13.00.00 Педагогические науки
-
Советский фарфор как ресурс информации в курсе «История и методология научной агрономии»
Краткое описаниеВ статье рассматриваются формы передачи знаний по агрономии. Выделяют устную или словесную форму, литературную, посредством книг и визуальную, посредством произведений искусства. В этой связи фарфор рассматривается как отдельный самостоятельный ресурс информации по истории агрономии в период с 1917 по 1975 гг. В исследовании истории популяризации агрономических знаний в России были включены визуальные образы фарфора, взятые из каталогов частных коллекций, книг, фотографий выставок и иллюстраций. В качестве инструмента анализа использовался метод скетчей или визуальных заметок. Рассмотрена краткая история развития фарфора в нашей стране, акцент сделан на советский агитационный фарфор. В исследуемый период выделяют еще отдельный тип фарфора – крестьянский фарфор, где акцент был сделан на изображение жизни и быта сельских тружеников. В базу образов вошли работы ведущих художников Н. Данько, В. Кузнецова, С. Чехонина, Р. Вильде, З. Кобылецкой и многих других. В агитационном фарфоре нашли отражение несколько направлений: сбор плодов и фруктов; уборка хлеба; отражение жизни села и сельского быта; выставки, ярмарки; тема труда и отдыха в сельском производстве. Визуальный анализ малых форм на примере изображений сборщиц урожая показал наиболее распространенные культуры (виноград, хлопок, помидоры, яблоки, всевозможные овощи). Изображения плодов и овощей являются документальным отражением истории распространения и интродукции ряда культур в различные агроклиматические зоны нашей страны. Таким образом, фарфор является одним из источников информации по истории агрономии в нашей стране, охватывающий определенный период с 1917 по 1975 гг., выступая отдельным ресурсом, многогранно и емко отражающий уже ушедшую эпоху
-
Системный подход в педагогике как общеметодологический принцип науки
Краткое описаниеЦелью исследования является рассмотрение системного подхода в педагогике как общеметодологическом принципе науки. В статье анализируется происхождение понятия «система», сущность и принципы системного подхода
-
Об организации деятельности кафедры современного вуза: опыт работы заведующего кафедрой
Краткое описаниеВ статье раскрывается опыт внедрения инновационных подходов в организации основных видов деятельности кафедры, направленных на повышение эффективности работы профессорско-преподавательского состава и качества подготовки студентов
-
Краткое описание
Проводимые в нашей стране реформы требуют активного участия в их реализации всех граждан. Развитие экономической компоненты государства, позволит укрепить не только оборонный потенциал страны, но и поднять качество жизни всего населения. Для решения этой задачи стране нужны компетентные специалисты, настоящие, грамотные профессионалы, мастера своего дела. Важнейшая задача каждого вуза готовить именно таких выпускников. Профессиональная подготовка в вузе производится не только в ходе обучения и воспитания, но и в процессе самостоятельной деятельности студентов. Самостоятельная работа – это вид учебной деятельности, выполняемой обучающимися вуза без непосредственного контакта с преподавателем или управляемый преподавателем опосредовано через специальные учебные материалы; неотъемлемое, обязательное звено процесса обучения, предусматривающее, прежде всего, индивидуальную работу учащихся в соответствии с установкой преподавателя или учебника, программы обучения. В современной дидактике самостоятельная работа студентов рассматривается, с одной стороны, как вид учебного труда, осуществляемый без непосредственного вмешательства, но под руководством преподавателя, а с другой – как средство вовлечения студентов в самостоятельную познавательную деятельность, формирования у них методов организации такой деятельности. Эффект от самостоятельной работы студентов можно получить только тогда, когда она организуется и реализуется в учебно- воспитательном процессе в качестве целостной системы, пронизывающей все этапы обучения студентов в вузе. В статье на основе опыта, анализа, исследований и публикаций российских ученых, рассмотрены проблемы, возникающие при организации самостоятельной деятельности студентов, в качестве рекомендаций предлагаются инновационные формы и методы обучения, основанные на теории конструктивного обучения
-
Краткое описание
Коммуникативная толерантность связана со многими свойствами и сферами, входящими в структуру личности. Нами были выделены такие, на развитие которых влияет коммуникативная толерантность. К ним относятся интеллектуальная, ценностно-ориентационная, этическая, эстетическая, эмоциональная, сенсорная (чувственная), энергодинамическая, алгоритмическая, характерологическая и функциональная сферы личности. Эти личностные факторы относятся к стержневым, определяющим жизненный путь и деятельность личности, ее профессиональное положение, активность в продвижении к карьере, исполнение профессиональных обязанностей, взаимодействие с коллегами и окружающими людьми. Проявление механизма психологического эмоционального отражения личностных различий коммуникативной толерантности, позволяет выделить такие ее виды (ситуативная, типологическая, профессиональная, общая коммуникативная толерантность), которые возможны в общении с проявлением определенных поведенческих признаков и настроений. Коммуникативная толерантность, влияющая на личностные факторы студента-менеджера, затрагивает интеллектуальную, ценностно- ориентационную, этическую, эстетическую, эмоциональную, сенсорную, энергодинамическую и функциональную сферы. Развитие коммуникативной толерантности в процессе обучения иностранному языку студентов-менеджеров, в первую очередь, позволяет выделить уровни коммуникативной толерантности (низкий, средний (выше среднего, ниже среднего, высокий) и разработать методы и приемы, повышающие толерантное поведение, охватывая все сферы личности студента
