13.00.00 Педагогические науки
-
Краткое описание
В данной статье предложен подход к созданию конспекта, основанный на объединении машинного набора текста и создания фотографий, что особенно актуально в связи с развитием информационных технологий в современном обществе. Проведен анализ существующих подходов к созданию конспекта лекции основанных на письме от руки и машинном наборе текста. Выявлены достоинства и недостатки существующих подходов. Детально рассмотрен алгоритм добавления графической информации в конспект с использованием подхода, основанного на машинном наборе текста на персональном компьютере или ноутбуке. Проведен анализ существующих исследований и экспериментов в этом направлении. Выявлена одна из проблем, связанных с предлагаемым подходом, основанная на расположении посадочных мест в учебной аудитории. Рассмотрен один из вариантов ее решения. Обоснована необходимость разработки специализированного программного обеспечения. Продемонстрирована непригодность использования текстовых редакторов для реализации предложенного подхода
-
Об организации воспитательной работы на кафедре
Краткое описаниеВ статье приведена структура и раскрыто содержание мероприятий воспитательной работы профессорско-преподавательского состава на кафедре в рамках реализации системного подхода к решению проблемы воспитания студентов в современном вузе
-
Об организации деятельности кафедры современного вуза: опыт работы заведующего кафедрой
Краткое описаниеВ статье раскрывается опыт внедрения инновационных подходов в организации основных видов деятельности кафедры, направленных на повышение эффективности работы профессорско-преподавательского состава и качества подготовки студентов
-
Об особенностях организации работы заведующего кафедрой в современных условиях
Краткое описаниеВ статье рассматриваются один из важнейших вопросов в работе заведующего кафедрой – организация личного труда и отношений с сотрудниками кафедры, от которых в значительной мере зависят результаты деятельности кафедры
-
Об экспериментальных возможностях системы динамической геометрии GeoGebra
Краткое описаниеВ статье представлены возможности системы динамической геометрии GeoGebra, которые могут быть использованы для проведения экспериментальной исследовательской работы. Компьютерный эксперимент как метод исследования служит для открытия новых знаний, проверки гипотез, вовлечения обучаемых в активный процесс познания нового материала. В качестве компьютерной технологии реализации компьютерного эксперимента выбрана свободно-распространяемая система динамической геометрии GeoGebra, имеющая русскую версию и дружелюбный интерфейс, которую удобно применять как на уроках, так и дома. Описаны возможности инструментов, используемых для реализации компьютерного эксперимента, таких как инструментов для выявления метрических и позиционных свойств объекта, получения сведений об отношении метрических и позиционных свойств объектов, параметрического задания изменений величины, создание таблиц экспериментальных данных. Экспериментальные возможности системы динамической геометрии GeoGebra раскрыты на примерах решения некоторых задач элементарной геометрии о самом простом из многоугольников треугольнике, который привлекал внимание как ученых древности (Менелай и др.), так и ученых более близких к нашему времени (Эйлер, Понселе и др.). На примере теоремы Менелая, представленной в более доступной форме, чем в учебнике геометрии 10-11 кл. (авторы Л.С. Атанасян, В,Ф,Бутузов и др., продемонстрированы возможности системы по созданию динамических чертежей, таблиц экспериментальных данных и их применения в проведении исследовательской работы
-
Обеспечение информационной безопасности обучающихся
Краткое описаниеВ данной статье обращается внимание на проблему обеспечения информационной безопасности обучающихся, в том числе профилактики Интернет-зависимости
-
Образовательные метаданные по музыкальной культуре
Краткое описаниеВ статье рассматривается роль метаданных в использовании сетевых информационных ресурсов в учебном процессе. Ставятся проблемы создания и использования образовательных сайтов метаданных по музыкальной культуре, намечаются пути разработки общих требований к подобным сайтам
-
Образовательные технологии, развивающие визуальное мышление, в преподавании биологических дисциплин
