10.00.00 Филологические науки
-
Краткое описание
При изучении любого предмета эффективность усвоения материала во многом зависит от правильно организованной самостоятельной работы. Закрепление и отработка изученного в аудитории материала обязательно должна осуществляться студентами самостоятельно, учитывая специфику иностранного языка, его техническую направленность и коммуникативный характер. При правильно организованной самостоятельной работе студенты имеют возможность развивать все виды речевой деятельности – чтение, говорение, письмо и аудирование, повышая, таким образом, уровень владения иноязычной коммуникативной компетенцией, что и является конечной целью обучения иностранному языку
-
Романы В. Пелевина как идейно-художественная структура
Краткое описаниеВ данной статье речь идет о трех романах В. Пелевина, «Священная книга оборотня», «Ампир В», «Т» и их идейно-художественная структура. Формат статьи структурирован. Детально рассматривается сюжет, язык прозы, жанр. Обсуждаются наиболее важные идейно-художественные вехи
-
Роль языковой игры в формировании имиджа политика (прагмалингвистический перлокутивный эксперимент)
Краткое описаниеВ статье рассматриваются результаты проведенного в русле прагмалингвистики эксперимента. Поскольку языковая игра является результатом речетворчества, в котором проявляется индивидуальность языковой личности, то политик может намеренно использовать в своей речи языковую игру и тем самым сознательно формировать свой привлекательный имидж. Используя различные приемы языковой игры, политик может сделать более выраженными некоторые личностные характеристики, составляющие портретный аспект эффективного политического имиджа, и таким образом повлиять на выборное решение потенциального избирателя. В рамках эксперимента было изучено, оказывает ли языковая игра влияние на такие характеристики, как решительность, настойчивость, убеди- тельность, эмоциональность, уверенность, действенность, ответственность, убежденность как сознание своего долга, быть достойным доверия, честность, определенная жесткость, категоричность, самостоятельность / самобытность, принципиальность, способность проводить в жизнь свои намерения. В итоге мы приходим к выводу, что языковая игра оказывает влияние на 11 из предложенных 15 личностных характеристик, что подтверждает гипотезу эксперимента
-
Роль синтаксических средств в политической карикатуре
Краткое описаниеВ данной статье рассматривается синтаксические средства в политической карикатуре. Использование таких средств, как параллельные конструкции, синтаксические повторы, парцелляция, эллипсис, риторические вопросы и восклицания обогащают содержание карикатуры и акцентируют внимание на общественно-политических проблемах
-
Краткое описание
В статье производится исследование творческого метода Д. Г. Лоренса и анализ особенностей его художественного выражения. Приводятся доказательства языческого мифологизма авторского стиля данного писателя
-
Краткое описание
В статье проанализирована специфика логической и психологической стороны аргументации как средства убеждающего воздействия в речи публичной языковой личности. Актуальность исследования определяется важностью проблем изучения языка конкретных языковых личностей. Новизна заключается в аспекте постановки проблемы изучения различных типов публичных языковых личностей и в привлечении ранее неисследованного материала. Объектом изучения является риторический речевой портрет публичной языковой личности (прокурора). Предмет – особенности логических и психологических аргументов как способов убеждающего воздействия. Метод – научное описание с элементами речевого портретирования, наблюдение. В целом речь прокурора соответствует риторическим канонам, имея стандартную логическую композицию: вступление, анализ и оценка собранных по делу доказательств, характеристика личности, заключение. В ходе анализа отмечены различные виды логических и риторических (психологических) аргументов. Обнаружено, что текст насыщен эмоциональными оценками, метафорами. Общая стратегия заключается в преобладании психологической стороны убеждающей речи над логической. Выбранная публичной языковой личностью стратегия оказалась эффективной, т.е. сделавшей речь выразительной, самобытной, посодействовав формированию убеждения судьи в плане вынесения обвинительного приговора
-
Речевоздействующая функция высказываний российских политиков: аргументативно-стратегический подход
Краткое описаниеВ статье анализируется степень речевоздействия высказываний российских политиков в политических дебатах. Речевоздействие рассматривается с позиций категории интенсивности. Приводятся определения речевоздействия и интенсивности. Указываются средства выражения интенсивности в русском языке. К основным относятся лексические, морфологические и словообразовательные. На периферии – фонетические и синтаксические средства. Приводится понимание речевой стратегии и тактики О.С. Иссерс, а также Л.Г. Васильевым и Н.Н. Черкасской. Описываются тактики, используемые для реализации стратегии дискредитации: оскорбления, издевки и обвинения. Тактики, реализующие стратегию самопрезентации: моделирование структуры имиджа, создание «своего круга» и персонификация. Рассматривается понятие аргумента, обозначаемого в калужской лингвоаргументологической школе как Аргументативный Ход, состоящий из нескольких Аргументативных Шагов. Приводятся типы аргументации по признаку структуры: единичная, множественная, сочинительная и подчинительная. Основные стратегии участников дебатов достигаются аргументативными средствами, а речевоздействие – в том числе и интенсивами. Всего в высказываниях российских политиков в анализируемых дебатах обнаружено 28 лексических, морфологических и лексико- синтаксических средств выражения интенсивности. Из них 21 средство выражения интенсивности использовано в стратегии дискредитации и 7 средств использовано в стратегии самопрезентации. С точки зрения аргументативного подхода, обнаружено всего 2 пятиуровневых аргумента, обладающих большей степенью интенсивности, и 10 аргументов с сочинительной связью Доводов, что также характеризуется большей степенью интенсивности
-
Реальные и виртуальные тексты в процессе обучения русскому языку иностранцев в России
Краткое описаниеВ данной статье рассмотрены вопросы и порядок представления студентам подготовительных факультетов реальных и виртуальных текстов. На наш взгляд, на начальном и среднем этапе обучения русскому языку как иностранному, необходимо знакомить слушателей иностранцев исключительно с реальными текстами. Поскольку именно они «живые» тексты, с доступной лексикой, понятной элементарной грамматикой и с кругом актуальных для студентов тем. В реальных текстах основной вид информации – интеллектуальная, основной способ передачи – прямой. Основное воздействие передается планом содержания «что сказано». Виртуальные тексты – это тексты художественной литературы, где описываются выдуманные герои и выдуманные события, где важнейшим параметром являются эстетические эмоции, где раскрываются все выразительности особенности языка. То есть нам становится интересным не столько то, что написано, сколько то, как написано. Виртуальные тексты, на наш взгляд, должны рассматриваться обязательно не ранее продвинутого этапа, поскольку они более трудные для восприятия, и студенты уже должны обладать определенной лексической базой, а так же хорошо владеть грамматикой. Если данные тексты предложить на более раннем этапе обучения, то чтение художественного произведения может превратиться в лексико-грамматический анализ, от чего может «погибнуть» все художественное произведение
-
Краткое описание
В статье проводится исследование текстовых семантических стратегий в полностью креолизованном тексте графического романа. Выделяется ряд вербальных, визуальных и смешанных (вербально-визуальных) приемов и тактик реализации текстовых стратегий, осуществляется их анализ
-
Психолингвистическое обоснование структурирования концептосферы “creativity” в английском языке
Краткое описаниеСтатья посвящена рассмотрению особенностей концептуальной сферы “CREATIVITY” с позиций когнитивного подхода к исследованию языка. Определяются ключевые концепты данной концептосферы и анализируются лексемы, репрезентирующие её