10.00.00 Филологические науки
-
Заимствование терминов и понятий танца как разновидность деривации
Краткое описаниеДанная статья описывает процесс заимствования терминов танцевальной лексики. Объектом заимствования становятся термины, языковые единицы, которые отражают культурные особенности определенного народа, факты этнических контактов, социальные, экономические и культурные связи между языковыми коллективами. Процесс заимствования характерен для каждого языка и, в частности, для лексического состава английского языка. Заимствование совершается носителем языка или через язык-источник, или через перевод иноязычного текста.
-
Законодательные дефиниции в правовом дискурсивно-текстовом универсуме
Краткое описаниеВ статье проводится анализ законодательных дефиниций и их влияние на формирование правового дискурсивно-текстового универсума. Лингвистика вклинивается в юриспруденцию посредством внедрения мини-словаря в ядро закона. Закон представляет собой соединение юридических норм, правил и филологической жемчужины – тезауруса. Внедрение дефиниции в закон не только целесообразно, но необходимо, так как в зависимости от целей и задач закона может меняться значение того или иного термина. В статье анализируется законодательство Краснодарского края в филологическом аспекте. Выбор рассматриваемых законов обусловлен как аграрной составляющей региона, так и наличием мощной базы туристическо - рекреационных услуг. В статье присутствует региональный законодательный фактологический материал. Указаны конкретные действующие законы, даны филологические оценки их языковой и законодательной значимости, отмечено, что в основополагающих нормативных актах присутствует понятийный аппарат. Затронут вопрос методологической базы анализируемого материала. В исследовании также проведён сопоставительный анализ правового дискурсивно-текстового универсума сходных законов Краснодарского края, Великобритании и южных штатов США. Представлены выводы, которые позволяют определить процессы языковой интерференции в сегодняшней меняющейся картине мира
-
Зоонимы в названиях команд по американскому футболу
Краткое описаниеИспользование зоонимов является одним из важнейших способов называния команд по американскому футболу. Мотиватором выбора имени, как правило, служат имплицитные качественные признаки, присущие имени того или иного животного. Зоонимы в названиях команд являются результатом акта самооценки. С помощью зоонимов игроки стремятся позиционировать себя как сильную, конкурентоспособную и успешную команду
-
Идентификация героинь Л.С. Петрушевской: женщина как персонификация «земляной матери»
Краткое описаниеВ статье рассматриваются особенности образостроения в творчестве Л.С. Петрушевской с позиции концепции архетипов К.Г. Юнга. Выявляется связь женских образов писательницы с их мифологическим праобразом – Богиней-матерью в аспекте Матери-Земли, или «земляной матери»
-
Идея милости в патристике и духовной поэзии XX века (Иоанн Златоуст и Вениамин Блаженный)
Краткое описаниеВ статье рассматриваются истоки современной духовной поэзии на примере реализации одного ключевого мотива христианской литературы - сострадания и милосердия. В средневековой традиции (И.Златоуст) мы находим акцентирование моральных аспектов; в современной духовной поэзии (В.Блаженный) - преобладает эмоция (любовь и жалость ко всему живому)
-
Иерархия ключевых слов в структуре поискового запроса
Краткое описаниеДанная статья написана в русле современных лингвопрагматических исследований и посвящена анализу ключевых слов с точки зрения степени их семантической значимости для репрезентации прагматической установки продуцента текста. Исследование проведено на материале текстов поисковых запросов. Выбор данной разновидности интернет-коммуникации обусловлен, в первую очередь, тем, что поисковый запрос представляет собой текст, полностью состоящий из ключевых слов. В качестве основных методов исследования использованы экспериментальный метод и методы семантического и коммуникативного анализа текста. В статье поставлен вопрос об иерархии ключевых слов в структуре поискового запроса, предложены критерии классификации ключевых слов, разработана методика анализа поискового запроса в коммуникативном аспекте. Подчеркнуто, что членение поискового запроса на более и менее значимые компоненты обусловлено коммуникативным намерением и прагматической установкой продуцента запроса. Особое внимание уделено сложностям, возникающим при анализе запросов, в которых интенция продуцента выражена недостаточно четко. Результаты исследования важны для понимания лингвистической сущности ключевого слова, принципов формирования поисковых запросов и могут быть использованы в ходе анализа ключевых слов на материале разных типов текстов
