13.00.00 Педагогические науки
-
Краткое описание
В статье рассматриваются особенности обучения деловому дискурсу польских студентов на занятиях по русскому языку делового общения на примере одного из тематических блоков разработанного нами учебника. Показана целесообразность выделения пяти методических частей такого блока, а также примеры работы с ними в обучении порождению устных и письменных деловых дискурсов
-
Обучение с использованием активных форм проведения занятий
Краткое описаниеРассмотрены особенности и отличительные черты инновационных методов обучения студентов, а также показаны преимущества и перспективы использования различных инновационных форм обучения
-
Определение основных региональных участников образовательного процесса
Краткое описаниеОценка деятельности системы образования потребителями образовательных услуг через развитие механизмов независимой оценки качества образования является важным и актуальным вопросом. В статье приведены исследования по определению основных участников образовательного процесса с учетом веса каждого стейкхолдера по результатам ранжирования
-
Краткое описание
В статье рассматривается процесс обучения как основной инструмент формирования индивидуальности обучающихся с учетом их возможностей и потребностей в условиях современной образовательной парадигмы. Рассматривается проблема повышения эффективности процесса обучения путем его оптимизации. Произведен анализ процесса оптимизации с позиции разных образовательных парадигм. Описаны принципы оптимизации обучения, выделен принцип оптимальности. Определены педагогические условия, оптимизирующие учебно-воспитательный процесс. Также в статье говорится о таких разделах, как педагогическая эргономика и валеология. Рассмотрен и проанализирован критерий учета санитарно-гигиенических норм в процессе обучения как один из эффективных способов повышения его эффективности. Выделены критерии оптимальности при определении уровня эффективности процесса обучения, необходимые для создания благоприятных условий процесса оптимизации, обозначены принципы оптимизации учебно-воспитательного процесса. В рамках исследования предложены определенные принципы и правила процедуры, соблюдение которых положительно влияет на успешность применения теории оптимизации в процессе обучения. Сделан вывод о положительных характеристиках теории оптимизации как способа повышения эффективности процесса обучения, способствующего удовлетворению индивидуального образовательного запроса в условиях современной образовательной парадигмы
-
Краткое описание
В статье излагается опыт преподавания информационных технологий в сфере почвоведения. Предложены новые методы преподавания геоинформационных технологий. В основе методики лежит использование бесплатного программного обеспечения и свободно распространяемых материалов дистанционного зондирования Земли. Описан метод поэтапного изучения блока дисциплин, посвященных информационным технологиям в почвоведении
-
Краткое описание
Данная статья посвящена актуальной проблеме подготовки в университете педагогов-психологов по работе с детьми с девиантным поведением. Ситуация в культурной и социальной жизни России начала 21 века (процессы глобализации, технический прогресс наступление массовой культуры и широкомасштабные миграционные процессы) рассматривается автором как основание для снижения уровня психологического здоровья, возрастания деструктивных форм общения и взаимодействия участников различных социальных групп, усиливающихся на фоне социально- экономических и этнокультурных противоречий, распространения зависимых форм поведения, нарушения в целом процесса социализации и актуализации проблемы личностного становления как части проблем профессионального образования в университете. Статья включает анализ практического опыта подготовки педагогов- психологов, готовых к работе с детьми с отклоняющимся поведением в региональном классическом университете. Автор анализирует возможности организации образовательного процесса (соотношение теоретической ипрактической форм подготовки специалиста, разные виды практик, использование различных интерактивных технологий), условия реализации образовательной программы и возможности конкретного университета
-
Краткое описание
В статье представлен опыт реализации модели профессиональной социализации обучающихся в условиях многоуровневого образовательного комплекса (МОК). Показан механизм актуализации условий успешной социализации будущих специалистов в условиях МОК
-
Краткое описание
В статье рассматриваются организационно-педагогические условия, способствующие успешному формированию конкурентоспособной личности студентов технического вуза (на примере Пензенской государственной технологической академии)
-
Основные направления профессионально-личностного саморазвития будущих педагогов в вузе
Краткое описаниеВ статье обосновывается, что формировании нового содержания и форм профессиональной подготовки будущего педагога в вузе необходимо осуществлять с акцентированием на его способность к саморазвитию, а точнее, на профессионально- личностное саморазвитие. Рассматриваются следующие направления, характеризующие профессионально-личностное саморазвитие будущих учителей математики: организация образовательного процесса с выраженной ориентацией на будущего учителя математики; интеграция образовательных технологий саморазвития личности студента – будущего учителя математики, направленных на формирование навыков самостоятельной учебной деятельности, способности к самообразованию; формирование профессионально-коммуникативной компетентности будущих учителей математики как через традиционные средства общения в учебном процессе, так и через дистанционные (компьютерно-опосредованная коммуникация); актуализация рефлексивности личности будущего учителя математики; развитие потребностно- мотивационной сферы, основанной на профессиональных мотивах и интересах, готовности к самосовершенствованию в профессиональной деятельности. Показано, что процесс профессионально-личностного саморазвития будущего учителя математики в образовательном процессе вуза будет эффективным, если все эти направления будут проявляться в совокупности, неразрывно друг от друга
-
Особенности обучения и воспитания курсантов морских ВУЗов в постсоветских республиках
Краткое описаниеВ статье на основе анализа документов, публикаций ученых, материалов периодической печати, рассматриваются особенности обучения и воспитания курсантов и студентов морских учебных заведений в постсоветских республиках. Приобретение независимости бывшими союзными республиками потребовало создания и укрепления собственной государственности. Важнейшей задачей для молодых независимых государств стало создание эффективной системы высшего профессионального образования (ВПО), с целью подготовки национальных кадров для собственной экономики. Одним из компонентов системы ВПО каждой республики являются морские вузы. Становлением морских вузов молодых государств проистекло в довольно короткие сроки. Наиболее для них характерным фактором является переориентация учебно-воспитательной деятельности на мировые и европейские стандарты. Ныне система подготовки морских специалистов в морских вузах отвечает требованиям Международной конвенции по подготовке и дипломированию моряков и несения вахты STCW-78 с поправками, других международных конвенций, что дает выпускникам право работать на всех типах судов отечественных и иностранных судовладельческих компаний. Тем не менее, для процесса обучения и воспитания будущих флотских профессионалов свойственны некоторые проблемы связанные с недостатками специальной и учебной литературы на национальных языках, нехваткой подготовленных педагогов с опытом плавания на судах морского транспорта, достаточным финансированием. В воспитательной работе с курсантами и студентами морских вузов взят курс на формирование у них гражданственности, патриотизма, толерантности, волонтерства, национально-духовных ценностей. Практически для каждой бывшей советской республики в патриотическом воспитании курсантов свойственно своя специфическая система, свои особенности, но в то же время имеются и общие черты: системность, ориентация на национальные традиции, тесная связь с обороноспособностью и формирование готовности к защите свободы и независимости