13.00.00 Педагогические науки
-
Компьютерные технологии в анализе сложной физической задачи
Краткое описаниеВ статье рассматривается технология применения в учебном процессе подготовки учителей физики современных компьютерных инструментов при анализе сложной современной задачи. Рассматривается экспериментальная задача, анализ которой невозможно провести без применения методов вычислительной математики. Массивный проводник в форме сплошного цилиндра помещен в квазистационарное магнитное поле. Необходимо найти параметры магнитного поля в объеме проводника. Предложен алгоритм построения программы численного изучения радиальной зависимости поля в проводнике. Построены графики безразмерной амплитуды поля и фазового сдвига относительно внешнего поля при различных. Графики позволяют «посмотреть», что происходит с полем внутри проводника с изменением управляющих параметров z и h. Продемонстрирована самоорганизация исследуемого поля с ростом z, обусловленная нелинейными обратными связями. Показано, что использование в учебно-исследовательских задачах современных информационных технологий для сопоставления теории с реальным физическим экспериментом, позволяет качественно поднять уровень подготовки будущих учителей физики и информатики. Рекомендовано использование данного метода в учебном процессе педагогических (физика) и технических вузов
-
Советский фарфор как ресурс информации в курсе «История и методология научной агрономии»
Краткое описаниеВ статье рассматриваются формы передачи знаний по агрономии. Выделяют устную или словесную форму, литературную, посредством книг и визуальную, посредством произведений искусства. В этой связи фарфор рассматривается как отдельный самостоятельный ресурс информации по истории агрономии в период с 1917 по 1975 гг. В исследовании истории популяризации агрономических знаний в России были включены визуальные образы фарфора, взятые из каталогов частных коллекций, книг, фотографий выставок и иллюстраций. В качестве инструмента анализа использовался метод скетчей или визуальных заметок. Рассмотрена краткая история развития фарфора в нашей стране, акцент сделан на советский агитационный фарфор. В исследуемый период выделяют еще отдельный тип фарфора – крестьянский фарфор, где акцент был сделан на изображение жизни и быта сельских тружеников. В базу образов вошли работы ведущих художников Н. Данько, В. Кузнецова, С. Чехонина, Р. Вильде, З. Кобылецкой и многих других. В агитационном фарфоре нашли отражение несколько направлений: сбор плодов и фруктов; уборка хлеба; отражение жизни села и сельского быта; выставки, ярмарки; тема труда и отдыха в сельском производстве. Визуальный анализ малых форм на примере изображений сборщиц урожая показал наиболее распространенные культуры (виноград, хлопок, помидоры, яблоки, всевозможные овощи). Изображения плодов и овощей являются документальным отражением истории распространения и интродукции ряда культур в различные агроклиматические зоны нашей страны. Таким образом, фарфор является одним из источников информации по истории агрономии в нашей стране, охватывающий определенный период с 1917 по 1975 гг., выступая отдельным ресурсом, многогранно и емко отражающий уже ушедшую эпоху
-
Этапы развития идеи государственного патриотизма в морских учебных заведениях России
Краткое описаниеРазвитие политической, военной и экономической мощи Российской Федерации невозможно без развития государственного патриотизма как направления педагогической деятельности и патриотической работы, направленных на активизацию патриотического воспитания молодежи, в том числе и курсантов морских вузов. В этом плане некоторый позитивный опыт державно-патриотического воспитания учеников и гардемаринов эпохи Петра Великого, в целом Российской империи и периода Советского Союза представляет большой интерес для современной педагогической теории и практики, воспитания современной флотской молодежи в духе беззаветной любви к Отечеству, его истории и традициям. Автор исходит в данной статьи из понимания государственного патриотизма как высокого чувства любви граждан к своей стране, а также глубокого осознания ими своего гражданского, профессионального и воинского долга перед своим государством и своим народом. В статье, с опорой на отечественные исследования и научные публикации анализируется процесс становления морского образования в России, а также генезис идеи государственного патриотизма и системы государственно-патриотического воспитания учащихся морских учебных заведений. Установлено, что государственный патриотизм, государственно-патриотическое воспитание как педагогическая проблема во все времена предполагало формирование у учащейся молодежи на основе патриотического идеала государственно-патриотического сознания, мировоззрения, позиции, государственно-патриотического поведения базирующего на высоких патриотических чувствах и убеждениях. Это направление всегда занимало особое место в духовной жизни общества, в педагогической науке и практике. Выполненный анализ позволил установить конкретные этапы развития идеи патриотизма, государственно-патриотического воспитания в морских учебных заведениях России, показать конкретную систему воспитательного воздействия характерную для каждого этапа
-
Краткое описание
