13.00.00 Педагогические науки
-
Агитационная лаковая миниатюра в истории агрономии
Краткое описаниеВ статье рассматриваются вопросы, связанные с историей популяризации агрономических знаний посредством агитационной лаковой миниатюры. Агитационная лаковая миниатюра по своему содержанию и значению имеет сходство с такими видами искусства как агитационный плакат, агитационный фарфор и агитационный текстиль. Рассматриваются вопросы возникновения данного вида искусства. Агитационная лаковая миниатюра или агитлак, появился в Советской России в 20 годы 20 века. В работе сделана попытка проанализировать одно из интересных направлений искусства − агитационную лаковую миниатюру или агитлак и ее роль в популяризации агрономических знаний. Агитлак – термин придуманный коллекционером Александром Андреевичем Добровским, по ассоциации с устоявшимися терминами агитфарфор и агиттекстиль. Для достижения поставленной цели была создана база данных визуальных образов агитационной лаковой миниатюры, взятых из каталогов выставок, буклетов и книг. В качестве инструмента анализа использовался метод скетчей или визуальных заметок. Используя лаковую миниатюру, как ресурс информации по популяризации агрономических знаний в России в период с 1920 по 1970-е годы можно выделить несколько тем: смена ручного труда механизированным, виды сельскохозяйственных работ, уборка хлеба, выращивание разных культур, обмен опытом, привлечение пионеров в аграрный сектор – опытничество. В работе показана история развития агитационной лаковой миниатюры, цели и задачи, приведен иллюстративный ряд образцов, а также проведен анализ лаковых миниатюр со сценами аграрного производства
-
Краткое описание
Приведены трактовки понятий «компьютерная и Интернет поддержка» педагогической деятельности, предложены два способа классификации учебно-воспитательных ресурсов инновационной компьютерной дидактики (УВР ИКД), на основании дидактических задач и структуры программных компонентов. Указаны противоречия, сложившиеся в практике информатизации образования. Изложена типология ресурсов ИКД и даны определения отдельных типов. Сделаны выводы из практики применения УВР ИКД в профессиональной деятельности педагогов
-
Краткое описание
В статье изложены процедуры построения теоретических моделей, иллюстрирующих процессы применения учебно-воспитательных ресурсов инновационной компьютерной дидактики в профессиональной деятельности педагогов, а также их создания на основе разработанных программных компонентов. Предложены три модели, дающие педагогам ориентиры для обоснованного выбора УВР ИКД, для создания электронных образовательных ресурсов в соответствии с требованиями Государственного стандарта, для генерирования новых типов ресурсов
-
Системный подход в педагогике как общеметодологический принцип науки
Краткое описаниеЦелью исследования является рассмотрение системного подхода в педагогике как общеметодологическом принципе науки. В статье анализируется происхождение понятия «система», сущность и принципы системного подхода
-
Предметный электронный фонд инновационной компьютерной дидактики по математике – проблемы, структура
Краткое описаниеСтатья открывает цикл работ по обобщению и описанию ресурсов инновационной компьютерной дидактики с математическим содержанием, созданных кафедрами Кубанского государственного университета и редакцией журнала «Школьные годы» на протяжении последних десяти лет. Излагаются причины, обусловившие необходимость обобщения учебных материалов в едином Фонде, приводится типология учебно-воспитательных ресурсов инновационной компьютерной дидактики, даются определения типов ресурсов ИКД. Приведён каталог ресурсов различных типов с математическим содержанием с указанием структуры их программных компонентов
-
Проектирование учебного курса на основе технологического подхода: апробация и коррекция проекта
Краткое описаниеПроектирование учебной дисциплины «Инженерная графика» в условиях компетентностного подхода осуществлено по педагогической технологии В.М. Монахова. В настоящей статье наиболее подробно рассмотрены этапы апробации и коррекции разработанного учебного проекта, в виде атласа технологических карт
-
Современный патриотизм: сущность и проблемы
Краткое описаниеПроизошедшие изменения во всех сферах жизнедеятельности российского общества, новая содержательно-ценностная переориентация граждан, а также отсутствие государственной идеологии настоятельно требуют всемерного развития и применения потенциала патриотизма в интересах воспитания современной молодежи. Феномен патриотизма во все времена представлял большой интерес для ученых. Патриотизм обладает необыкновенной притягательной силой для личности, воодушевляет и сплачивает массы в самые тяжелые минуты, генерирует стремление людей к активным действиям по социально-экономическому развитию своего Отечества, обеспечению его безопасности в мирное и военное время, является гарантом сохранения государства и народа. Актуальность статьи вызвана рядом внутренних и внешних факторов, осложнением международной и военно-политической обстановки. По мнению большинства ученых ныне назрела острая необходимость теоретического переосмысления патриотизма, рассмотрения его основ, компонентов, системы реализации, поиска новых подходов в воспитательной