-
Изофункциональность союзных скреп в русском и арабском языках
Краткое описаниеВ статье рассматривается явление изофункциональности в синтаксической системе языка, исследуется возможность применения изофункционального подхода к описанию неполнозначных юнкционных средств межфразовой связи, делается вывод об изофункциональности русских и арабских синтаксических релятивных средств
-
Иноязычные элементы в ассоциативном поле концепта бизнес (на материале русского языка)
Краткое описаниеСтатья написана в русле современных когнитивных исследований языковой деятельности и посвящена выявлению смыслового наполнения концепта бизнес, построению его ассоциативного поля, вербализованного в современной речевой практике русских студентов, а также определению роли иноязычных элементов в формировании данного поля в русском языке. В качестве основного метода исследования послужил лингвистический ассоциативный эксперимент (свободный и цепной). В результате интерпретации результатов данного эксперимента определена структура ассоциативного поля концепта бизнес, состоящая из восьми семантических микрополей: 1) процессы, характерные для бизнеса; 2) субъекты бизнеса; 3) атрибуты / учреждения бизнеса; 4) положительные явления и результаты бизнеса; 5) отрицательные явления и последствия бизнеса; 6) личностные характеристики людей, занятых бизнесом; 7) денежные средства; 8) экономические / политические термины, характеризующие бизнес. Определен удельный вес иноязычного компонента в ассоциативном поле концепта бизнес в целом и в каждом семантическом микрополе в отдельности. В результате анализа соотношения исконных и иноязычных элементов ассоциативного поля определено, что в наибольшей степени репрезентирована лексикой иноязычного происхождения (заимствованиями и их дериватами) индивидуально-предметная сфера ассоциативного поля концепта бизнес (атрибуты бизнеса / субъекты бизнеса), а в меньшей степени иноязычные элементы оказали влияние на процесс вербализации общечеловеческих, универсальных компонентов семантического поля концепта бизнес, называющих личностные черты и эмоции человека. Данный вывод вписывается в общую тенденцию процессов заимствования русским языком иноязычной лексики. Данные, составившие ассоциативное поле концепта бизнес в значительной степени (более 40 %) вербализованы лексикой иноязычного происхождения, но не составляют его подавляющее большинство
-
Краткое описание
Рассматривается вариативность сочетания коммуникативных стратегий и тактик в публичном политическом выступлении как реализаторов общей интенции в рамках фоновой стратегии самопрезентации. Обозначены методы исследования архитектоники речи. Выявлены структурно-композиционные компоненты президентского выступления. Описаны речевые стратегии и их тактические манифестации как средства эффективной самопрезентации и речевого воздействия
-
Иронический дискурс в «Записных книжках» А. Вампилова
Краткое описаниеСтатья посвящена анализу мировоззренческой функции иронии в «Записных книжках» А. Вампилова - одного из самых ярких драматургов ХХ века. Исследование характера иронии в записных книжках Вампилова выявляет закономерности использования иронического дискурса, которые проявляются в ироническом освещении серьезных бытовых, моральных, творчески-профессиональных проблем, что воспринимается сегодня как интеллектуально- нравственный импульс, особое настроение, позволяющее выжить, как самозащита личности от давления действительности. Ирония в «Записных книжках» Вампилова порождена стремлением уйти от стереотипов сознания, отживших догм. Ирония «снимает» извечные оппозиции «новое-старое», «временное-вечное», «субъективное-объективное», «искусство-жизнь». Ироническая игра со словами-терминами, выражениями-клише, обозначавшими скомпрометированные политические и идеологические явления, с концептом-знаком имя; ироническое осмысление образа-лейтмотива луна в творчестве А. Вампилова отвечают основному – ироническому - пафосу записных книжек. Анализ иронии в записных книжках Вампилова позволяет трактовать ее не только как следствие болезненной антиномичности, личной душевной противоречивости, свойственной художнику этого времени, но и проследить одну из важнейших функций иронии как способа мировидения: спасительную возможность преодоления тупиковости кризисного времени и выход творческой личности к искомой целостности