Ф.И.О.
Толмачев Алексей Васильевич
Ученая степень
• доктор экономических наук
Ученое звание
профессор
Почетное звание
—
Организация, должность
• Кубанский государственный аграрный университет
Научные интересы
Адрес веб-сайта
—
Электропочта
—
Текущий рейтинг (суммарный рейтинг статей)
0
TOP5 соавторов
Статей в журнале: 34 шт
Сформировать список работ, опубликованных в Научном журнале КубГАУ
-
Управление развитием аграрного производства на основе вертикального кооперирования
Краткое описаниеПоказан экономический механизм функционирования вертикального кооперирования малых аграрных форм хозяйствования, их количественная характеристика. Большое внимание уделяется работе ревизионного союза, показаны его задачи, стабилизирующая роль в кредитовании малого хозяйствования, объемы регионального кредитования. Предложен проект совершенствования действующего экономического механизма вертикальной кооперации с целью повышения эффективности регулирования процесса развития потребкооперации малого хозяйствования с возможностью последующего акционирования субъектов производственной инфраструктуры созданной с участием государства. Авторы рекомендуют создавать инфраструктурные объекты совместного малого хозяйствования при активном привлечении государства, что повысит низкую ныне мотивацию участников малого аграрного хозяйствования (МАФХ) к строительству нового кооперирования. Рекомендуется активнее создавать инфраструктуру хозяйствования, за счёт государственных возможностей в строительстве производственных, снабженческих, логистических, перерабатывающих, сбытовых и других востребованных практикой объектов в виде хранилищ, боен, баз хранения минеральных удобрений и т.д. Более активно вести подготовку и повышение квалификации кадров для работы в малых формах хозяйствования и особенно в их потребительских кооперативах. Повысить эффективность информационно-консультационного инструментария развития малого хозяйствования дополнительным государственным финансированием, активнее реализовать схему частно-государственного партнерства с кооперативами малого аграрного хозяйствования. Важным фактором дальнейшего успешного развития МАФХ является лоббирование интересов участников малого аграрного бизнеса возможностями региональных торгово-промышленных палат, созданием ассоциаций малых форм хозяйствования для отстаивания интересов участников по вопросам землепользования, ресурсного обеспечения, кредитования, реализации продукции и другим важным проблемам
-
Прогнозирование емкости рынка по продукции малого хозяйствования
Краткое описаниеПроблема правильного определения потенциальной емкости рынка по товарной продукции, произведенной малыми формами хозяйствования, имеет большое значение, так как излишки нереализованной продукции становятся источником потерь и дефолта хозяйствования. Сбыт произведенной сельскохозяйственной, продовольственной продукции для субъектов малых форм хозяйствования является определяющим и потому представляет повышенный интерес. Автор отмечает, что сегодня главное не произвести продукцию, а эффективно реализовать произведенное. По этой причине, для производителей продукции весьма актуальной проблемой является правильное прогнозирование объемов производства с учетом потенциальной емкости рынка. Для получения более точных результатов автор рекомендует разделять группы потребителей населения в зависимости от уровня потребления продуктов питания. Для этого предлагается делить потребителей по социальным, видовым и другим признакам. Эти существенные особенности учитываются инструментарием панельных обследований. Предлагаемый подход при правильном наполнении рекомендованной формулы позволяет определить и смоделировать объемы сельскохозяйственной продукции, которые рынок способен поглотить; спланировать конкретные уровни производства субъектов малых форм хозяйствования, объемы товарных предложений, которые найдут покупателей и существенно снизят риски возникновения потерь и образования неликвидных запасов
-
Характеристика и тенденции развития регионального рынка жилья
