Ф.И.О.
Цаценко Людмила Владимировна
Ученая степень
• доктор биологических наук
Ученое звание
профессор
Почетное звание
—
Организация, должность
• Кубанский государственный аграрный университет
Научные интересы
-
Адрес веб-сайта
—
Электропочта
Текущий рейтинг (суммарный рейтинг статей)
0
TOP5 соавторов
Статей в журнале: 73 шт
Сформировать список работ, опубликованных в Научном журнале КубГАУ
-
Произведения живописи в преподавании дисциплины «цитология»
Краткое описаниеВ работе сделана попытка донести до студентов всю важность цитологии, как дисциплины, на примерах картин различных известных художников. Визуализация образов является неотъемлемой частью науки о клетке. В нашей работе рассматриваются такие важнейшие цитологические процессы, как приготовление красителей для окрашивания хромосом, полиплоидия, митоз и апоптоз. В работе использована серия работ художницы Д.Ельцевой, в этой связи, важным представляется подход донести до студентов представление об оптимальности размера организма при полиплодии. В качестве демонстрационного материала по теме митоз выступает серия картин Джулии Ньюдол. На картинах этой художницы показаны процессы деления клетки (митоза) и ее гибели (апоптоз). Обсуждается идея создания иллюстративного ряда по целым отдельным блокам курса. Использование произведений живописи как иллюстративного ряда в курсе Цитология» способствует развитию воображения, вызывает познавательный интерес у обучающихся по данной дисциплине. Использую образ как опору для зрительного восприятия предметной области, произведения живописи позволяют погружать студента в «объект» изучения. В задачу нашей работы входило провести поиск визуальных образов на примере полотен художников, создать базы визуальных данных с пояснениями и интерпретациями. Таким образом, использование произведений живописи в курсе «Цитология», как образного ряда, затрагивает несколько процессов: абстрагирования, классификации, идентификации и создание нового, углубленного понимания процессов, происходящих в клетке. Такой подход к подаче материала с помощью картин живописи поможет понять важность той или иной проблемы, что порождает совершенно новый образ мышления
-
Агитационная лаковая миниатюра в истории агрономии
Краткое описаниеВ статье рассматриваются вопросы, связанные с историей популяризации агрономических знаний посредством агитационной лаковой миниатюры. Агитационная лаковая миниатюра по своему содержанию и значению имеет сходство с такими видами искусства как агитационный плакат, агитационный фарфор и агитационный текстиль. Рассматриваются вопросы возникновения данного вида искусства. Агитационная лаковая миниатюра или агитлак, появился в Советской России в 20 годы 20 века. В работе сделана попытка проанализировать одно из интересных направлений искусства − агитационную лаковую миниатюру или агитлак и ее роль в популяризации агрономических знаний. Агитлак – термин придуманный коллекционером Александром Андреевичем Добровским, по ассоциации с устоявшимися терминами агитфарфор и агиттекстиль. Для достижения поставленной цели была создана база данных визуальных образов агитационной лаковой миниатюры, взятых из каталогов выставок, буклетов и книг. В качестве инструмента анализа использовался метод скетчей или визуальных заметок. Используя лаковую миниатюру, как ресурс информации по популяризации агрономических знаний в России в период с 1920 по 1970-е годы можно выделить несколько тем: смена ручного труда механизированным, виды сельскохозяйственных работ, уборка хлеба, выращивание разных культур, обмен опытом, привлечение пионеров в аграрный сектор – опытничество. В работе показана история развития агитационной лаковой миниатюры, цели и задачи, приведен иллюстративный ряд образцов, а также проведен анализ лаковых миниатюр со сценами аграрного производства
-
Советский фарфор как ресурс информации в курсе «История и методология научной агрономии»
Краткое описаниеВ статье рассматриваются формы передачи знаний по агрономии. Выделяют устную или словесную форму, литературную, посредством книг и визуальную, посредством произведений искусства. В этой связи фарфор рассматривается как отдельный самостоятельный ресурс информации по истории агрономии в период с 1917 по 1975 гг. В исследовании истории популяризации агрономических знаний в России были включены визуальные образы фарфора, взятые из каталогов частных коллекций, книг, фотографий выставок и иллюстраций. В качестве инструмента анализа использовался метод скетчей или визуальных заметок. Рассмотрена краткая история развития фарфора в нашей стране, акцент сделан на советский агитационный фарфор. В исследуемый период выделяют еще отдельный тип фарфора – крестьянский фарфор, где акцент был сделан на изображение жизни и быта сельских тружеников. В базу образов вошли работы ведущих художников Н. Данько, В. Кузнецова, С. Чехонина, Р. Вильде, З. Кобылецкой и многих других. В агитационном фарфоре нашли отражение несколько направлений: сбор плодов и фруктов; уборка хлеба; отражение жизни села и сельского быта; выставки, ярмарки; тема труда и отдыха в сельском производстве. Визуальный анализ малых форм на примере изображений сборщиц урожая показал наиболее распространенные культуры (виноград, хлопок, помидоры, яблоки, всевозможные овощи). Изображения плодов и овощей являются документальным отражением истории распространения и интродукции ряда культур в различные агроклиматические зоны нашей страны. Таким образом, фарфор является одним из источников информации по истории агрономии в нашей стране, охватывающий определенный период с 1917 по 1975 гг., выступая отдельным ресурсом, многогранно и емко отражающий уже ушедшую эпоху