В статье на примере произведений великих художников рассматривается образ предмета как объект для исследования по курсу «История и методология научной агрономии». Акцент на образе, как объекте исследования, в современном мире, стал востребован по нескольким причинам. С одной стороны – это является документальным подтверждением событий, состояния объекта, а подчас и единственным доказательством уже ушедшей эпохи. С другой стороны, произведения искусства — это многогранная информация об исследуемой области, отраженная художником с тщательной прорисовкой деталей, среды, передачей цвета, формы. Представленный подход, как интерпретация художественного полотна у студентов, позволяет развивать творческий потенциал. В ходе процесса обучения сформулированы критерии подборки материала: умение собрать материал в соответствии с поставленной задачей; умение определить базовые акценты и провести через всю работу; умение сопоставлять художественное произведение с выбранной темой исследования. Рассматривается опыт создания электронных баз данных как библиотеки электронных ресурсов для студентов, чтобы они имели возможность получить достаточное количество эмпирических сведений. Показано, что созданные базы данных представляют информацию по истории развития сельского хозяйств нашей страны, видам сельского труда в России, истории садов и цветоводства как отрасли аграрного производства, орудиям обработки почвы, истории земледелия, уходу за растениями, истории интродукции растений в Россию. Опыт создания электронных ресурсов посредством баз данных позволяет преподавателю иметь ресурс для организации насыщенного интеллектуального пространства учебного процесса. Ценность электронных баз данных по тематическим блокам состоит в том, что они представляют собой логически выстроенную коллекцию образов
-
Краткое описание
Коммуникативная толерантность связана со многими свойствами и сферами, входящими в структуру личности. Нами были выделены такие, на развитие которых влияет коммуникативная толерантность. К ним относятся интеллектуальная, ценностно-ориентационная, этическая, эстетическая, эмоциональная, сенсорная (чувственная), энергодинамическая, алгоритмическая, характерологическая и функциональная сферы личности. Эти личностные факторы относятся к стержневым, определяющим жизненный путь и деятельность личности, ее профессиональное положение, активность в продвижении к карьере, исполнение профессиональных обязанностей, взаимодействие с коллегами и окружающими людьми. Проявление механизма психологического эмоционального отражения личностных различий коммуникативной толерантности, позволяет выделить такие ее виды (ситуативная, типологическая, профессиональная, общая коммуникативная толерантность), которые возможны в общении с проявлением определенных поведенческих признаков и настроений. Коммуникативная толерантность, влияющая на личностные факторы студента-менеджера, затрагивает интеллектуальную, ценностно- ориентационную, этическую, эстетическую, эмоциональную, сенсорную, энергодинамическую и функциональную сферы. Развитие коммуникативной толерантности в процессе обучения иностранному языку студентов-менеджеров, в первую очередь, позволяет выделить уровни коммуникативной толерантности (низкий, средний (выше среднего, ниже среднего, высокий) и разработать методы и приемы, повышающие толерантное поведение, охватывая все сферы личности студента
-
Краткое описание
Статья посвящена проблемам совершенствования системы профессионального образования, углубленной подготовке по иностранному языку для совместных Российско-Германских (Швейцарских, Французских и др.) предприятий. Рассмотрены новые перспективы и возможности, повышающие эффективность работы по подготовке кадров в свете нового федерального закона Российской Федерации об образовании, создание базовых кафедр ВУЗов на предприятиях, лигитирование новых сетевых форм для реализации сетевых программ. Предлагаются мероприятия по повышению качества обучения, привлечению высококвалифицированных специалистов предприятий, использование их научно-технической базы, связей предприятий с ведущими зарубежными организациями, применению новых образовательных технологий, проведению оценки профессиональных компетенций студентов по образовательным программам. В настоящее время особую роль играет иностранный язык, владение которым на современном этапе является непременным атрибутом успешного специалиста. Выполнен анализ существующих методик и курсов подготовки по иностранным языкам. Предлагается система подготовки иностранного языка на базе учебно-производственного кластера, позволяющего использовать не только профессорско-преподавательский состав и учебную базу ВУЗов, но и весь потенциал совместных предприятий, включая зарубежные стажировки. Предлагаемая система изучения иностранного языка предполагает обучение по следующим курсам: общий бизнес, специализированный бизнес, интенсивный разговорный, бизнес-тренинги и др. Предметное содержание спецкурсов ориентировано на профессиональную деятельность с применением интерактивных методов обучения, таких как ролевые игры, методов решения ситуационных задач, методов проектной деятельности, что способствует развитию умений анализировать, сопоставлять факты и события, обучаться автономно, работать в команде, выражать и отстаивать свою точку зрения
-
Краткое описание
Цель исследования – создание метода диагностики конфликтологической компетентности обучающихся. Методологическими основами исследования служили: системный подход (рассматривает психолого-педагогический мониторинг как составляющую управления качеством образования), личностно ориентированный подход (ставит в центр образовательного процесса личность обучающегося), компетентностный подход (ориентирует образовательный процесс на формирование личностно-профессиональных качеств, интегрирующих знания, умения, мотивы, ценности и способность к управлению ими) и квалиметрический подход (рассматривает сформированность конфликтологической компетентности как многокритериальный показатель). Теоретической базой исследования служили социально-философские труды, посвящённые проблемам становления конфликтологической компетентности обучающихся, и психолого-педагогические труды, посвящённые проблеме управления качеством образования. Нормативно-методической базой исследования служили: Закон РФ “Об образовании” (2012), государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования (2009), “Стратегия государственной молодёжной политики в Российской Федерации”, государственная программа “Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011 – 2015 годы”. Применявшиеся методы исследования: анализ и обобщение научно-методической литературы и педагогической практики, опросные методы и анкетирование, моделирование, педагогическое наблюдение, квалиметрия и многопараметрический анализ сложных систем
