13.00.00 Педагогические науки
-
О повышении эффективности работы структурных подразделений вуза в области науки
Краткое описаниеБез взаимосвязи научной работы с учебным процессом невозможно подготовить высококвалифицированных специалистов, способных успешно решать производственные задачи и развивать экономику страны. Результаты научной работы являются показателем уровня квалификации профессорско-преподавательского состава, который влияет на качество подготовки студентов. В статье определяются структурные взаимосвязи и раскрывается содержание организационных мероприятий, проводимых научным и учебным управлениями вуза, кафедрами и деканатами факультетов, направленные на улучшение качества набора и подготовки студентов, информирование о достижениях вуза, налаживание взаимосвязей между предприятиями и организациями, заинтересованными в результатах научных исследованиях вуза и в его выпускниках. Рассмотренные мероприятия и структурные связи при согласованной работе структурных подразделений вуза и внедрении передового опыта – основы прогресса, повысят не только эффективность, в том числе результативность научной работы, но и качество подготовки студентов
-
Произведения живописи в преподавании дисциплины «цитология»
Краткое описаниеВ работе сделана попытка донести до студентов всю важность цитологии, как дисциплины, на примерах картин различных известных художников. Визуализация образов является неотъемлемой частью науки о клетке. В нашей работе рассматриваются такие важнейшие цитологические процессы, как приготовление красителей для окрашивания хромосом, полиплоидия, митоз и апоптоз. В работе использована серия работ художницы Д.Ельцевой, в этой связи, важным представляется подход донести до студентов представление об оптимальности размера организма при полиплодии. В качестве демонстрационного материала по теме митоз выступает серия картин Джулии Ньюдол. На картинах этой художницы показаны процессы деления клетки (митоза) и ее гибели (апоптоз). Обсуждается идея создания иллюстративного ряда по целым отдельным блокам курса. Использование произведений живописи как иллюстративного ряда в курсе Цитология» способствует развитию воображения, вызывает познавательный интерес у обучающихся по данной дисциплине. Использую образ как опору для зрительного восприятия предметной области, произведения живописи позволяют погружать студента в «объект» изучения. В задачу нашей работы входило провести поиск визуальных образов на примере полотен художников, создать базы визуальных данных с пояснениями и интерпретациями. Таким образом, использование произведений живописи в курсе «Цитология», как образного ряда, затрагивает несколько процессов: абстрагирования, классификации, идентификации и создание нового, углубленного понимания процессов, происходящих в клетке. Такой подход к подаче материала с помощью картин живописи поможет понять важность той или иной проблемы, что порождает совершенно новый образ мышления
-
О некоторых аспектах формирования морально-боевых качеств курсантов военных вузов России
Краткое описаниеВ статье рассмотрены особенности формирования морально-боевых качеств, особенности подготовки к несению службы в мирное и военное время. Моральные качества курсанта представляются как особая моральная направленность личности, присущие военнослужащему нравственные черты характера, а также мировоззрение идеалы и иные общественно полезные интересы, имеющиеся у него чувства долга, патриотизма, интернационализма, ненависти к внешним и внутренним врагам, самопожертвования, личной ответственности за свою Родину. Предпринята попытка исследовать морально-психологическую подготовку курсантов, изучить воспитание курсантов непосредственными и вышестоящими командирами
-
Краткое описание
В статье на примере произведений великих художников рассматривается образ предмета как объект для исследования по курсу «История и методология научной агрономии». Акцент на образе, как объекте исследования, в современном мире, стал востребован по нескольким причинам. С одной стороны – это является документальным подтверждением событий, состояния объекта, а подчас и единственным доказательством уже ушедшей эпохи. С другой стороны, произведения искусства — это многогранная информация об исследуемой области, отраженная художником с тщательной прорисовкой деталей, среды, передачей цвета, формы. Представленный подход, как интерпретация художественного полотна у студентов, позволяет развивать творческий потенциал. В ходе процесса обучения сформулированы критерии подборки материала: умение собрать материал в соответствии с поставленной задачей; умение определить базовые акценты и провести через всю работу; умение сопоставлять художественное произведение с выбранной темой исследования. Рассматривается опыт создания электронных баз данных как библиотеки электронных ресурсов для студентов, чтобы они имели возможность получить достаточное количество эмпирических сведений. Показано, что созданные базы данных представляют информацию по истории развития сельского хозяйств нашей страны, видам сельского труда в России, истории садов и цветоводства как отрасли аграрного производства, орудиям обработки почвы, истории земледелия, уходу за растениями, истории интродукции растений в Россию. Опыт создания электронных ресурсов посредством баз данных позволяет преподавателю иметь ресурс для организации насыщенного интеллектуального пространства учебного процесса. Ценность электронных баз данных по тематическим блокам состоит в том, что они представляют собой логически выстроенную коллекцию образов