Краткое описаниеРынок жилья предлагается дифференцировать по различным квалификационным признакам, в том числе по способам проведения сделок на: первичном и вторичном рынках, организованном и неорганизо- ванном, биржевом и внебиржевом рынках. Систематизируются признаки функционального назначения рынка жилья, детализируется состав участников рынка. Дается статистическая информация по числу основных участников регионального жилищного рынка, выделены основные инвесторы этого рынка с указанием сферы интересов. В качестве инвесторов локального рынка жилья рассматриваются органы управления госимуществом, муниципальной недвижимостью, гражданские лица, юридические лица, организации, физические и юридические иностранные лица и другие участники жилищных проектов. Отмечается, что на практике наибольшее распространение получили следующие формы участия в строительстве: долевое, выпуск ценных бумаг для привлечения инвесторов, банковское и ипотечное кредитование, приводится анализ этой практики, систематизируются преимущества каждой из этих систем. Приводится система оценочных показателей регионального жилищного рынка, состоящая из трех групп: объёмам вводимого жилья, стоимости и доступности жилья. Третью группу предлагается дополнить индексом доступности жилья, приведена методика его расчета. Простота рекомендуемого подхода позволяет проводить оперативные расчёты в практике строительства по определению доступности жилья для отдельных категорий населения с учетом их доходов на всех региональных рынках жилья. Экономическая суть данного показателя характеризует соотношение рыночных цен на жилье и уровень доходов населения. Показываются ретроспективные и перспективные тенденции развития региональной жилищной политики
-
Проблемы построения системы реализации продукции малого хозяйствования
Краткое описаниеЗалогом дальнейшего успешного развития субъектов малых аграрных форм хозяйствования является наличие каналов реализации произведенной продукции. Сегодня доля крупных сетевых ритейлеров продолжает расти, преодолев 25% планку всей розничной торговли, а доля сельскохозяйственных рынков и ярмарок снижается по причине избыточности контроля и регулирования торговли. Проведенный мониторинг показал, что цены на капусту, морковь, помидоры, картофель, лук и свеклу были на сельскохозяйственных ярмарках в среднем на 15–20% ниже, чем в магазинах. Поэтому, если уничтожить малую рыночную инфраструктуру, то крестьянско- фермерские, личные подсобные и другие малые аграрные производства, обеспечивающие своей продукцией местные сельскохозяйственные рынки, просто погибнут. Однако, сельскохозяйственные рынки ждут неприятные перемены – все они будут обязаны работать только в крытых, капитальных строениях. Сельскохозяйственные рынки, которые не справляются с реализацией нового закона, будут вынуждены закрыться и уйти с рынка. Авторами прогнозируется, что закрытие малых рынков приведет к подорожанию продуктов питания в среднем на 15% и считают правильным решение перенести до 2020 года реализацию закона передачи территориальным властям право переносить сельскохозяйственные рынки в капитальные строения, выделения мобильной торговли в отдельную категорию с упрощенным порядком регулирования, а также создания прозрачных и единых принципов регулирования нестационарной торговли
-
Повышение конкурентных возможностей субъектов малых аграрных форм хозяйствования
Краткое описаниеГоворится, что конкурентоспособные позиции субъектов малых аграрных форм хозяйствования (МАФХ) все чаще обеспечиваются доступными инновационными подходами при высокой гибкости внутреннего управления, способностью оперативно адаптироваться к постоянно меняющейся рыночной конъюнктуре. Однако, как показывает практика, направление развития малой экономики не выступает приоритетом современной аграрной политики, в этой сфере чаще преобладают декларативные намерения, нежели идущие за этими заявлениями нужные объемы инвестирования в процесс регулирования развития субъектов МАФХ. Отмечается, что следует обеспечить участников малых аграрных форм хозяйствования необходимыми земельными ресурсами, создать доступную для малых субъектов банковскую схему получения инвестиционных кредитов, субсидирования, кооперативного кредитования; расширить объем предоставляемых производственных услуг и сервиса; продолжить развитие возможностей производственного кооперирования, совместного снабжения, переработки, маркетинговых исследований по сбыту продукции; облегчить доступ малых субъектов к местным сбытовым рынкам. Серьезной проблемой остаются высокая инфляция, напрямую влияющая на стоимость кредитования, цены на ГСМ, трудности обновления технической и материальной базы производства, обеспечение оборотными средствами. Поэтапное решение этих проблем повысит рыночную конкурентоспособность малого аграрного хозяйствования
-
Необходимость совершенствования системы регулирования развития малого аграрного хозяйствования
