13.00.00 Педагогические науки
-
Краткое описание
В статье обосновывается модель программно- диагностического сопровождения процесса формирования военно-профессиональной направленности молодых офицеров, включающая четыре структурных блока: целевой, этапов, деятельностный и оценочно-результативный
-
Краткое описание
Среди множества причин, сдерживающих обновление образования, можно назвать его известную односторонность, дисгармоничность, когда вместо целостного социокультурного опыта, студенты фактически осваивают лишь часть его, в первую очередь знаниевый компонент. Сегодня такой подход оказался недостаточным. Социуму нужны выпускники, готовые к включению в дальнейшую жизнедеятельность, способные практически решать встающие перед ними жизненные и профессиональные проблемы. А это во многом зависит не от полученных знаний, умений и навыков, а от неких дополнительных качеств, для обозначения которых и употребляются понятия «компетенции» и «компетентности», более соответствующие пониманию современных целей образования. На основании различных подходов к трактовке категории «профессиональной компетентности», ее содержания и структуры и выделенных особенностей деятельности специалиста мы сформулировали понятие «профессиональной компетентности специалиста экономического профиля», под которой понимаем сложное интегральное образование, включающее в себя кроме когнитивной и деятельностно-практической составляющих, предполагающих знания, умения и навыки, достаточные для выполнения профессиональных функций в соответствии с нормативами экономической деятельности, еще морально-этическую и мотивационную, а также высокий уровень общей культуры, гражданскую зрелость, толерантность и лояльность, способность к профессиональной коммуникации, конкурентоспособность, и в силу динамичности сферы экономической деятельности — потребность и способность в непрерывном образовании
-
Метод скетчей как образовательная технология на учебном занятии
Краткое описаниеВ статье рассматривается метод скетчей или визуальных заметок, который играет базовую роль при подготовке учебных курсов. Метод скетчей рассматривается как «разнообразные визуальные заметки, состоящие из рукописного текста, рисунков, схем, изобразительных элементов». Для погружения обучающего в предметную область или объект исследования визуализация материала является эффективной техникой познания. Познавательная функция проявляется посредством умения познать объект через образ и дальнейшего формирования представлений о структуре изучаемого материла. Отмечается, что визуальные методы и техники особенно эффективны на первом этапе исследований. Затем происходит сбор материала, познание объекта исследований. В качестве объекта исследований выступали виды тыквы, представлены в произведения художников разных период. Коллекция состоит из 120 образов, которые собирались в период с 2012-2016 гг. В работе предпринята попытка с помощью метода визуальных заметов и визуальных техник собрать образы растений тыкв, отображенных в произведениях искусства разных веков и интерпретировать как «своеобразную дверь», через которую мы можем войти в интересующую нас область (история интродукции культуры, археогенетика, биология развития, история селекции)
-
О повышении престижа высшего технического профессионального образования в России
Краткое описаниеРассмотрены причины падения престижа высшего технического профессионального образования в России и на основе их анализа предложены мероприятия, направленные на повышение статуса специалистов технического профиля. К этим мероприятиям относятся: разработка стратегического плана развития высшего профессионального образования, системы профориентации выпускников средних образовательных учреждений; улучшение качества подготовки научно-педагогических кадров и разработка эффективной системы повышения квалификации преподавателей; повышение качества учебного процесса и разработка эффективной системы уровня подготовки выпускников вузов; разработка объективных критериев оценки эффективности деятельности вузов; разработка системы патриотического воспитания обучающихся средних и высших образовательных учреждений; повышение заработной платы специалистов, оказывающих влияние на экономическое развитие страны, статуса и престижа профессии преподавателя высшей школы. Необходимо экстренно разработать стратегический план развития высшего профессионального образования, поскольку первый выпуск молодых специалистов будет только через 4 года. Но переподготовку и повышение квалификации специалистов технических и технологических специальностей, необходимых для освоения современной техники и технологий, в том числе зарубежной, можно начинать сегодня. Внедрение рассмотренных мероприятий позволит повысить престиж высшего технического профессионального образования и качество подготовки студентов
-
Способ подготовки контингента первокурсников для вузов
Краткое описаниеСтремительные темпы мирового научно- технического прогресса, основного двигателя экономики, повышают требования к высшей школе, назначение которой готовить высокообразованных специалистов – интеллектуальный потенциал России. Известно, что технические и технологические специальности играют важную роль в научно- техническом прогрессе, в конечном счёте, от них зависит развитие экономики страны и благосостояние населения. Отбор по критерию профессиональная пригодность является основой для формирования достойного контингента первокурсников технических вузов. В статье описаны недостатки известных и предложен новый метод отбора, по профпригодности, основанный на оценке выполнения обучающимися тестовых заданий по темам изучаемых дисциплин, близких к техническим специальностям. Раскрыто содержание основных этапов довузовской подготовки в средних образовательных учреждений. Предложенный метод отбора по профессиональной пригодности, а также система подготовки контингента в средних образовательных учреждениях и колледжах, созданных на базе высших учебных заведений, значительно улучшит качество подготовки специалистов технических и технологических направлений для вузов