-
Краткое описание
С переходом вузов на подготовку бакалавров, встал вопрос о структуре, содержании и объеме выпускных квалификационных работ (ВКР), выполняемых выпускниками по окончании обучения в вузе. При этом, учитывая различную специфику в обучении специалиста и бакалавра, время, отведенное учебными планами на выполнение дипломного проекта специалиста и ВКР бакалавра, а также ряд иных факторов, простой перенос требований к выполнению дипломного проекта специалиста на требования к выполнению ВКР бакалавра представляется неприемлемым. Несмотря на уже имеющийся опыт подготовки и защиты ВКР бакалавров-строителей в различных вузах страны, состав работ, их структура и объем определяются неоднозначно. Различные подходы к выполнению ВКР бакалавров наблюдаются даже на разных выпускающих кафедрах одного факультета. Для наиболее успешного выполнения ВКР студентами, обучающимися по направлению 270800.62 «Строительство», профиль подготовки «Промышленное и гражданское строительство», выпускающей кафедрой для которых выступает кафедра строительного производства КубГАУ, нами разработаны требования к структуре ВКР. Совокупность данных требований представляет собой определенную систему, при которой студент самостоятельно, по согласованию с научным руководителем, выбирает один из предложенных вариантов структуры выполняемой им ВКР. Основные принципы формирования структуры ВКР, а также требования к ее объему и содержанию приведены в данной статье
-
Государственно-патриотическое воспитание курсантов морского вуза: сущность и определение
Краткое описаниеСовременная внутренняя обстановка в России, её международно-политическое положение настоятельно требуют усиления патриотической деятельности, активизации патриотического воспитания молодежи, в том числе и курсантов морского вуза. Патриотизм – это мощный фактор развития личности, а также решения задач преобразования экономики страны и российского общества, укрепления государства, его защиты в мирное и военное время. В статье на основе анализа исследований и публикаций отечественных ученых рассматривается сущность государственного патриотизма и государственно-патриотического воспитания курсантов морского вуза. Государственно-патриотическое воспитание как педагогическая проблема во все времена предполагало формирование у молодежи на основе патриотического идеала государственно-патриотического сознания, государственно-патриотического поведения базирующего на высоких патриотических чувствах и убеждениях. Это направление всегда занимало особое место в духовной жизни общества, в идеологической работе, в педагогической науке и практике. Ныне активизация патриотической деятельности, усиление патриотического воспитания курсантов, акцентирование государственных позиций в воспитательно-патриотической работе с учащимися морского вуза – это государственная необходимость и социальный заказ. Результатом государственно-патриотического воспитания курсантов морского вуза следует считать сформированные у каждого из них в процессе обучения в вузе государственных взглядов и убеждений, государственного мышления и мировоззрения, государственной позиции по отношению к современным реалиям, государственного подхода к порученному делу
-
Краткое описание
Автор статьи сравнивает отечественный и зарубежный подходы профессиональной подготовке учителей безопасности жизнедеятельности, в частности как они реализуются в республике Польша. Полученный опыт и материал используются автором исследования в процессе преподавания безопасности жизнедеятельности, изучаются и находят применение в ходе реализации курсов преподавания безопасности жизнедеятельности. Основная цель данной дисциплины – обеспечить учащихся знаниями в вопросах безопасности, сформировать поведение в реальных экстремальных ситуациях, привычку принимать меры превентивного характера и вооружить их знаниями об угрозах современного мира. Школьники также должны уметь ориентироваться в достаточно широкой области знаний, а именно: основы гражданской защиты, правила работы в случае угрозы, оказания первой помощи в чрезвычайных ситуациях, защита от воздействия различных угроз, специальная обработка и санитария, предупреждение людей об опасности. В выпускном классе средней школы в качестве общих требований к знаниям учащихся выступают знания структуры национальной обороны, понимание в ней роли гражданина, выполнение обязательств в области обороны властями и гражданами, угроз в мирное время, рисков во время войны. Основополагающими принципами элективного курса по безопасности жизнедеятельности для выпускных классов школ и гимназий являются поддержание мира, сотрудничество и объединение стран как гарантия безопасности, факторы экологического риска, международное гуманитарное право. Проведя подробный анализ учебных курсов по безопасности жизнедеятельности в Польше, автор исследования приходит к выводу, что они во многом схожи с реализуемой в России учебной программой школьного курса ОБЖ