-
Краткое описание
В статье рассматриваются такие педагогические условия формирования готовности будущего эстрадного вокалиста к концертной деятельности как организация художественно-творческой среды; овладение вокальным мастерством, освоение актерского мастерства, совершенствование музыкальных способностей, познавательных процессов, руководство специальными принципами и методами, овладение навыками саморегуляции, рефлексии; освоение звукоусиливающей аппаратуры
-
Краткое описание
Среди множества причин, сдерживающих обновление образования, можно назвать его известную односторонность, дисгармоничность, когда вместо целостного социокультурного опыта, студенты фактически осваивают лишь часть его, в первую очередь знаниевый компонент. Сегодня такой подход оказался недостаточным. Социуму нужны выпускники, готовые к включению в дальнейшую жизнедеятельность, способные практически решать встающие перед ними жизненные и профессиональные проблемы. А это во многом зависит не от полученных знаний, умений и навыков, а от неких дополнительных качеств, для обозначения которых и употребляются понятия «компетенции» и «компетентности», более соответствующие пониманию современных целей образования. На основании различных подходов к трактовке категории «профессиональной компетентности», ее содержания и структуры и выделенных особенностей деятельности специалиста мы сформулировали понятие «профессиональной компетентности специалиста экономического профиля», под которой понимаем сложное интегральное образование, включающее в себя кроме когнитивной и деятельностно-практической составляющих, предполагающих знания, умения и навыки, достаточные для выполнения профессиональных функций в соответствии с нормативами экономической деятельности, еще морально-этическую и мотивационную, а также высокий уровень общей культуры, гражданскую зрелость, толерантность и лояльность, способность к профессиональной коммуникации, конкурентоспособность, и в силу динамичности сферы экономической деятельности — потребность и способность в непрерывном образовании
-
Краткое описание
В статье рассматриваются особенности обучения деловому дискурсу польских студентов на занятиях по русскому языку делового общения на примере одного из тематических блоков разработанного нами учебника. Показана целесообразность выделения пяти методических частей такого блока, а также примеры работы с ними в обучении порождению устных и письменных деловых дискурсов
-
Советский агитационный текстиль в истории агрономии
Краткое описаниеВ статье рассматриваются вопросы, связанные с историей популяризации агрономических знаний посредством агитационного текстиля. Агитационный текстиль схожи по своему содержанию с агитационным плакатом, а также с агитационным фарфором. Рассматриваются вопросы возникновения данного вида искусства. Агитационный текстиль, или агиттекстиль, появился в Советской России в 20 годы 20 века. Его авторы - члены текстильной секции. Агигтекстиль имеет несколько название: тематические ткани, агитационные ткани, но суть остается одна – это яркое, образное отражение эпохи великих преобразований, выразившихся в электрификации, индустриализации, переменах в армии и спорте, коллективизации. В отличие от тем строительства, индустриализации, тема сельского хозяйства требовала совершенно другого подхода. Даже общие для страны проблемы в деревне приобретают своеобразную (особую) окраску. Здесь нужно было не просто агитация за новое: требовалось терпеливо растолковывать почему новое лучше старого, доказать, что оно необходимо, неизбежно. Лучше раз увидеть, чем много раз услышать. В работе показана история развития агитационного текстиля, цели и задачи, приведен иллюстративный ряд образцов ткани, а также проведен анализ появления агитационного текстиля в 1970 на примере решения конкретной задачи
-
К вопросу о формировании проективной культуры у младших школьников
Краткое описаниеВ статье представлены результаты исследования, нацеленного на определение педагогических условий, способствующих формированию проективной культуры у младших школьников в образовательной среде школы. Уточнены представления об образовательной среде школы как условия формирования проективной культуры, с определением существенных характеристик и выявлением ведущих и специфических принципов. Обоснована эффективность организационно-педагогических условий и разработана система технологий и методов работы педагогов с учащимися, ориентированных на формирование проективной культуры младших школьников. Полученные результаты способствуют совершенствованию процесса формирования проективной культуры младших школьников в образовательной среде школы