированного подхода к научным исследованиям магистров дизайна
Краткое описаниеАвторы отмечают усиление отрицательного влияния человеческой деятельности на окружающую среду и ухудшение экологической ситуации. В связи с этой проблемой в различных областях деятельности, в том числе в области дизайна, возникает необходимость применения экологического подхода. В образовательной среде высшей школы дизайна есть необходимость образовательных программ и курсов, направленных на формирование экологической культуры студентов. В контексте данного исследования, авторы обращают внимание на аспекты применения технологичных материалов, аспекты сохранения природных ресурсов. Выделяют социально-экономические аспекты экологического дизайна, которые заставляют уже сегодня думать о последствиях технологий и их экономичности, аспекты утилизации объектов производства с позиции экодизайна. Авторы анализируют проекты российских и иностранных дизайнеров, социальные проекты и государственные программы, выставки современного искусства, как профессионалов, так и любителей. Художники, дизайнеры используют одну из форм авангардистского искусства (трэш- арт), применяя мусор, как материал для творчества. Главная концепция трэш-арта привлекать интерес населения земли к охране природной среды. Таким образом, объектом исследований становятся как мир людей, так и мир природы с большим разнообразием проблем. Представленные проблемные аспекты экологии, позволят наметить курс соответствующей методологической организации процесса обучения дизайн- проектированию, выполнения исследовательских работ магистров дизайна, направленной на подготовку профессионалов в области экодизайна и воспитанию экологического мышления молодёжи
-
Краткое описание
В современных условиях особенно остро стоит проблема активизации человеческого фактора, максимального использования профессиональных возможностей человека для достижения наивысших результатов профессиональной деятельности. Решение данной задачи возложено на систему профессионального образования, главная цель которого обеспечить подготовку и воспитание квалифицированного специалиста соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, готового к профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности. Все это напрямую связано с проблемой дальнейшего совершенствования управлением процессом становления личности будущего морского специалиста, системообразующим фактором которой является профессиональная направленность. По мнению авторов, сегодняшняя практика подготовки специалистов морского транспорта нуждается в наличии модели программно-диагностического сопровождения процесса формирования профессиональной направленности. В статье предлагается такая модель, которая построена с позиций системного, деятельностного, компетентностного, программно- проектировочного и диагностического подходов и включает: концептуально-целевой блок (формулировка цели, задач, основных противоречий, концептуальных положений и идей); содержательно-технологический блок (проектирование целевой программы «Направленность и профессионализм»; определение педагогических условий); процессуальный блок (обучение по целевой программе; методы обучения; этапы обучения (входной, промежуточный, итоговый); мониторинг уровня сформированности профессиональнойнаправленности); оценочно-результативный блок (критерии, показатели, уровни)
-
Проблема индивидуализации обучения в современных условиях
Краткое описаниеОдним из приоритетных направлений модернизации современного образования является его установка на развитие индивидуальности учащихся. Развитие индивидуальности учащихся предполагает реализацию дидактического принципа индивидуализации обучения. В работе на основе анализа основных исторических и современных определений понятия «индивидуализация обучения» выделены следующие функции индивидуализации обучения: адаптационная, развивающая, реализации. На основе выделенных функций уточнено содержание понятия «индивидуализация обучения» в современных условиях. В связи с тем, что индивидуализация обучения в старшей школе согласуется с возрастными особенностями старшеклассников, разработка вопросов индивидуализации обучения на старшей ступени общего образования приобретает особую актуальность. На основе выделенных функций уточнены цели индивидуализации обучения на старшей ступени общего образования
-
Патриотическая игрушка как инструмент патриотического воспитания подрастающего поколения
Краткое описаниеВ статье исследованы аспекты патриотического воспитания граждан Российской Федерации. Рассмотрена роль патриотической игрушки как инструмента патриотического воспитания подрастающего поколения. Проанализирован исторический опыт производства подобной игрушки в СССР и Российской Федерации. Проанализирована связь государственной идеологии с ассортиментом выпускаемой патриотической игрушки. Рассмотрены ключевые отечественные производители игрушечных солдатиков и дана характеристика их продукции. Выявлены современные проблемы в этой сфере и предложены меры по улучшению ситуации путем государственной поддержки отечественных производителей патриотической игрушки
-
Компьютерные технологии в анализе сложной физической задачи
Краткое описаниеВ статье рассматривается технология применения в учебном процессе подготовки учителей физики современных компьютерных инструментов при анализе сложной современной задачи. Рассматривается экспериментальная задача, анализ которой невозможно провести без применения методов вычислительной математики. Массивный проводник в форме сплошного цилиндра помещен в квазистационарное магнитное поле. Необходимо найти параметры магнитного поля в объеме проводника. Предложен алгоритм построения программы численного изучения радиальной зависимости поля в проводнике. Построены графики безразмерной амплитуды поля и фазового сдвига относительно внешнего поля при различных. Графики позволяют «посмотреть», что происходит с полем внутри проводника с изменением управляющих параметров z и h. Продемонстрирована самоорганизация исследуемого поля с ростом z, обусловленная нелинейными обратными связями. Показано, что использование в учебно-исследовательских задачах современных информационных технологий для сопоставления теории с реальным физическим экспериментом, позволяет качественно поднять уровень подготовки будущих учителей физики и информатики. Рекомендовано использование данного метода в учебном процессе педагогических (физика) и технических вузов