деятельности, отказа от штампов, формализма и упрощенчества. В статье рассматриваются сущность российского государственного патриотизма, национальной идеи, его характеристики и особенности. Авторы выделяют основные направления проводимых исследований по формированию патриотизма в России, и анализируют различные трактовки определения понятия «патриотизм» в интересах выявления глубинной сущности этого феномена, понимания его силы воздействия на людей и народы. Важнейший аспект статьи – рассмотрение современных проблем российского патриотизма и определение мер по их разрешению. Акцентируется внимание на необходимость придания патриотизму статуса государственной идеологии, активизации воспитательной деятельности со всем населением и, прежде всего, с молодежью, поколения которому завтра придется принять эстафету от старшего поколения, сохранить и укрепить Россию
-
Военно-патриотическое воспитание курсантов морского вуза: сущность и определение
Краткое описаниеРазвитие политической, военной и экономической мощи Российской Федерации невозможно без развития патриотизма, активизации важнейшей его части военно-патриотического воспитания молодежи, в том числе и курсантов морских вузов. Ныне патриотизм востребован обществом как государственная идеология, как важнейшее условие и средство духовного и экономического возрождения России, как способ объединения и сплочения всех слоев россиян, как ответ на реальный вызов западных стран стремящихся к ослаблению России и развалу русского мира. Патриотизм понимается как нравственно-политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь и преданность Отечеству, гордость за его прошлое и настоящее, устремленность защищать интересы Родины. Патриотизм выражается в любви и преданности к своей Родине, родной земле и своему народу, его истории и культуре. В современных условиях важнейшим направлением формирования патриотических качеств у курсантов морского вуза может и должно стать военно-патриотическое воспитание, осуществляемое на основе нормативно-правовых документов, героической истории Отечества, боевых традиций армии и флота. Преданность Отечеству, искренняя любовь к своей Родине, морально-психологическая и военно-профессиональная готовность к вооруженной защите Отечества в составе Вооруженных Сил РФ – квинтэссенция военно-патриотического воспитания и этим оно отличается от патриотического воспитания граждан России. В статье на основе анализа взгляда отечественных ученых рассматривается сущность военно-патриотического воспитания, формулируется цель, конкретизируются задачи и педагогические условия военно-патриотического воспитания курсантов морского вуза, предпринята попытка дать авторское определение термину «военно-патриотическое воспитание курсантов морского вуза»
-
Роль семьи в формировании лидерских качеств у подрастающего поколения
Краткое описаниеСемья, являясь ячейкой общества, всегда занимала место в жизнедеятельности каждого её члена. Её роль сводится не только к воспроизводству новых граждан, но и к их воспитанию, социализации подрастающего поколения, подготовке к взрослой жизни, привитию ответственности любви и уважения к родителям, старшим по возрасту, Родине, государству. Особенно важна роль семьи в воспитании своих детей как настоящих патриотов Отечества, достойных граждан, активных и сознательных участников развития экономической и оборонной мощи страны, готовности с оружием в руках принять участие в её защите от любого агрессора до его полного разгрома. Происходящие в стране перемены требуют активного включения семьи, родителей, старших братьев и сестер в процесс формирования у детей лидерских качеств и свойств, лидерского сознания и мышления, лидерской позиции, готовности к лидерской деятельности. Важным компонентом в работе семьи с будущими лидерами является поддержание тесной связи с общеобразовательными учебными заведениями, общественными организациями, казачьими обществами. В статье, с опорой на труды отечественных педагогов и психологов, анализируется роль семьи в воспитании детей как будущих лидеров, воспитании у них таких лидерских качеств как ответственность, честность, общительность, компетентность, деловитость, активность, решительность, требовательность и др. Автор выделяет характерные черты семьи, важнейшие специфические особенности воспитательной деятельности, определяет пути активизации её влияния на формирования лидерских качеств у подрастающего поколения
-
К вопросу о формировании проективной культуры у младших школьников
Краткое описаниеВ статье представлены результаты исследования, нацеленного на определение педагогических условий, способствующих формированию проективной культуры у младших школьников в образовательной среде школы. Уточнены представления об образовательной среде школы как условия формирования проективной культуры, с определением существенных характеристик и выявлением ведущих и специфических принципов. Обоснована эффективность организационно-педагогических условий и разработана система технологий и методов работы педагогов с учащимися, ориентированных на формирование проективной культуры младших школьников. Полученные результаты способствуют совершенствованию процесса формирования проективной культуры младших школьников в образовательной среде школы