Ф.И.О.
Толмачев Алексей Васильевич
Ученая степень
• доктор экономических наук
Ученое звание
профессор
Почетное звание
—
Организация, должность
• Кубанский государственный аграрный университет
Научные интересы
Адрес веб-сайта
—
Электропочта
—
Текущий рейтинг (суммарный рейтинг статей)
0
TOP5 соавторов
Статей в журнале: 34 шт
Сформировать список работ, опубликованных в Научном журнале КубГАУ
-
Прогнозирование емкости рынка по продукции малого хозяйствования
Краткое описаниеПроблема правильного определения потенциальной емкости рынка по товарной продукции, произведенной малыми формами хозяйствования, имеет большое значение, так как излишки нереализованной продукции становятся источником потерь и дефолта хозяйствования. Сбыт произведенной сельскохозяйственной, продовольственной продукции для субъектов малых форм хозяйствования является определяющим и потому представляет повышенный интерес. Автор отмечает, что сегодня главное не произвести продукцию, а эффективно реализовать произведенное. По этой причине, для производителей продукции весьма актуальной проблемой является правильное прогнозирование объемов производства с учетом потенциальной емкости рынка. Для получения более точных результатов автор рекомендует разделять группы потребителей населения в зависимости от уровня потребления продуктов питания. Для этого предлагается делить потребителей по социальным, видовым и другим признакам. Эти существенные особенности учитываются инструментарием панельных обследований. Предлагаемый подход при правильном наполнении рекомендованной формулы позволяет определить и смоделировать объемы сельскохозяйственной продукции, которые рынок способен поглотить; спланировать конкретные уровни производства субъектов малых форм хозяйствования, объемы товарных предложений, которые найдут покупателей и существенно снизят риски возникновения потерь и образования неликвидных запасов
-
Характеристика и тенденции развития регионального рынка жилья
Краткое описаниеРынок жилья предлагается дифференцировать по различным квалификационным признакам, в том числе по способам проведения сделок на: первичном и вторичном рынках, организованном и неорганизо- ванном, биржевом и внебиржевом рынках. Систематизируются признаки функционального назначения рынка жилья, детализируется состав участников рынка. Дается статистическая информация по числу основных участников регионального жилищного рынка, выделены основные инвесторы этого рынка с указанием сферы интересов. В качестве инвесторов локального рынка жилья рассматриваются органы управления госимуществом, муниципальной недвижимостью, гражданские лица, юридические лица, организации, физические и юридические иностранные лица и другие участники жилищных проектов. Отмечается, что на практике наибольшее распространение получили следующие формы участия в строительстве: долевое, выпуск ценных бумаг для привлечения инвесторов, банковское и ипотечное кредитование, приводится анализ этой практики, систематизируются преимущества каждой из этих систем. Приводится система оценочных показателей регионального жилищного рынка, состоящая из трех групп: объёмам вводимого жилья, стоимости и доступности жилья. Третью группу предлагается дополнить индексом доступности жилья, приведена методика его расчета. Простота рекомендуемого подхода позволяет проводить оперативные расчёты в практике строительства по определению доступности жилья для отдельных категорий населения с учетом их доходов на всех региональных рынках жилья. Экономическая суть данного показателя характеризует соотношение рыночных цен на жилье и уровень доходов населения. Показываются ретроспективные и перспективные тенденции развития региональной жилищной политики
-
Проблемы построения системы реализации продукции малого хозяйствования
