10.00.00 Филологические науки
-
Человек и пароход: знаки русской культуры в прозе Михаила Елизарова и Александра Проханова
Краткое описаниеВ статье дан анализ романов Михаила Елизарова «Pasternak» и Александра Проханова «Теплоход “Иосиф Бродский”» с точки зрения функционирования в них своеобразных «знаков» русской культуры. Так творчество писателей – нобелевских лауреатов является для современных прозаиков своеобразной призмой, сквозь которую рассматриваются важнейшие для русской истории вопросы: народа и интеллигенции, социальной справедливости, национальной идеи, религии и государственности. Главные темы реализуются через ряд мотивов, главными из которых являются мотивы крови и спасения (Спаса на крови), неоднозначно разрешающих философскую проблему искупления от греховности бытия. Социальная проблематика заявлена через аллюзийный пласт: отсылки к романам Достоевского, «Путешествию из Петербурга в Москву» Радищева, к поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» и др. С темой искупления органически связана тема спасения человека, которую герои Проханова и Елизарова решают по- своему. Объединяет столь разных по мировосприятию и творческим устремлениям авторов желание запечатлеть свою эпоху, ее перипетии и исторические разломы, в которых великая русская литература всегда играла значимую роль
-
Мотивная структура пьесы Тр. Леттса «Август: графство Осейдж»
Краткое описаниеВ статье дан анализ особенностей мотивной организации пьесы «Август: графство Осейдж» современного американского писателя Тр.Леттса. Его драматургия основывается на соединении массового и элитарного, игрового и нравственного, что позволяет избежать тенденциозности текста при сохранении глубины содержания. В пьесе «Август: графство Осейдж» Тр.Леттс обращается к теме семьи, значимой для американской культуры, и рассматривает разрушение семейных отношений как знак духовного кризиса всего общества. Главная тема реализуется через ряд мотивов (эскейпизма, свободы, смерти, инцеста и др.), которые образуют смысловой каркас произведения и объединяют отдельные эпизоды развития действия. Данные мотивы являются в пьесе Трейси Леттса и средством психологического анализа поступков героев, объяснением противоречивости их чувств и мыслей. Особое значение имеет образ дома, который становится символом разобщенности людей и распада семейных связей. В итоге синтез мотивов, символика, интертекстуальность, аллюзии, многослойность повествования становятся особыми средствами реализации авторской позиции и создания философского подтекста произведения
-
Образ «обыкновенного» человека в романе Р. Музиля «Человек без свойств»
Краткое описаниеВ статье дан анализ образа обывателя, противопоставленного в романе главному герою Ульриху, инаковость которого нашла отражение в название романа Р. Музиля «Человек без свойств»
-
Вариации культурного концепта «любовь» в современном песенном дискурсе
Краткое описаниеДанная статья посвящена исследованию проблемы взаимодействия языка и культуры в современном обществе. Предметом исследования послужил концепт «любовь» в различных его проявлениях на примере популярных эстрадных песен. В статье рассматривается пять социально и психологически обусловленных разновидностей любви и то, какое отражение они нашли в песенном дискурсе. В ходе исследования было определено, что не все разновидности любви обладают одинаковой частотностью в жанре лирической песни. Так, вид любви эротической встречается почти повсеместно, в то время как вид любви к себе представлен лишь единичными примерами. Кроме того, по результатам исследования можно заключить, что культурный уровень нации во многом определяется творчеством её представителей и на данном этапе в культуре англоязычных стран чётко прослеживается регрессия морального облика индивида и подмена этических ценностей фальшивыми недолговечными эмоциями
-
Мифологические аналогии в романе П. Зюскинда «Парфюмер»
Краткое описаниеВ статье выявляются и комментируются имплицитныe мифологические аналогии, формирующие образ главного героя в романе П. Зюскинда «Парфюмер». Сопоставление этого образа с персонажами библейских и древнегреческих легенд способствуют его типизации, повышают степень художественной убедительности, хотя в отдельных случаях порождают эффект идейной двусмысленности текста
-
Антиконцепт green economy как результат процесса перекатегоризации
Краткое описаниеЯзык профессиональной коммуникации формируется и существует благодаря потребности человека в языковом оформлении специальной информации, которую он осваивает в ходе целенаправленной специальной деятельности. Темпы и направления развития современного общества и технологий обусловливают непрерывный процесс образования новых понятий и терминов, что требует их изучения и систематизации. Образование новых терминов происходит и за счет прирастания новым дополнительным содержанием известных понятий, которые приобретают свою структуру и границы. Приращение смыслов происходит за счет метафорического функционирования лексики в языке, в основе которого «лежит когнитивный механизм перекатегоризации того или иного объекта. Статья выполнена в русле современных исследований когнитивных аспектов языковой деятельности в профессиональной сфере и посвящена анализу антиконцепта как отражения развития концепта. Антиконцепт является результатом внутренних познавательных конфликтов объектов познания. Формируясь, он отталкивается от и одновременно может «дообозначить» концепт. Эта особенность продемонстрирована в дихотомиии brown economy – green economy, где концепт менее разработан, чем антиконцепт, что представляет собой асимметрию. Не смотря на то, что антиконцепт представляет собой аномалию относительно концепта, он является более детализированным и, возможно благодаря именно своей нестандартности. Подчеркивается дисбаланс концептуализации фрагментов профессиональной деятельности формирующийся за счет особенностей концептосфер
