Ф.И.О.
Толмачев Алексей Васильевич
Ученая степень
• доктор экономических наук
Ученое звание
профессор
Почетное звание
—
Организация, должность
• Кубанский государственный аграрный университет
Научные интересы
Адрес веб-сайта
—
Электропочта
—
Текущий рейтинг (суммарный рейтинг статей)
0
TOP5 соавторов
Статей в журнале: 34 шт
Сформировать список работ, опубликованных в Научном журнале КубГАУ
-
Сущность, этапы роста и направления поддержки малого аграрного хозяйствования
Краткое описаниеГоворится о том, что малое аграрное хозяйствование занимает важное место в рыночной экономике, создает новые рабочие места, новые источники дохода в избыточном трудовыми ресурсами сельском секторе. Рассматриваются трансформационные этапы развития малого бизнеса, мотивация возникновения кооперации, условия формирования многоукладной экономики. Отмечается развитие разнообразных хозяйственных форм, основными из которых являются: малые аграрные формы хозяйствования с низкой технической и энергетической вооруженностью труда, низким уровнем механизации и высоким уровнем затрат ручного труда; малый аграрный бизнес получивший развитие в сфере предоставления производственных услуг в сельском хозяйстве; производства малых аграрных форм хозяйствования, встроенные в сложную систему взаимоотношений по технологической специализации со средним и крупным бизнесом; малые формы хозяйствования, которые самостоятельно или по кооперации нацелены на коммерческое внедрение, освоение и реализацию инноваций. Показывается, что сегодня передовой опыт поддержки малого хозяйствования реализует ряд направлений по снижению налоговых отчислений в пенсионные фонды субъектов, использующих высокие технологии; использованию налоговых каникул на имущество; отмене налога на прибыль малых производств, полученную за счет продажи бумажных и других активов; продлению льготной приватизации, арендуемых малыми производствами объектов недвижимости, с освобождением от оплаты налога по добавленной стоимости; предоставлению годовых финансовых пакетов помощи малому предпринимательству; передаче в бюджеты муниципалитетов взимаемых платежей за счет продажи патентов от малой предпринимательской деятельности и другим направлениям поддержки. Отмечается необходимость совершенствования экономических инструментов, замены существующей малоэффективной структуру отечественного малого хозяйствования, большего мотивирования в создании новых рабочих мест, повышения жизненного уровня участников субъектов малых форм хозяйствования
-
Дефиниции и критерии развития малых аграрных форм хозяйствования
Краткое описаниеРассмотрены финансовые и другие критериальные показатели, по которым производства относятся к категории малых аграрных форм хозяйствования. Нашим законодательством установлено, что годовой оборот для «микропредприятия» не должен превышать сумму в 60 млн руб. или $755,6 тыс. по обменному текущему курсу доллара USA (на 20.01.2016 г. равным 79,41 руб./$ ). Для категории «малых предприятий» верхняя граница денежной выручки должна находиться в пределах от 60 до 400 млн руб. (в долларовом исчислении от $0,756 до $5,037 млн). Соответственно, для «средних предприятий» критерий выручки должен составлять от 400 млн до 1 млрд руб., или $5,037 и $12,259 млн). Размер бизнеса выше 1 млрд руб. следует относить к категории «крупного бизнеса». Согласно ФЗ РФ №209, данные финансовые уровни принято корректировать через пять лет. Все коммерческие организации при числе работников менее 15 человек (включительно) относятся к категории «микропредприятий», с числом работающих от 16 до 100 человек – к категории «малых предприятий». К «средним предприятиям» отнесли организации с числом работающих от 101 до 250 человек. Отмечается, что в мировой практике критерий отнесения предприятия к соответствующей категории сегодня определяется не формируемыми финансовыми потоками и активами предприятия, а простой численностью работающих. В нашей практике одновременный учет числа работников, годовой денежной выручки, поголовья, и площади сельскохозяйственных угодий дает возможность анализировать по малым аграрным формам хозяйствования динамику производительности труда, принимать управленческие решения по инвестиционной целесообразности инноваций, совершенствованию технологий производства и инфраструктуры продуктовой реализации
-
Экономика развития и регулирования современного зернового рынка