Краткое описаниеЗалогом дальнейшего успешного развития субъектов малых аграрных форм хозяйствования является наличие каналов реализации произведенной продукции. Сегодня доля крупных сетевых ритейлеров продолжает расти, преодолев 25% планку всей розничной торговли, а доля сельскохозяйственных рынков и ярмарок снижается по причине избыточности контроля и регулирования торговли. Проведенный мониторинг показал, что цены на капусту, морковь, помидоры, картофель, лук и свеклу были на сельскохозяйственных ярмарках в среднем на 15–20% ниже, чем в магазинах. Поэтому, если уничтожить малую рыночную инфраструктуру, то крестьянско- фермерские, личные подсобные и другие малые аграрные производства, обеспечивающие своей продукцией местные сельскохозяйственные рынки, просто погибнут. Однако, сельскохозяйственные рынки ждут неприятные перемены – все они будут обязаны работать только в крытых, капитальных строениях. Сельскохозяйственные рынки, которые не справляются с реализацией нового закона, будут вынуждены закрыться и уйти с рынка. Авторами прогнозируется, что закрытие малых рынков приведет к подорожанию продуктов питания в среднем на 15% и считают правильным решение перенести до 2020 года реализацию закона передачи территориальным властям право переносить сельскохозяйственные рынки в капитальные строения, выделения мобильной торговли в отдельную категорию с упрощенным порядком регулирования, а также создания прозрачных и единых принципов регулирования нестационарной торговли
-
Повышение роли государственного регулирования в управлении развитием аграрного производства
Краткое описаниеОтечественный и зарубежный опыт функционирования сегмента «малой» сельской экономики показывает, что его возможности используются все еще не полностью из-за трудностей и рисков развития. Основной причиной замедления динамики современного развития субъектов малых аграрных форм хозяйствования (МАФХ), по мнению авторов, является труднодоступность кредитного рынка при сегодняшней высокой ключевой ставке ЦБ в 10,5%, что существенно снижает эффективность инвестирования в этот довольно рискованный производственной сектор экономики. Кроме того, наиболее «узким местом» по-прежнему остается блок реализации продукции субъектов малого хозяйствования. Авторы предлагают уточненную дефиниция «малые аграрные формы хозяйствования» отличающуюся от предыдущих определений большей лаконичностью, включением в себя малых производств не только 1-й производственной, но и 2-й перерабатывающей сферы АПК. Исследование выявило, что наиболее характерными особенностями малых аграрных форм хозяйствования являются высокая автономность, самостоятельность, самозащита от неблагоприятных факторов внешней среды. Авторы предлагают корректировать долгосрочную краевую программу развития, свою методику определения емкости рынка по продукции малых аграрных форм хозяйствования с возможностями дифференцированного учета потребителей по доходам, резидентности, потреблению домашних и других животных. Они считают, что проблему доступности кредитования и совершенствования системы маркетинга малых аграрных форм хозяйствования сегодня во многом способны решить многоуровневые сельскохозяйственные кредитные и сбытовые кооперативы. Авторы считают, что государству следует самому создавать очень востребованные участниками МАФХ производственные активы, а затем передать их в оперативное управление кооперативам, с последующей трансформацией их в долевую собственность малых участников кооперации
-
Анализ развития вертикального кооперирования малого аграрного хозяйствования
Краткое описаниеЗалогом дальнейшего успешного развития субъектов малых аграрных форм хозяйствования является кооперирование усилий в переработке, хранении, кредитовании и реализации произведенной продукции. Показано, что современное кооперирование позволяет формировать на районном уровне аграрные потребительские кооперативы 1-го уровня. На их основе, на уровне региона, формируются объединения кооперативов 2-го уровня. Могут также образовываться и кооперативы 3-го уровня на федеральном уровне или уровне федеральных округов. Приведена динамика финансирования краевых целевых программ развития с.-х. кредитной и сбытовой кооперации в регионе Краснодарского края. Сегодня в крае работает двухуровневая система сельскохозяйственной потребительских кооперативов с региональным гарантийным фондом поддержки их развития. Главной целью работы гарантийного фонда является обеспечение доступа малых форм хозяйствования к финансовым и материальным ресурсам. Гарантийный фонд обеспечивает кооперативам первого уровня возможность дальнейшего развития, позволяет привлекать на 1 рубль бюджетной поддержки дополнительно 9,1 рубля кредитных средств. Анализ хозяйственной деятельности субъектов малого аграрного хозяйствования показал, что повышение доступности и оперативности получения займов в с.-х. кредитных потребительских кооперативах для целей производства продукции увеличивает валовые объемы и прибыльность производства сельскохозяйственной продукции. Показана динамика развития практики многоуровнего кооперирования как условие дальнейшего совершенствования функционирования малых аграрных форм хозяйствования, системы их кредитования и товародвижения