-
Краткое описание
В статье на примере произведений великих художников рассматривается образ предмета как объект для исследования по курсу «История и методология научной агрономии». Акцент на образе, как объекте исследования, в современном мире, стал востребован по нескольким причинам. С одной стороны – это является документальным подтверждением событий, состояния объекта, а подчас и единственным доказательством уже ушедшей эпохи. С другой стороны, произведения искусства — это многогранная информация об исследуемой области, отраженная художником с тщательной прорисовкой деталей, среды, передачей цвета, формы. Представленный подход, как интерпретация художественного полотна у студентов, позволяет развивать творческий потенциал. В ходе процесса обучения сформулированы критерии подборки материала: умение собрать материал в соответствии с поставленной задачей; умение определить базовые акценты и провести через всю работу; умение сопоставлять художественное произведение с выбранной темой исследования. Рассматривается опыт создания электронных баз данных как библиотеки электронных ресурсов для студентов, чтобы они имели возможность получить достаточное количество эмпирических сведений. Показано, что созданные базы данных представляют информацию по истории развития сельского хозяйств нашей страны, видам сельского труда в России, истории садов и цветоводства как отрасли аграрного производства, орудиям обработки почвы, истории земледелия, уходу за растениями, истории интродукции растений в Россию. Опыт создания электронных ресурсов посредством баз данных позволяет преподавателю иметь ресурс для организации насыщенного интеллектуального пространства учебного процесса. Ценность электронных баз данных по тематическим блокам состоит в том, что они представляют собой логически выстроенную коллекцию образов
-
Советский плакат в популяризации агрономических знаний
06.00.00 Сельскохозяйственные науки
Краткое описаниеВ работе сделана попытка объединить профессиональные агрономические знания со знакомством с графическим искусством, представленном в виде плаката. Под термином «плакат» рассматривается крупноформатное листовое издание, сочетающее в себе изобразительные и шрифтовые элементы и предназначенное для осуществления графической коммуникации. Главная и основная идея плаката – быстро и точно передать информацию читателю. В результате проработки материала был сформирован комплекс научно-познавательных ресурсов по истории агрономии, в том числе и истории популяризации агрономических знаний. В нашей работе плакат рассматривается как объект анализа, как материал социокультурного анализа и как инструмент сбора информации по развития агрономических знаний с помощью их визуализации. В курсе «История и методология научной агрономии» одной из компетенций студентов-магистрантов является знакомство с методологией популяризации агрономических знаний, понимание происходящих событий. В этой связи и была предпринята попытка рассмотреть советский плакат как источник информации по развития научной агрономии в период с 1917 по 1980 годы. В задачу входило проанализировать основные события этого периода, элементы технологии сельскохозяйственного производства, видовое и сортовое разнообразие агрокультур, а также событийные мероприятия аграрного сектора страны. В работе рассмотрено четыре базовых типа плакатов: агитационный, политический, инструктивный и научно-просветительский. Каждый из этих видов плакатов выполняет свою функцию. Показано, что роль плаката в популяризации агрономических знаний была огромной. Плакат охватывал все этапы агарного сектора страны, являлся историческим отражением советского периода и всегда оставался мобильным, оперативным и распространенным видом изобразительного искусства. Сегодня его роль невелика, т.к. изменились способы подачи информации. Однако, его историческая роль неизменна, он послужил основой современной рекламной индустрии, в том числе и агрономических знаний
-
Почтовая открытка как ресурс визуальной информации по истории агрономии
06.00.00 Сельскохозяйственные науки
Краткое описаниеВ статье рассматриваются почтовые открытки с изображениями, относящимися к агроботаниче-ской иллюстрации, возможность их использования в качестве информационного ресурса в процессе изучения курса по истории агрономии. Дано обширное представление об агроботанической иллюстрации, рассмотрены цели и задачи данного типа изображения. История агрономии в почтовых открытках рассмотрена на трех типах изображения: художественные (репродукционные и оригинальные) и документальные (фотооткрытки). К каждому типу изображений приведены иллюстративные примеры с краткими комментариями. Обзор представлен по собранной коллекции, охватывающий разные страны мира. Статья снабжена примерами почтовых открыток с краткими комментариями. Представлен обзор коллекции почтовых открыток разных стран мира, а также анализ экземпляров из серий «Гигантские овощи на ферме» и «Яблочное семейство». Таким образом, изображения, представленные на почтовых открытках позволяют получить следующую информацию: направленность аграрного сектора местности (основные виды деятельности: растениеводство, животноводство, садоводство, виноградарство, овощеводство и т.п.); ботаническая характеристика агрокультур (агроботаническая иллюстрация); иллюстрация отдельных видов технологий возделывания агрокультур (уборка, уход за растениями, вспашка, орошение); документальное изображение отдельных рекордных урожаев; исторические и культурные традиции, связанные с аграрным сектором страны, или отдельной местности; популяризация новых культур, сортов, гибридов сельскохозяйственных растений и цветочных культур; информация о сельскохозяйственных культурах, выращиваемых в регионе, штате, конкретной местности; картины художников, освещающих аграрный труд конкретной страны; популяризация местной флоры; развивает наблюдательность; учит размышлять и анализировать