Краткое описаниеОтмечается, что зерновой сырьевой рынок является основой российского агропромышленного комплекса. Раньше господдержка сектора составляла порядка $4 млрд, в 2016 году планируется на уровне 237 млрд. руб. (менее $3 млрд). Вступление России в ВТО принесло своим аграриям больше минусов, чем плюсов, меньше возможностей регулирования, защиты рынка. Актуальность совершенствования методологии развития, разработки практических рекомендаций по решению проблем повышения эффективности функционирования зернового рынка, возрастает из-за глобализации социально- экономических процессов в мире. За последние 5 лет в Краснодарском крае господдержка агропромышленного комплекса, составила 32 млрд руб. ($0,4 млрд), или 1 664 руб./га ($20/га) в 2014 г. Сегодня вновь рост цен на поставляемые промышленные ресурсы стал опережать рост цен на производимую сельским хозяйством продукцию, что серьезно сдерживает развитие отрасли. Авторы считают, что успехи зерновой отрасли зависят больше всего от совокупного наличия факторов: 1) современной техники и технологии; 2) квалифицированных специалистов; 3) государственной финансовой поддержки; 4) обоснованного привлечения кредитных ресурсов. Производство «любой ценой» теперь никому не нужно, нужно снижать себестоимость зерна, получать максимальную прибыль и вкладывать ее в модернизацию предприятия. Повышать производительность труда, производить больше продукции с меньшими издержками. Производителям зерна пора вкладываться в развитие собственного животноводства, иначе они опоздают на это растущий рынок. Этот вектор развития повысит устойчивость зернового бизнеса и сопутствующего ему животноводства, снизит сезонную зависимость финансовых потоков, уменьшит удельные издержки, повысит рентабельность, конкурентоспособность, расширит бизнес, создаст новые рабочие места, повысит число своих покупателей
-
Аспекты регулирования развития производства зерна и выхода на внешние рынки
Краткое описаниеОсновным направлением развития растениеводства в текущем и будущем году, по мнению авторов статьи, по-прежнему остается дальнейшее развитие производства зерновых. В рисоводстве следует вести работу по поиску новых эффективных сортов риса, диверсифицировать ассортимент готовой продукции, реализовать возможности импортозамещения. Приведенные данные показывают довольно динамичное развитие зернового производства в Краснодарском крае, свидетельствуют о достаточном потенциале освоения возможностей научно-технического прогресса, новых технологий и систем машин по производству зерновых. Важной составляющей российского зернового рынка в последнее десятилетие является фактор экспорта зернового сырья. Ослабление рубля сделало внешнюю торговлю зерном сегодня очень выгодным бизнесом и в этот сектор пришли новые инвесторы, которые стали массово отравлять продукцию за границу, что спровоцировало резкий рост внутренних цен, поэтому с 1 июля 2015 была введена новая ограничительная экспортная пошлину на зерно. Мера была введена для повышения привлекательности поставок пшеницы на внутренний рынок и регулирования цен. Следует отметить и значительный рост экспорта муки пшеничной и пшенично-ржаной (рост по объемам поставок в 6 раз, а в стоимостном исчислении в 9,9 раза) как положительный фактор диверсификации и роста числа технологических переделов сырья. Зерновые сегодня экспортируются в 50 стран мира, мы входим в топ-5 крупнейших экспортеров зерна. Анализ показателей импорта зерновых показывает, что структуре импорта продовольствия в 2014 году они занимали 1,22%, это был в основном семенной материал кукурузы. Значительная часть этой импортной позиции реализовывалась в других регионах нашей страны
-
Социально-экономические особенности развития малого хозяйствования
Краткое описаниеГоворится, что при большом числе исследований проблем функционирования и регулирования роста малых аграрных форм хозяйствования сохраняется ряд научных проблемных положений по понятийному аппарату малого хозяйствования, особенностям прогнозирования, оптимизации процессов принимаемых управленческих решений, инновационному развитию малых аграрных форм хозяйствования. Отмечается, что в процессы поддержки регулирования малых форм хозяйствования сегодня инвестируется все больше госбюджетных средств. Их использование тесно привязано к определению «малые формы хозяйствования» правильному отнесению субъектов хозяйствования к этой сфере деятельности. В связи с этим предлагается авторская дефиниция «малые аграрные формы хозяйствования», отличающаяся от широко применяемого в научной и производственной практике определения «малые формы хозяйствования» большей лаконичностью привязки к этим субъектам хозяйствования всех малых производителям сельскохозяйственной продукции, включая домашние городские хозяйства. Среди особенностей малого аграрного хозяйствования авторы выделяют самостоятельность, полипродуктовую модельную ориентацию, низкую развитость и применяемость управленческих технологий, экономических знаний, культуры рыночных отношений, информационного, консалтингового сервиса, общей инфраструктуры производства. К сильным сторонам малого хозяйствования относят малый первоначальный капитал на «поднятие дела», высокую самостоятельность, гибкость процесса хозяйствования, высокую эффективность, низкие постоянные издержки, возможности эффективной мобилизации сырьевых и финансовых ресурсов. Также предлагается активизировать развитие отношений со структурами IV сферы агропромышленного комплекса: консультационными, исследовательскими, образовательными, финансовыми, информационными и другими сервисными службами для повышения эффективности функционирования малых аграрных форм хозяйствования