-
Особенности обучения и воспитания курсантов морских ВУЗов в постсоветских республиках
Краткое описаниеВ статье на основе анализа документов, публикаций ученых, материалов периодической печати, рассматриваются особенности обучения и воспитания курсантов и студентов морских учебных заведений в постсоветских республиках. Приобретение независимости бывшими союзными республиками потребовало создания и укрепления собственной государственности. Важнейшей задачей для молодых независимых государств стало создание эффективной системы высшего профессионального образования (ВПО), с целью подготовки национальных кадров для собственной экономики. Одним из компонентов системы ВПО каждой республики являются морские вузы. Становлением морских вузов молодых государств проистекло в довольно короткие сроки. Наиболее для них характерным фактором является переориентация учебно-воспитательной деятельности на мировые и европейские стандарты. Ныне система подготовки морских специалистов в морских вузах отвечает требованиям Международной конвенции по подготовке и дипломированию моряков и несения вахты STCW-78 с поправками, других международных конвенций, что дает выпускникам право работать на всех типах судов отечественных и иностранных судовладельческих компаний. Тем не менее, для процесса обучения и воспитания будущих флотских профессионалов свойственны некоторые проблемы связанные с недостатками специальной и учебной литературы на национальных языках, нехваткой подготовленных педагогов с опытом плавания на судах морского транспорта, достаточным финансированием. В воспитательной работе с курсантами и студентами морских вузов взят курс на формирование у них гражданственности, патриотизма, толерантности, волонтерства, национально-духовных ценностей. Практически для каждой бывшей советской республики в патриотическом воспитании курсантов свойственно своя специфическая система, свои особенности, но в то же время имеются и общие черты: системность, ориентация на национальные традиции, тесная связь с обороноспособностью и формирование готовности к защите свободы и независимости
-
Численные методы исследования магнитных полей, созданных индукционными токами в массивном проводнике
Краткое описаниеРассматривается технология применения численных методов в учебном процессе по физике, на примере изучения магнитного поля, наведенного индукционными токами в цилиндрическом проводнике, помещенном в квазистационарное магнитное поле. Проведено численное вычисление действительной и мнимой частей функции Бесселя от комплексного аргумента. Приведен листинг программы построения графиков радиальной зависимости амплитуды и фазового сдвига поля индукционных токов. Построены графики зависимости параметров поля от радиальной координаты при различных значениях управляющего параметра. Управляющий параметр z пропорционален частоте внешнего магнитного поля, проводимости материала и квадрату радиуса цилиндра. При z меньше 1 амплитуда поля токов растет пропорционально z и квадратично убывает с ростом радиальной координаты h. При больших z амплитуда и фазовый сдвиг относительно внешнего поля меняются нелинейно с ростом h. Сделан вывод о значительном отличии поля индукционных токов от суммарного поля в цилиндре, равного сумме внешнего поля и поля токов. Объяснена нелинейная связь между этими полями. Рекомендовано использование данного метода в учебном процессе педагогических (физика) и технических вузов
-
О повышении престижа высшего технического профессионального образования в России
Краткое описаниеРассмотрены причины падения престижа высшего технического профессионального образования в России и на основе их анализа предложены мероприятия, направленные на повышение статуса специалистов технического профиля. К этим мероприятиям относятся: разработка стратегического плана развития высшего профессионального образования, системы профориентации выпускников средних образовательных учреждений; улучшение качества подготовки научно-педагогических кадров и разработка эффективной системы повышения квалификации преподавателей; повышение качества учебного процесса и разработка эффективной системы уровня подготовки выпускников вузов; разработка объективных критериев оценки эффективности деятельности вузов; разработка системы патриотического воспитания обучающихся средних и высших образовательных учреждений; повышение заработной платы специалистов, оказывающих влияние на экономическое развитие страны, статуса и престижа профессии преподавателя высшей школы. Необходимо экстренно разработать стратегический план развития высшего профессионального образования, поскольку первый выпуск молодых специалистов будет только через 4 года. Но переподготовку и повышение квалификации специалистов технических и технологических специальностей, необходимых для освоения современной техники и технологий, в том числе зарубежной, можно начинать сегодня. Внедрение рассмотренных мероприятий позволит повысить престиж высшего технического профессионального образования и качество подготовки студентов
-
Краткое описание
В статье рассматриваются вопросы разработки новых дидактических средств обучения на основе 3D-технологий, позволяющих повысить эффективность и качество подготовки бакалавров
-
Актуализация идей системного подхода в современной педагогической практике
Краткое описаниеЦелью исследования является рассмотрение в хронологическом порядке воспитательной концепции в отечественной педагогике