-
Система оценки знаний и рейтингового тестирования студентов
Краткое описаниеВажное значение имеет вопрос повышения объективности оценки текущих и остаточных знаний студентов по изучаемым дисциплинам. На основе этой оценки преподаватели скорректируют рабочую программу и календарно-тематический план по дисциплине, формы и методики обучения в целях обеспечения высокого уровня знаний, позволяющего формировать необходимые компетенции и навыки будущих специалистов. В статье предложена система оценки знаний студентов и определения их рейтинга, учитывающая квалификацию преподавателей, которые проводили у них занятия. Оценка знаний определяется как по одной дисциплине, так и по всем дисциплинам за семестр, учебный год и период обучения. При этом знания студентов по дисциплине оцениваются по результатам выполнения тестовых заданий с учётом текущих оценок, полученных в семестре, и экзаменационной оценки. Рассмотренная система оценки качества знаний студентов и определения их рейтинга повысит достоверность оценки. Кроме того, возрастёт эффективность образовательного процесса, поскольку по результатам оценки знаний студентов и квалификации преподавателей, заведующие кафедрами и деканы будут принимать решения о повышении квалификации преподавателей, показавших низкие результаты
-
Сельскохозяйственный рынок в живописи как ресурс визуальной информации по истории агрономии
Краткое описаниеВ статье рассматриваются сельскохозяйственные рынки через призму произведений искусства. В работе с помощью картин художников, как визуальной информации по истории агрономии, были исследованы вопросы интродукции агрокультур в России, достижения селекционных работ с сельскохозяйственными растениями, а также проанализировано видовое разнообразие длинноплодной лагенарии, бутылочной тыквы и чалмовидных форм тыквенных культур. Имеющийся опыт в этом направлении был положен в образовательную технологию, как метод скетчей или визуальных заметок. В таком подходе развивается познавательная функция обучающихся, т.к. происходит сбор информации об объекте, в данном случае агрокультуре, ее интродукции, распространению и изменениям, которые она претерпевает в результате селекции. Была создана электронная база данных, насчитывающая 50 художественных произведений различных периодов, выполненных художниками разных стран. Произведения искусства от древних времен до наших дней представляют собой альтернативный источник информации об истории агрономии, интродукции культур и их распространению. Систематический сбор образов (иконографии) будет служить бесценным ресурсом для дальнейших исследований, как в истории каждой сельскохозяйственной культуры, так и элементов технологий возделывания растений и сохранения видового разнообразия
-
Краткое описание
Об актуальности эффективного функционирования системы повышения квалификации специалистов наукоемких и высокотехнологичных производств свидетельствует не только необходимость своевременно отвечать на глобальные вызовы современной экономики, но и наличие специалистов, способных реформировать российскую экономику в условиях неблагоприятного воздействия санкций. Ведущая роль в этих процессах отводится высококвалифицированному персоналу, который формируется в процессе обучения специалистов в рамках систем непрерывного профессионального обучения и повышения квалификации (НПОиПК). Расширение практики использования в системе НПОиПК современных педагогических технологий (СПТ) открывает новые возможности для повышения квалификации специалистов и мониторинга этого процесса посредством механизмов формализации дидактического контента. Разработаны конкретные механизмы формализации наиболее известных отношений между информационными потоками дидактического контента и объемами знаний профессиональных дисциплин плана повышения квалификации специалистов, а также возможности их использования для мониторинга этого процесса. Раскрытые в статье механизмы формализации процесса повышения квалификации специалистов наукоемких и высокотехнологичных производств будут активно способствовать их успешному мониторингу и реализации
-
Краткое описание
Данная статья посвящена актуальной проблеме подготовки в университете педагогов-психологов по работе с детьми с девиантным поведением. Ситуация в культурной и социальной жизни России начала 21 века (процессы глобализации, технический прогресс наступление массовой культуры и широкомасштабные миграционные процессы) рассматривается автором как основание для снижения уровня психологического здоровья, возрастания деструктивных форм общения и взаимодействия участников различных социальных групп, усиливающихся на фоне социально- экономических и этнокультурных противоречий, распространения зависимых форм поведения, нарушения в целом процесса социализации и актуализации проблемы личностного становления как части проблем профессионального образования в университете. Статья включает анализ практического опыта подготовки педагогов- психологов, готовых к работе с детьми с отклоняющимся поведением в региональном классическом университете. Автор анализирует возможности организации образовательного процесса (соотношение теоретической ипрактической форм подготовки специалиста, разные виды практик, использование различных интерактивных технологий), условия реализации образовательной программы и возможности конкретного университета
-
Актуализация идей системного подхода в современной педагогической практике
Краткое описаниеЦелью исследования является рассмотрение в хронологическом порядке воспитательной концепции в отечественной педагогике