-
К анализу развития крестьянско-фермерских и личных хозяйств населения
Краткое описаниеВажным сегментом аграрного производства, наряду с другими субъектами малых аграрных форм хозяйствования, выступают личные подсобные и крестьянско-фермерские хозяйства. Их роль становится все более заметной, по мере наращивания собственного производственного потенциала. Однако их ресурсная база остается весьма слабой, основные средства производства изношены, многие из них не могут повысить техническую оснащенность. В этом сегменте ограничены и возможности лизинга, существуют проблемы в логистике хозяйствования, малые субъекты не имеют рыночной власти на рынке производственных ресурсов и при сбыте продукции. Отсутствие залоговой базы формирует высокую стоимость кредитования и перманентную вероятность банкротства. С другой стороны отмечается, что малые субъекты имеют большое многообразие организационных и правовых форм, неформальную систему управления, высокую взаимозаменяемость производственных функций, в них совмещается статус собственника и менеджера. Они существенно снижают социальную напряженность в сельской местности, играют значительную роль в импортозамещении. Характерными особенностями малых аграрных форм хозяйствования является также высокая автономность, самостоятельность, самозащита от факторов внешней среды. Они мало расходуют средств на создание рабочих мест, имеют низкие постоянные издержки, самостоятельно преодолевают трудности начала. Однако, неразвитость производственной инфраструктуры малого хозяйствования препятствует повышению технологического уровня. Они работают при постоянном внешнем вмешательстве, что снижает эффективность их производства, рыночную конкурентоспособность. Все они имеют высокую зависимость от местных условий производства, емкости территориальных рынков. Низкий уровень кооперирования участников МАФХ существенно ограничивает число каналов сбыта продукции, повышает волатильность реализации. Проведенный анализ показал высокую необходимость реализации выявленных резервов роста эффективности
-
Региональные факторы развития малых сельскохозяйственных организаций
Краткое описаниеГоворится, что малые аграрные формы хозяйствования (МАФХ) играют значительную роль в импортозамещении продовольствия, которое направлено на замену импортируемого сельскохозяйственного сырья и готовых продуктов отечественным обеспечением. Субъекты МАФХ Краснодарского края вносят значительный вклад в повышение эффективности региональной экономики. На долю малых аграрных форм хозяйствования приходится 29% регионального производства зерна и мяса, 36% молока, 47% яиц, 10% сахарной свеклы, 30% подсолнечника, 95% картофеля, 70% овощей, 29% винограда, чем вносят существенный вклад в процесс импортозамещения. Кроме того, малые формы оказывают большое положительное влияние на факторы устойчивости хозяйствования, динамику развития всей сельской экономики, повышают конкурентоспособность всей отрасли за счет увеличения сегмента продаж, совершенствования рыночной сбытовой инфраструктуры. Сегодня субъекты МАФХ выступают приоритетным вектором развития региональной аграрной политики. Однако, при доле регионального аграрного производственного сегмента более 35%, малое хозяйствование получают лишь 10% суммы всех источников государственной поддержки. В последние годы меры по стимулированию субъектов малых аграрных форм хозяйствования направлены на увеличение размеров землепользования, отмену нормативов числа животных, улучшение условий кредитования, облегчение стартовых условий хозяйствования, объединение усилий по организации каналов сбыта продукции и другим программам. Однако ситуация с кредитованием субъектов МАФХ улучшается слишком медленно из-за отсутствия достаточной залоговой базы, поэтому пользоваться кредитованием может лишь малая их часть. Продолжают сохранятся бюрократические, ведомственные барьеры со стороны контролирующих органов. Имеет место торговая дискриминация на розничных рынках, возникают большие трудности из-за новых требований обустройства рынков, плохо работают дотационные каналы сбыта произведенной продукции и другое. Все это диктует необходимость дальнейшего совершенствования экономического механизма регулирования развития малого аграрного хозяйствования
-
Повышение конкурентных возможностей субъектов малых аграрных форм хозяйствования