Краткое описаниеПрактика показывает, что уровень развития малых аграрных форм хозяйствования является важным показателем благоприятности условий, создаваемых государством для развития производства и сельских территорий. И наоборот степень развития сельских территорий оказывает влияние на развитие малых аграрных субъектов. Необходимо повышать самостоятельность, мотивацию муниципальных органов власти в социально-экономическом развитии своих территорий. Однако сегодня отмечается относительное снижение уровня поддержки малого хозяйствования. Поддержка сельского хозяйства в нашем регионе с 2007 года выросли почти в 3 раза, а малого хозяйствования лишь на 34,3%, то есть фактически отмечается отрицательный тренд, если учитывать инфляцию. Без системной господдержки малого хозяйствования проблематично вести правильное воспроизводство стада, увеличивать объемы отраслевого производства. Это ведет к снижению доходов сельского населения, особенно в личном подсобном хозяйстве, числа рабочих мест, повышению уровня безработицы, социальной напряженности в обществе, отрицательно отражается на экономике региона. Необходимо совершенствовать экономический механизм господдержки малых форм, улучшать условия их кредитования, инвестирования, создавать условия для увеличения производства товарной продукции, новые рабочие места, повышать занятость сельского населения, совершенствовать систему кооперирования в производстве, переработке, хранении, транспортировке и реализации продукции малого хозяйствования, улучшать социальную инфраструктуру, повышать качество сельской жизни. Авторами разработаны и предложены корректирующие предложения по реализации краевой целевой программы развития малых форм хозяйствования на 2016–2020 гг. с определением сроков реализации и объемов финансирования, по блокам организации конкурентного производства, поддержки семейных животноводческих ферм, системы сельхозкооперации и сбыта товарной продукции
-
К вопросу развития системы регионального рынка жилья
Краткое описаниеВ статье рассматривается теоретические аспекты системы формирования регионального рынка жилья. Отмечается, что экономические реформы нашей страны сместили на региональный уровень практическое решение социальных задач по обеспечению населения доступным жильём. Строительство жилья до недавних пор выступало драйвером роста всей экономики. Поэтому исследование влияния экономики жилищного сектора на эффективность развития региональной социально-экономической системы, является весьма актуальным и востребованным. Авторы представляют понятие регион, как сложную многоуровневую структуру со своей экономической средой, динамикой развития, выступающей составной частью национальной экономики. В работе осуществлена постановка региональных целей развития строительного рынка жилья. Применительно к жилищному рынку они выделили общеэкономическую, инвестиционную, социальную, стимулирующую, информационную, санирующую, обеспечивающую, системообразующую, пространственно- развивающую и регулятивно-корректирующую функцию. Помимо обозначенных функций они включили в этот перечень и контрольно- регулирующую функцию, она призвана содействовать повышению эффективности использования земельных участков под строительным жильем, сбалансированному спросу, формированию предложений на местном жилом рынке, координированию остальных перечисленных функций. К специфическим функциям они относят мероприятия по расширению рыночного сегмента, диверсификацию строительного бизнеса, укрепление взаимосвязей с другими региональными участниками рынками жилья, повышение роли региона в экономики страны
-
К анализу развития крестьянско-фермерских и личных хозяйств населения
Краткое описаниеВажным сегментом аграрного производства, наряду с другими субъектами малых аграрных форм хозяйствования, выступают личные подсобные и крестьянско-фермерские хозяйства. Их роль становится все более заметной, по мере наращивания собственного производственного потенциала. Однако их ресурсная база остается весьма слабой, основные средства производства изношены, многие из них не могут повысить техническую оснащенность. В этом сегменте ограничены и возможности лизинга, существуют проблемы в логистике хозяйствования, малые субъекты не имеют рыночной власти на рынке производственных ресурсов и при сбыте продукции. Отсутствие залоговой базы формирует высокую стоимость кредитования и перманентную вероятность банкротства. С другой стороны отмечается, что малые субъекты имеют большое многообразие организационных и правовых форм, неформальную систему управления, высокую взаимозаменяемость производственных функций, в них совмещается статус собственника и менеджера. Они существенно снижают социальную напряженность в сельской местности, играют значительную роль в импортозамещении. Характерными особенностями малых аграрных форм хозяйствования является также высокая автономность, самостоятельность, самозащита от факторов внешней среды. Они мало расходуют средств на создание рабочих мест, имеют низкие постоянные издержки, самостоятельно преодолевают трудности начала. Однако, неразвитость производственной инфраструктуры малого хозяйствования препятствует повышению технологического уровня. Они работают при постоянном внешнем вмешательстве, что снижает эффективность их производства, рыночную конкурентоспособность. Все они имеют высокую зависимость от местных условий производства, емкости территориальных рынков. Низкий уровень кооперирования участников МАФХ существенно ограничивает число каналов сбыта продукции, повышает волатильность реализации. Проведенный анализ показал высокую необходимость реализации выявленных резервов роста эффективности