-
Управление развитием аграрного производства на основе вертикального кооперирования
Краткое описаниеПоказан экономический механизм функционирования вертикального кооперирования малых аграрных форм хозяйствования, их количественная характеристика. Большое внимание уделяется работе ревизионного союза, показаны его задачи, стабилизирующая роль в кредитовании малого хозяйствования, объемы регионального кредитования. Предложен проект совершенствования действующего экономического механизма вертикальной кооперации с целью повышения эффективности регулирования процесса развития потребкооперации малого хозяйствования с возможностью последующего акционирования субъектов производственной инфраструктуры созданной с участием государства. Авторы рекомендуют создавать инфраструктурные объекты совместного малого хозяйствования при активном привлечении государства, что повысит низкую ныне мотивацию участников малого аграрного хозяйствования (МАФХ) к строительству нового кооперирования. Рекомендуется активнее создавать инфраструктуру хозяйствования, за счёт государственных возможностей в строительстве производственных, снабженческих, логистических, перерабатывающих, сбытовых и других востребованных практикой объектов в виде хранилищ, боен, баз хранения минеральных удобрений и т.д. Более активно вести подготовку и повышение квалификации кадров для работы в малых формах хозяйствования и особенно в их потребительских кооперативах. Повысить эффективность информационно-консультационного инструментария развития малого хозяйствования дополнительным государственным финансированием, активнее реализовать схему частно-государственного партнерства с кооперативами малого аграрного хозяйствования. Важным фактором дальнейшего успешного развития МАФХ является лоббирование интересов участников малого аграрного бизнеса возможностями региональных торгово-промышленных палат, созданием ассоциаций малых форм хозяйствования для отстаивания интересов участников по вопросам землепользования, ресурсного обеспечения, кредитования, реализации продукции и другим важным проблемам
-
Сущность и этапы государственного регулирования аграрной экономики
Краткое описаниеПриведена авторская классификация этапов развития государственного регулирования аграрной экономики, состоящая из четырех блоков; приводится их краткая характеристика. Показаны границы государственного регулирования, которые определяются правовыми, законодательными, бюджетными, налоговыми, социальными и экологическими функциями государства. Методы регулирования с участием государства условно подразделяются на прямые (административные) и косвенные (экономические). Экономические и административные инструменты имеют определенное сходство, единые черты, и, в то же время, они противоположны. Отмечается преобладание экономических методов; при этом выделяется пять областей экономики, в которых применение административных методов является обязательным условием сбалансированного развития аграрной экономики. При этом, очень важно государственное контролирование монопольных рынков, предотвращение негативного влияния на невоспроизводимые ресурсы, состояние окружающей среды, экологическую обстановку, а также поддержание приемлемого уровня жизни сельского населения. Особое место занимает поддержка внешнеэкономической системы связей, политика умеренного протекционизма по защите аграрных рынков таможенными барьерами, лицензирование экспорта, контроль импортной политики. Отмечается, что косвенное вмешательство государства в аграрную экономику предполагает осуществление системы мер по воздействию на внешнюю и внутреннюю экономическую среду. Сюда авторы относят фискальную политику с манипулированием госбюджетом, правительственными расходами и налогообложением; меры кредитного регулирования и денежного обращения, инвестиционную политику, регулирование системы найма рабочей силы, доходов работников и другие инструменты
-
К вопросу организационной структуризации менеджмента зернового бизнеса