-
Краткое описание
В данной статье рассматриваются лингвопрагматические проблемы вербальных репрезентаций кинем в пространстве художественного текста. Авторы раскрывают содержание понятий «иллокутивная сила речевого акта», а также «перформативное высказывание», которые получают все более широкое распространение в рамках прагматической теории, ядром которой явилась теория речевых актов. Авторы акцентируют внимание на кинемы, которые используются в сопровождении вербального высказывания. Во-первых, они служат дополнением к вербальной части, выступая в качестве показателя иллокутивной силы речевого акта. Во-вторых, кинемы дублируют информацию вербальной реплики, участвуя вместе с вербальной частью высказывания в создании иллокутивной функции речевого акта. Основное внимание авторы обращают на кинемы без вербальной реплики, т.к. именно они несут на себе весь «информационный груз», выступая при этом в качестве показателя иллокутивной цели речевых актов. Кроме того, кинемы, как и любые знаки, подвергаются изменениям под воздействием социально-экономических и культурных условий и передают национально-специфические и универсальные компоненты русской и французской кинесических систем. Данные свойства актуализируются в межкультурной коммуникации, в связи со сложностью интерпретации объекта означивания и установления знаковой аналогии
-
Первый русский травелог о Южной Африке (1808)
Краткое описаниеВ данной статье рассматривается рассказ неожиданного пребывания лейтенанта Василия Головнина в Южной Африке в 1808 году во время его кругосветного плавания. По сути, русский моряк должен был остановиться в Саймонстауне на какое-то время, чтобы пополнить провизию и привести свой шлюп в порядок. Тем не менее, его прибытие на острове, недавно ставшем Британским, совпало с очень напряженными моментами между русскими и англичанами в Европе. Эти события заставят Головнина остаться на мысе Доброй Надежды на тринадцать месяцев. Пользуясь свободой передвижения по стране, молодой моряк описал повседневную жизнь южноафриканцев. Во время своих путешествий по Капской колонии, Головнин встречался с колонистами и колонизированными народами, и написал о том, как они совместно жили. Хотя его книга не так обильна, она стала первым русским травелогом о Южной Африке, и оказалась очень значимой для будущих поколений российских моряков, которые повторили его маршрут. От Кронштадта до Камчатки, Головнин описал удивительные события, но в статье речь пойдет исключительно о части его путевого очерка[3], касающейся его длительного «пребывания на мысе Доброй Надежды»
-
Идея милости в патристике и духовной поэзии XX века (Иоанн Златоуст и Вениамин Блаженный)
Краткое описаниеВ статье рассматриваются истоки современной духовной поэзии на примере реализации одного ключевого мотива христианской литературы - сострадания и милосердия. В средневековой традиции (И.Златоуст) мы находим акцентирование моральных аспектов; в современной духовной поэзии (В.Блаженный) - преобладает эмоция (любовь и жалость ко всему живому)
-
Краткое описание
Статья посвящена фразеологической экспликации концепта «Bau/ строительство (стройка)». Коренные изменения, происходящие в социальной, культурной, политической жизни общества, находят отображение и в языковом сознании нации. Поскольку человек выступает основным актантом действия и вне субъекта нет сознания, мышления, языка, постольку он – центр сосредоточения мыслей, идей, интересов, образов, ощущений, понятий. По мнению автора, появление, исчезновение, изменение отдельных категорий и понятий, связанных с процессами и явлениями жизни, актуализируют в языке и речи использование строительной лексики, непосредственно связанной с представлением концепта «строительство (стройка)». В связи с этим изучение особенностей языковой реализации данного концепта представляет значительный интерес. Автор представляет данное понятие в виде модели лексико-фразеологического поля с последовательным описанием его структуры в немецком и русском языках. Проводится параллельный анализ единиц дальней периферии в составе 9 тематических групп: «строительные сооружения», «части здания» , «внутреннее пространство здания /интерьер», «внешнее пространство здания» , «строительные материалы» , «орудие / строительный инструмент», «строительные работы» , «ремесло/строительные профессии», «планирование /административное устройство» По результатам проведенного исследования фразеологизмов автор делает вывод об участии фрагментов лексико-фразеологического поля немецкого и русского языков в концептуализации понятия «Bau/ строительство (стройка)»