10.00.00 Филологические науки
-
Краткое описание
Статья посвящена фразеологической экспликации концепта «Bau/ строительство (стройка)». Коренные изменения, происходящие в социальной, культурной, политической жизни общества, находят отображение и в языковом сознании нации. Поскольку человек выступает основным актантом действия и вне субъекта нет сознания, мышления, языка, постольку он – центр сосредоточения мыслей, идей, интересов, образов, ощущений, понятий. По мнению автора, появление, исчезновение, изменение отдельных категорий и понятий, связанных с процессами и явлениями жизни, актуализируют в языке и речи использование строительной лексики, непосредственно связанной с представлением концепта «строительство (стройка)». В связи с этим изучение особенностей языковой реализации данного концепта представляет значительный интерес. Автор представляет данное понятие в виде модели лексико-фразеологического поля с последовательным описанием его структуры в немецком и русском языках. Проводится параллельный анализ единиц дальней периферии в составе 9 тематических групп: «строительные сооружения», «части здания» , «внутреннее пространство здания /интерьер», «внешнее пространство здания» , «строительные материалы» , «орудие / строительный инструмент», «строительные работы» , «ремесло/строительные профессии», «планирование /административное устройство» По результатам проведенного исследования фразеологизмов автор делает вывод об участии фрагментов лексико-фразеологического поля немецкого и русского языков в концептуализации понятия «Bau/ строительство (стройка)»
-
Концептуальный анализ многозначного глагола «кэл» в современном якутском языке
Краткое описаниеКонцептуальный анализ многозначного глагола движения кэл выявил следующие релевантные концепты: человек, животные, время, природное явление, артефакт, запах, звук, ментальное действие, физическое состояние, физиологическое состояние, психологическое состояние, эмоционально-психологическое состояние, абстрактное явление. Прямое номинативное значение глагола кэл отражает основные компоненты концептуальной структуры, которые можно отнести к ядру концепта: объект, операция, результат
-
Краткое описание
В статье поднимается актуальная проблема формирования культурных компетенций в рамках компетентностного подхода, положенного в основу новых государственных образовательных стандартов. По мнению авторов, основой процесса формирования культурных компетенций является освоение студентами ключевых концептов русской православной языковой картины мира
-
Корреляция понятий «художественный образ персонажа» и «лингвокультурный типаж»
Краткое описаниеВ статье уточнено содержание понятий «художественный образ персонажа» и «лингвокультурный типаж», значимых для линвокультурологического анализа художественного текста, установлена взаимосвязь данных понятий на материале персонажей романа М. Пьюзо «Крестный отец». Культурная составляющая текстов художественных произведений фокусирует внимание на проблемах кросс-культурной прагматики, акцент делается при этом на методе моделирования лингвокультурного типажа, представляющего собой персонифицированный художественный концепт, отличающийся интертекстуальным характером. Исследование показало, что метод моделирования лингвокультурного типажа актуализирует преимущественно общие типологические черты персонажей, игнорируя их индивидуально- личностные особенности. Данный метод целесообразно дополнить исследованием художественного образа персонажа в рамках индивидуально-авторской картины мира, наполняющим лингвокультурные типажи конкретным экспрессивным содержанием. В статье обосновывается целесообразность использования контаминированного термина «лингвокультурный образ», наиболее полно отражающего личностные характеристики персонажа на фоне их этнокультурной детерминации
-
Краткое описание
В статье рассматриваются сходства и различия в когнитивных и в целом в интеллектуальных способностях мужчин и женщин с точки зрения оценочной составляющей картины мира в русской и английской лингвокультурах
-
Критерии выбора ключевых слов при формировании поискового запроса
Краткое описаниеДанная статья написана в русле современных лингвопрагматических исследований и посвящена анализу критериев выбора ключевых слов при формировании поискового запроса. Выбор данной разновидности интернет-коммуникации обусловлен, в первую очередь, тем, что поисковый запрос представляет собой текст, полностью состоящий из ключевых слов, а также частотностью и регулярностью его использования в повседневной речевой практике. В статье предложены возможные критерии выбора ключевых слов продуцентом поискового запроса, разработана методика анализа поискового запроса в коммуникативном аспекте. В качестве основных методов исследования использованы экспериментальный метод и методы семантического и коммуникативного анализа текста. Особое внимание уделено сложностям, возникающим при анализе запросов, в которых интенция продуцента выражена недостаточно четко. Результаты исследования важны для понимания лингвистической сущности ключевого слова, принципов формирования поисковых запросов и могут быть использованы в ходе анализа ключевых слов на материале разных типов текстов. Практическая значимость исследования заключается в том, что учет приведенных критериев при выборе ключевых слов позволяет снизить коммуникативные риски, возникающие в процессе формирования поискового запроса
-
Критерии классификации неполных синтаксических конструкций
Краткое описаниеВ статье предлагается бинарная классификация неполных предложений, построенная на основании когнитивно-дискурсивного и изофункционального подхода. Обосновываются параметры структурной детерминированности, дискурсивной зависимости, неполнозначности позиции, соотнесенности с вербализованной информацией и фразеологизированности компонента
-
Лакунарность ФЕ с колоративными компонентами в русском, английском, испанском и португальском языках
Краткое описаниеВ статье приводится анализ факторов, влияющих на возникновение лакунарных единиц с колоративным компонентом в русском, английском, испанском и португальском языках. Лакунарные единицы являются самыми контрастными элементами в сопоставляемых языках. Также в статье выявляется лакунарность ФЕ какого-л. языка по отношению ко всем другим сопоставляемым языкам (в отношении фразеотематических групп (ФПГ) и отдельных фразеологизмов)
-
Краткое описание
Данная статья описывает некоторые интересные факты новейшей грамматики английского и греческого языков, обращая внимание на распространение в публицистическо-разговорной речи конструкции без артикля, которые должны быть согласно требованиям нормы. Наши наблюдения над высказываниями спонтанного характера, над публицистической речью показали интересные явления, которые мы справедливо можем отнести к эволюции системы в фрагменте «существительное + артикль». В данной работе излагаются новые явления употребления артиклей, которые нечасто встретишь в существующих отечественных и зарубежных курсах нормативной грамматики. В английском языке опущение артикля объясняется стилистическими и синтаксическими требованиями, в греческом языке таких ограничений нет, поэтому мы квалифицируем случаи опущения артикля как реализацию категории определенности/неопределенности, с одной стороны, и генерализованного значения артикля - с другой. Иллюстративным материалом послужили газетные статьи классического британского диалектного английского языка и димотики (разговорного новогреческого языка). Употребление артиклей в публицическо-разговорной речи обусловлено не только основными правилами употребления артиклей, но и значениями соответствующих существительных, понимание которых зависит от окружающего его контекста, а также взаимодействием таких факторов как принадлежность географическому положению и стилю периодических изданий
-
Легкая комедия и водевиль 1810-1820-х гг.: проблема генезиса жанра и героя
Краткое описаниеВ статье исследуются две близкие жанровые модели комедии первой трети XIX века – легкая (светская, благородная, салонная) комедия и водевиль – вариант салонной комедии. Выявляется их принципиально разный сценизм, связанный в первом случае с высокой литературной традицией, а во втором случае – с народно-праздничной комикой, что, в свою очередь, обуславливает принципиально разную трактовку главных героев