Краткое описаниеОтмечается, что зерновой рынок оказывает определяющее влияние на продовольственное обеспечение нашей страны. Сегодня, в условиях импортозамещения, в больших объемах продолжаются завозиться многие продукты животноводства, в которых зерно является кормовой базой, хотя их с большой выгодой можно производить внутри страны. В последние годы Россия превратилась в большого зернового экспортера и вошла в четверку крупнейших мировых продавцов зерновых на мировом рынке. Теперь главной проблемой в зерновом бизнесе стало не производство, а эффективный менеджмент и маркетинг сбыта зерна на внутреннем и, особенно, внешнем рынках. Под «зерновым рынком» авторы понимают интегрированный механизм, охватывающий производство - переработку - логистику - маркетинг зерновых продуктов, обеспечивающий выход на потребителя. Авторы отмечают, что сегодня не следует проводить жесткие границы в менеджменте сегментов зернового рынка, так как все отрасли этого рынка технологически связаны между собой через совокупность интегрированных видов деятельности. Также они приводят свою модель менеджмента функционирования зернового рынка, в которой наглядно демонстрируются основные блоки исследуемой производственной системы, их связи и взаимоотношения. Практическая реализация такого взаимодействия сулит участникам зернового рынка получение определенного синергетического эффекта за счет системности функционирования технологических, логистических, маркетинговых и других деловых связей между всеми его участниками, корректировки ценовых пропорций, более совершенных экономических инструментов инвестирования в этот бизнес
-
Атрибуты менеджмента развития малого сельского хозяйствования
Краткое описаниеУточнены дефиниции «малые аграрные формы хозяйствования» (МАФХ), разработаны положения эффективного функционирования и регулирования развития субъектов МАФХ. В работе использовались принципы системно-функционального анализа, методы логического обоснования, экономико-статистический, монографический, SWOT-анализ, графический и другие. Предложено авторское определение малых аграрных форм хозяйствования. Уточнены и систематизированы особенности функционирования и регулирования развития субъектов МАФХ. Выявлены и приведены в систему современные конкурентные возможности МАФХ и другое. Говорится, что конкурентоспособные позиции субъектов малых аграрных форм хозяйствования все чаще обеспечиваются доступными инновационными подходами при высокой гибкости внутреннего управления, способностью оперативно адаптироваться к постоянно меняющейся рыночной конъюнктуре. Однако, как показывает практика, направление развития малой экономики не выступает приоритетом современной аграрной политики, в этой сфере чаще преобладают декларативные намерения, нежели идущие за этими заявлениями нужные объемы инвестирования в процесс регулирования развития субъектов МАФХ
-
К вопросу эволюции государственного регулирования агробизнеса
Краткое описаниеОтмечается, что система госрегулирования агробизнеса устанав¬ливает правила, создает относительно равные конкурентные возможности всем участникам рынка. Господдержка же направлена на повышение эффективности госрегулирования всех субъектов АПК, включая малое хозяйствование. Классики ретроспективы развития рыночных отношений показали, что производственный бизнес может быть вполне успешен в условиях саморегулирования рынка. Затем практика использования марксистской экономической теории обнаружила неразрешимость противоречий в функционировании классической рыночной модели. Парадигма кейнсианской школы подтвердила противоречия классической теории равновесия свободного рынка. Вследствие чего стратегии развития производственных рынков сместились в сторону неоконсервативной модели госрегулирования. Сегодня интеграционные модели с синтезом государственных и рыночных инструментов регулирования остаются философией многих развитых экономик мира. В тоже время, в нашей аграрной экономике отсутствуют сбалансированные, равновесные пропорции развития, что требует большего участия государства в регулировании роста АПК. Авторы считают, что современные западные санкции дают дополнительные возможности развитию отечественного аграрного производства. Государству следует активнее использовать свои возможности в регулировании развития и укрепления внутреннего аграрного производства, выходе на зарубежные товарные рынки. После достижения достаточных конкурентных позиций, обеспечивающих устойчивый экономический рост аграрной экономики, интервенции государственного протекционизма можно будет снижать, и одновременно повышать роль либеральных подходов