-
Региональные факторы развития малых сельскохозяйственных организаций
Краткое описаниеГоворится, что малые аграрные формы хозяйствования (МАФХ) играют значительную роль в импортозамещении продовольствия, которое направлено на замену импортируемого сельскохозяйственного сырья и готовых продуктов отечественным обеспечением. Субъекты МАФХ Краснодарского края вносят значительный вклад в повышение эффективности региональной экономики. На долю малых аграрных форм хозяйствования приходится 29% регионального производства зерна и мяса, 36% молока, 47% яиц, 10% сахарной свеклы, 30% подсолнечника, 95% картофеля, 70% овощей, 29% винограда, чем вносят существенный вклад в процесс импортозамещения. Кроме того, малые формы оказывают большое положительное влияние на факторы устойчивости хозяйствования, динамику развития всей сельской экономики, повышают конкурентоспособность всей отрасли за счет увеличения сегмента продаж, совершенствования рыночной сбытовой инфраструктуры. Сегодня субъекты МАФХ выступают приоритетным вектором развития региональной аграрной политики. Однако, при доле регионального аграрного производственного сегмента более 35%, малое хозяйствование получают лишь 10% суммы всех источников государственной поддержки. В последние годы меры по стимулированию субъектов малых аграрных форм хозяйствования направлены на увеличение размеров землепользования, отмену нормативов числа животных, улучшение условий кредитования, облегчение стартовых условий хозяйствования, объединение усилий по организации каналов сбыта продукции и другим программам. Однако ситуация с кредитованием субъектов МАФХ улучшается слишком медленно из-за отсутствия достаточной залоговой базы, поэтому пользоваться кредитованием может лишь малая их часть. Продолжают сохранятся бюрократические, ведомственные барьеры со стороны контролирующих органов. Имеет место торговая дискриминация на розничных рынках, возникают большие трудности из-за новых требований обустройства рынков, плохо работают дотационные каналы сбыта произведенной продукции и другое. Все это диктует необходимость дальнейшего совершенствования экономического механизма регулирования развития малого аграрного хозяйствования
-
Социально-экономические особенности развития малого хозяйствования
Краткое описаниеГоворится, что при большом числе исследований проблем функционирования и регулирования роста малых аграрных форм хозяйствования сохраняется ряд научных проблемных положений по понятийному аппарату малого хозяйствования, особенностям прогнозирования, оптимизации процессов принимаемых управленческих решений, инновационному развитию малых аграрных форм хозяйствования. Отмечается, что в процессы поддержки регулирования малых форм хозяйствования сегодня инвестируется все больше госбюджетных средств. Их использование тесно привязано к определению «малые формы хозяйствования» правильному отнесению субъектов хозяйствования к этой сфере деятельности. В связи с этим предлагается авторская дефиниция «малые аграрные формы хозяйствования», отличающаяся от широко применяемого в научной и производственной практике определения «малые формы хозяйствования» большей лаконичностью привязки к этим субъектам хозяйствования всех малых производителям сельскохозяйственной продукции, включая домашние городские хозяйства. Среди особенностей малого аграрного хозяйствования авторы выделяют самостоятельность, полипродуктовую модельную ориентацию, низкую развитость и применяемость управленческих технологий, экономических знаний, культуры рыночных отношений, информационного, консалтингового сервиса, общей инфраструктуры производства. К сильным сторонам малого хозяйствования относят малый первоначальный капитал на «поднятие дела», высокую самостоятельность, гибкость процесса хозяйствования, высокую эффективность, низкие постоянные издержки, возможности эффективной мобилизации сырьевых и финансовых ресурсов. Также предлагается активизировать развитие отношений со структурами IV сферы агропромышленного комплекса: консультационными, исследовательскими, образовательными, финансовыми, информационными и другими сервисными службами для повышения эффективности функционирования малых аграрных форм хозяйствования