-
Аксиологическая модель педагогического дизайна
Краткое описаниеВ статье предлагается новый подход к развитию ценностной картины мира обучающегося с помощью педагогического дизайна. Научный поиск и анализ позволяют автору обобщить теоретические положения относительно педагогического дизайна, расширить определение педагогического дизайна и по-новому применить его к учебно-познавательной деятельности обучающихся. Задача построить модель учения, направленную на развитие ценностной картины мира, потребовала изучения существующих моделей педагогического дизайна, анализа и обобщения монографий и статей, посвященных проблеме формирования ценностного отношения и ценностных ориентаций, исследования и применения имеющихся знаний на практике в форме эксперимента. Проведенная работа вывела автора на аксиологическую модель педагогического дизайна, состоящую из трех «измерений»: линейная последовательность событий от разработки материала до самостоятельной учебно-познавательной деятельности обучающегося, взаимодействие учителя и ученика, темп движения. В статье дается определение каждого «измерения», уровня и этапа новой модели, описываются процессы, происходящих на каждом этапе, а также предлагается вариант схематического изображения или визуализации модели. Автор также говорит о преимуществах использования педагогического дизайна как эффективном и успешном способе организовать обучение и обосновывает использование новой модели педагогического дизайна в XXI веке
-
Инновационный подход к оценке качества образования в вузах
Краткое описаниеСегодня необходимо непосредственно в системе образования разработать новые подходы и методики, повышающие качество выпускников. Переход нашей страны на рыночную экономику вынуждает конкурировать своей продукцией не только с предприятиями, но и образовательными учреждениями. В статье показано, что для анализа качества освоения компетенций выпускниками вузов вполне применимы элементы теории автоматического регулирования. Выход последующих нормативных документов только подтвердили эту гипотезу. В связи с этим проведено дальнейшее развитие такой методологии. В статье отдельное внимание уделено фондам оценочных средств, так как от их качества зависит адекватность полученной информации и правильность дальнейших действий системы образования. Также показана необходимость создания ситуации, в которой студент может проявить получаемые навыки не только в учебных аудиториях. Отдельные компетенции могут проявляться во внеучебной деятельности, и оценивать их могут не только ведущие преподаватели, но и кураторы в общежитиях, ответственные по воспитательной работе, руководители НИРС, руководители учебных и производственных практик и т.п. Приведена методика расчета общего уровня сформированности компетенций
-
Творческая образовательная среда как эффективное условие подготовки будущих учителей
Краткое описаниеПовышение эффективности формирования и развития педагогического мастерства осуществляется за счет создания развивающей творческой среды, обладающей определенными свойствами. Для процесса обучения технологии необходимы дополнительные свойства среды: политехничность, производственная направленность, креативность, материальность, безопасность
-
Методика оценки эффективности работы профессорско-преподавательского состава и кафедры
Краткое описаниеВ статье рассматривается методика оценки эффективности работы профессорско-преподавательского состава и кафедры по учебной, методической, научно-исследовательской работе и по развитию материально-технической базы
-
Тестовые задания – один из эффективных способов оценки качества знаний студентов
Краткое описаниеПредлагается методика оценки качества индивидуальных знаний студентов и качества подготовки группы (курса) с учётом профессиональной подготовки преподавателей, которые проводили у них занятия
-
Экспресс обучение конструированию технологий инновационной компьютерной дидактики
Краткое описаниеВ статье приводятся принципы организации экспресс обучения педагогов и студентов применению и созданию учебных материалов с использованием моделей и процедур инновационной компьютерной дидактики. Эти принципы реализуются процедурой, основанной на циклической модели учебного процесса, отражающей коллективное творчество участников обучения. В процессе обучения каждый участник исполняет последовательно роли обучаемого и обучающего.