Краткое описаниеГоворится, что конкурентоспособные позиции субъектов малых аграрных форм хозяйствования (МАФХ) все чаще обеспечиваются доступными инновационными подходами при высокой гибкости внутреннего управления, способностью оперативно адаптироваться к постоянно меняющейся рыночной конъюнктуре. Однако, как показывает практика, направление развития малой экономики не выступает приоритетом современной аграрной политики, в этой сфере чаще преобладают декларативные намерения, нежели идущие за этими заявлениями нужные объемы инвестирования в процесс регулирования развития субъектов МАФХ. Отмечается, что следует обеспечить участников малых аграрных форм хозяйствования необходимыми земельными ресурсами, создать доступную для малых субъектов банковскую схему получения инвестиционных кредитов, субсидирования, кооперативного кредитования; расширить объем предоставляемых производственных услуг и сервиса; продолжить развитие возможностей производственного кооперирования, совместного снабжения, переработки, маркетинговых исследований по сбыту продукции; облегчить доступ малых субъектов к местным сбытовым рынкам. Серьезной проблемой остаются высокая инфляция, напрямую влияющая на стоимость кредитования, цены на ГСМ, трудности обновления технической и материальной базы производства, обеспечение оборотными средствами. Поэтапное решение этих проблем повысит рыночную конкурентоспособность малого аграрного хозяйствования
-
Необходимость совершенствования системы регулирования развития малого аграрного хозяйствования
Краткое описаниеПрактика показывает, что уровень развития малых аграрных форм хозяйствования является важным показателем благоприятности условий, создаваемых государством для развития производства и сельских территорий. И наоборот степень развития сельских территорий оказывает влияние на развитие малых аграрных субъектов. Необходимо повышать самостоятельность, мотивацию муниципальных органов власти в социально-экономическом развитии своих территорий. Однако сегодня отмечается относительное снижение уровня поддержки малого хозяйствования. Поддержка сельского хозяйства в нашем регионе с 2007 года выросли почти в 3 раза, а малого хозяйствования лишь на 34,3%, то есть фактически отмечается отрицательный тренд, если учитывать инфляцию. Без системной господдержки малого хозяйствования проблематично вести правильное воспроизводство стада, увеличивать объемы отраслевого производства. Это ведет к снижению доходов сельского населения, особенно в личном подсобном хозяйстве, числа рабочих мест, повышению уровня безработицы, социальной напряженности в обществе, отрицательно отражается на экономике региона. Необходимо совершенствовать экономический механизм господдержки малых форм, улучшать условия их кредитования, инвестирования, создавать условия для увеличения производства товарной продукции, новые рабочие места, повышать занятость сельского населения, совершенствовать систему кооперирования в производстве, переработке, хранении, транспортировке и реализации продукции малого хозяйствования, улучшать социальную инфраструктуру, повышать качество сельской жизни. Авторами разработаны и предложены корректирующие предложения по реализации краевой целевой программы развития малых форм хозяйствования на 2016–2020 гг. с определением сроков реализации и объемов финансирования, по блокам организации конкурентного производства, поддержки семейных животноводческих ферм, системы сельхозкооперации и сбыта товарной продукции
-
К вопросу развития системы регионального рынка жилья
Краткое описаниеВ статье рассматривается теоретические аспекты системы формирования регионального рынка жилья. Отмечается, что экономические реформы нашей страны сместили на региональный уровень практическое решение социальных задач по обеспечению населения доступным жильём. Строительство жилья до недавних пор выступало драйвером роста всей экономики. Поэтому исследование влияния экономики жилищного сектора на эффективность развития региональной социально-экономической системы, является весьма актуальным и востребованным. Авторы представляют понятие регион, как сложную многоуровневую структуру со своей экономической средой, динамикой развития, выступающей составной частью национальной экономики. В работе осуществлена постановка региональных целей развития строительного рынка жилья. Применительно к жилищному рынку они выделили общеэкономическую, инвестиционную, социальную, стимулирующую, информационную, санирующую, обеспечивающую, системообразующую, пространственно- развивающую и регулятивно-корректирующую функцию. Помимо обозначенных функций они включили в этот перечень и контрольно- регулирующую функцию, она призвана содействовать повышению эффективности использования земельных участков под строительным жильем, сбалансированному спросу, формированию предложений на местном жилом рынке, координированию остальных перечисленных функций. К специфическим функциям они относят мероприятия по расширению рыночного сегмента, диверсификацию строительного бизнеса, укрепление взаимосвязей с другими региональными участниками рынками жилья, повышение роли региона в экономики страны