-
Использование юмористических рисунков в курсе «История и методология научной агрономии»
Краткое описаниеВ статье рассматриваются вопросы, связанные с юмористическим, ироничным, сатирическим рисунком, который является одним из видов изобразительного искусства. Рассмотрены формы, стили и жанры графики такого типа. В работе использован классический метод – анализ, только объектом анализа стали образы различных явлений в агрономической практике. Приведены базовые определения юмористического рисунка, показана история его создания. В работе на примере рисованных новелл датского художника Херлуфа Бидструпа показаны возможности юмористического рисунка как наглядного примера наблюдений за развитием растений. Отмечены характерные черты современной карикатуры - способность во многом отражать и опасения, связанные с разработкой и применением новых технологий в аграрном секторе и экономики. К новой форме комического рисунка можно отнести и мем – единицу культурной информации. В карикатуре это выглядит следующим образом известное произведение предстает совершенно в другом смысловом ракурсе, оно как бы является калькой для освещения какой-либо проблемы. Акцент сделан на возможности использования интеллектуально-ироничных рисунков в преподавании дисциплины «История и методология научной агрономии» с целью лучшего усвоения материала, его запоминания, пропаганды агрономических знаний
-
Метод скетчей в археогенетике и селекции сельскохозяйственных растений
Краткое описаниеВ статье рассматриваются вопросы, связанные с.визуализацией образов исследуемого объекта и возможности использования метода скетчей или визуальныхзаметок. В качестве инструмента исследования выбраны образы лагенарии (бутылочной, фигурной тыквы или горлянки) в произведениях искусства и агроботанической иллюстрации, с целью провести визуальный анализ морфологических характеристик бутылочной тыквы для дальнейшего применения полученных знаний в археогенетике и селекции растений. Представлены образы растения лагенарии за период с 1311 по 2014 гг. Визуальный анализ морфологических характеристик лагенарии на основе метода визуальных заметок позволил выделить несколько ключевых точек: полиморфизм плодов и различная продолжительность вегетационного периода, особенности репродуктивной системы, для которой характерно различное соотношение женских и мужских цветков, наличие опылителей, ночное цветение, опушенность плодов на первых этапах развития, полиморфизм семян, особенности созревания с учетом размера и веса плода. Понимание ряда особенностей индивидуального развития позволяет селекционеру представить целостно проблему отбора, поиска новых признаков, коснутся древних форм объекта, болезней, вредителей, образы которые остались только на картинах. На наш взгляд метод визуальных заметок может быть успешно использован в образовательном процессе, т.к. это стимулирует творческий подход и познавательную деятельность студентов к поиску информации об изучаемом объекте и ее осмысление
-
Краткое описание
В статье рассматривается агроботаническая иллюстрация в веерной живописи как самостоятельный ресурс визуальной информации по истории интродукции культуры, распространении, видовом разнообразии и селекции растений. Рассмотрена история возникновения веера, причины широкого распространения вееров и соответственной живописи с изображением растений. Показаны различные тенденции в подачи визуального образа в веерной живописи: от точной, детальной прорисовки образа, до плавных, расплывчатых контуров, выполненных в «бескостной» или «бесконтурной» технике На примере тыкв, лагенарии, сои, кукурузы, цветов, а именно астр, пионов показаны различные аспекты селекционной и агрономической работы на протяжении нескольких веков. В работе использован метод визуального анализа, как инструмент сбора и анализа данных по селекции и интродукции ряда агрокультур на примере конкретных культур, в частности сои Анализ захватывает описание морфотипа, зоны происхождения, распространения, физиологии отдельных признаков, а также насекомых, встречающихся в экологической нише. Отмечено, что визуальный анализ может быть успешно применен при изучении сортового разнообразия ряда цветочных культур: астр, пионов, хризантем, а также ряда плодов и овощей
-
Произведения живописи в преподавании дисциплины «Генетический мониторинг»
Краткое описаниеВ статье рассматриваются вопросы использования произведений живописи, как иллюстративного и аналитического материала в курсе «Генетический мониторинг», а именно разделов «Генетика человека», «Эпигенетика». Использование полотен великих художников в качестве визуального материала в учебном процессе выполняет несколько задач: аналитическую, информационную и ресурсную