Краткое описаниеВ статье рассматриваются вопросы визуального мышления и образовательных технологий. Отмечено значение визуального мышления в процессе обучения в вузе, определены основные его функции. Рассматриваются информационные технологии для курсов «История и методология научной агрономии», «Цитогенетика», «Генетический мониторинг». Обоснованы базовые постулаты формирования визуальной среды: умение собрать материал в соответствии с поставленной задачей и определить базовые акценты и провести через всю работу; способность сопоставлять художественное произведение с выбранной темой исследования. В качестве технологии рассматривается метод скетчей или визуальных заметов и метод визуальной метафоры. Метод скетчей или визуальных заметок лег в основу создания электронных баз данных, объединяющих образы растений в разных произведениях живописи. Визуальные заметки позволяют визуализировать учебную информацию путем перевода вербальных элементов этой информации в визуальные, т.е. «уметь мыслить визуально». Произведения искусства, как иллюстративная среда, в учебных курсах имеют несколько значений: иллюстративное или мотивационное; иллюстрация как источник информации для анализа изучаемого явления; наглядное, т.е. картины или произведения искусства как иллюстрация ответа студента, как результат его самостоятельного поиска. Визуальная метафора используется для пояснения материала, глубокого понимания и сравнения. Оба метода: метод скетчей и визуальной метафоры, позволяют узнавать предмет, анализировать, связывать и проводить аналогии с предметной областью и искать новые образы
-
Образы горшечных растений в произведениях живописи как ресурс информации по истории агрономии
Краткое описаниеСтатья посвящена анализу горшечной культуры как части истории агрономии. Базовый акцент сделан на видовое разнообразие растений, коллекции определенных групп растений и их роль в истории агрономии. Инструментом анализа являлись визуальные образы растений на полотнах художников различных периодов. Ранее нами уже была проведена работа по истории интродукции ряда сельскохозяйственных культур. Такой подход − метод скетчей или визуальных заметок, дает емкое и полное представление о развитии агрономии, где в качестве иллюстраций выступают произведения живописи. Для проведения анализа нами была создана база образов на основе 170 картин художников различных периодов. Подход, примененный в работе, позволяет развивать наблюдательность, активизирует познавательную функцию у обучающихся, учит проводить сравнения и визуальный анализ. В работе на основе визуального анализа показано, что распространение цветочных культур велось довольно активно в России. «Экзотические растения» настолько прочно вошли в российскую усадебную жизнь, что стали ее повседневной жизнью. У любви к растениям нет четких социальных границ, всем свойственно это чувство. Отмечены современные подходы в разведении и получении новых культур, основанные на культуре тканей, генной инженерии, которые позволяют получать новые экзотические горшечные культуры, не требовательные к условиям произрастания
-
Образы растений в картинах художников как ресурс информации по истории агрономии
Краткое описаниеВ статье рассматривается вопрос применения иллюстрации на основе произведений искусства как ресурса информации по истории научной агрономии, а в частности селекции растений. В работе мы использовали произведения искусства, как отдельный самостоятельный ресурс информации в нескольких задачах: как база образов по археогенетики ряда сельскохозяйственных культур (тыквы, лагенарии, патиссона, люфы), как инструмент визуальных заметок по селекции растений, как самостоятельный материал при анализе интродукции сельскохозяйственных растений. В задачу нашего исследования входило создание базы образов сельскохозяйственных растений на основе произведений живописи прошлых веков, как демонстрацию развития научной селекции сельскохозяйственных растений. В этой связи для достижения поставленной цели были собраны образы сельскохозяйственных растений с 15 по 21 века, приведены их современные аналоги. Произведения живописи в учебном процессе по курсам дисциплин «История агрономии» можно рассматривать как: объект анализа; материал для изучения; инструмент сбора информации, ресурс информации по отдельным признакам. Общим критерием подхода к живописи, как инструменту анализа, является то, что иллюстрация, изображение того или иного биологического явления, воссоздает форму, сущность объекта исследования или явления. Показано, что использование произведений живописи, как документальный образ изменения растений, на наш взгляд является интересным и актуальным методическим подходом в современных образовательных технологиях. Анализ художественных картин позволяет обучающимся глубже проникнуть в образ исследуемого объекта, узнать дополнительно о времени создания живописного произведения, проявить самостоятельную творческую активность в поиске ресурса информации