13.00.00 Педагогические науки
-
Формирование и использование иллюстративных образов в курсе «Биоэтика и вопросы биобезопасности»
Краткое описаниеВ статье описан опыт формирования и создания иллюстративных образов для курса «Биоэтика и вопросы биобезопасности». Особенностью данного курса является рассмотрение биоэтических проблем в контексте конкретно- научной деятельности биолога – исследовательской, экспериментальной работы. Часть вопросов курса, связанных с вопросами биобезопасности, раскрывается как междисциплинарная область знаний, направленная на выявление, изучение и осмысление проблем биологической практики и биологических исследований, которые связаны с широкой философской и моральной составляющей. Определены основные блоки, по которым формируются визуальные ресурсы: животные в эксперименте, вопросы биоэтики в средствах массовой информации; метаморфозы тела человека; химеры в произведениях искусства. При подборе иллюстративных образов учитываются несколько аспектов: иллюстрация, как информационный ресурс для анализа изучаемого явления; иллюстрация, как форма мотивация к поиску информации, ответа на поставленный вопрос; иллюстрация как элемент этического воспитания студента к различным вопросам биоэтики. По каждому смысловому блоку в течении двух лет собрано по 20-30 иллюстративных образов. Они используются как при чтении лекционного курса, так и как материал для самостоятельной работы студентов. Показано, что в представленных визуальных ресурсах по курсу отражены базовые компоненты визуального мышления: линейное; структурное; комбинаторное и функциональное
-
Современная агроботаническая иллюстрация
Краткое описаниеВ статье рассматривается современная агроботаническая иллюстрация, как неотъемлемая часть научной и учебной работы. Для анализа состояния вопроса была создана база иллюстративных образов, которая выступила в качестве исследуемого материала. Показано, что визуальные образы служат материалом для развития визуального мышления обучающихся, учат читать информацию изображенную на листе, мыслить и создавать новое. В работе рассмотрены техники графического карандаша с использованием компьютерной обработки рисунка в программе PhotoShop. Смешанные техники (mixed media), основанные на применение традиционного рисунка и гербарного образца, обработанного в программе Photo Shop в цветовом решении. Другим новым направлением современной агроботанической иллюстрации является инфографика. Ее использование как в учебном, так и научном процессе, определено тем, что инфографика подразумевает аналитическую обработку количественных данных, полученных в ходе эксперимента. С другой стороны – полученные данные необходимо визуализировать, оформить и презентовать. Новым направлением в современной агроботанической иллюстрации стали образы растений, сделанные с помощью рентгеновских снимков. Современный уровень требований к создаваемым образам достаточно высок и это нужно учитывать при проведении научных экспериментов, когда необходимо продемонстрировать объект исследований, полученные результаты. Современная агроботаническая иллюстрация может быть обработана с помощью различных систем искусственного интеллекта, распознавания образов, например, как система «Эйдос»
-
Краткое описание
Коллективизм - это чувство солидарности с группой, осознание себя ее частью, готовность к действиям в пользу группы и общества. Воспитание коллективизма в детском и подростковом коллективах достигается различными путями и средствами: организацией сотрудничества и взаимопомощи в учебе, труде, общественной работе; совместным участием детей и подростков в культурно-массовых и спортивных мероприятиях; постановкой перед ребятами перспектив (целей деятельности) и совместным участием в их осуществлении; активизацией работы детских и юношеских общественных организаций. Некоторые из перечисленных путей и средств можно объединить под одним названием - социально-культурная анимация. Социально-культурная анимация является эффективным педагогическим методом в процессе образования подрастающего поколения, её направленность на индивидуальность человека, свободная обстановка, открытие и развитие личностных качеств и умений, формирование мировоззрения, прослеживается в педагогики. В статье рассматривается педагогический аспект влияние социально-культурной анимации, организуемой в условиях свободного общения, стимулирующей содержательный обмен духовными ценностями, формирующей эстетического отношения к действительности, овладение широким спектром специальных знаний, умений и навыков. Эти виды деятельности способствуют эмоциональному развитию детей и подростков, вызывая чувства коллективного сопереживания, сочувствия, совместного ощущения эмоционально-нравственной атмосферы и ее сотворчества
-
Теоретические основы педагогического сопровождения самоорганизации школьников
Краткое описаниеВ статье рассматриваются теоретические основы педагогического сопровождения самоорганизации школьников, как новой формы организации образовательного процесса. Исследуется проблема педагогического сопровождения в психолого- педагогической литературе и дается свое определение этого понятия. Автором выявлено, что наиболее неразработанным и требующим особых педагогических исследований, является процесс сопровождения повышения качества самостоятельной деятельности школьников – их самоорганизации. Подробно описывается проблема самоорганизации школьников в педагогике. Дается структура мотивационно-самоорганизационной основы учебной деятельности, которая состоит из следующей последовательности действий школьника: сосредоточение внимания на учебной ситуации – ориентировка ученика в деятельности – постановка цели – стремление к ее достижению (выполнение учебных действий) – контроль и корректировка учебных действий – оценка (самооценка) полученного результата. Педагогическое сопровождение по формированию самоорганизационных состояний обучающихся, соответствующих элементам выбранной структуры, на занятиях в системе дополнительного образования, составляет основное содержание исследования. Автором выделяются уровни управления состояниями самоорганизации школьников. Дается определение педагогического сопровождения самоорганизации школьников. Делается вывод, что овладение навыками самоорганизации и саморегуляции – это не только залог успешной организации учебной деятельности, но и успешного существования и самореализации в современном обществе
-
Мемы как форма иллюстрации в науке и образовании
Краткое описаниеВ работе сделана попытка проанализировать новую форму иллюстрации − мем, который активно используется в науке и образовательном процессе. Для достижения поставленной цели нам пришлось собрать коллекцию образов, каталогизировать их и провести описание с целью познания новой роли иллюстративного изображения. Мем определяют, как единицу культурной информации. Согласно определению энциклопедии Википедии, мемом может считаться любая идея, символ, манера или образ действия, осознанно или неосознанно передаваемые от человека к человеку посредством речи, видеоматериалов, письма, ритуалов, рисунков, жестов и т. д. Термин “мем” и концепция мема были предложены эволюционным биологом Ричардом Докинзом в 1976 г. в книге «Эгоистичный ген». В работе показаны примеры иллюстративных мемов на основе произведений искусства и полотен великих мастеров живописи, рассмотрены области использования созданных образов. Показана история возникновения иллюстративных мемов и трансформация образов в современном мире науки и образования. Используя мемы в научной работе, как форму иллюстрации, можно отметить, что визуализация объекта исследования позволяет развивать визуальное мышление, у которого выделяют несколько функций: познавательную, коммуникативную, методологическую. Познавательная функция заключается в познании объекта через образ, коммуникативная – объяснять проблему или задачу через образ; методологическая – строить исследования с учетом особенностей структуры и морфологии объекта
-
Краткое описание
В современных условиях, в соответствии с решением ООН, боевые корабли коалиции государств, в состав которой входит и Российская Федерация, выполняют задачи по охране судоходства и сопровождения конвоев транспортных судов в пиратоопасных районах Мирового океана. Подготовка кораблей ВМФ к выполнению задач боевого дежурства в зонах с повышенной деятельностью пиратов с целью обеспечения безопасности судоходства гражданских транспортных судов, подразумевает не только решение проблем укомплектования экипажа необходимыми специалистами, материально-технического обеспечения, но и целенаправленного формирования соответствующей высокой готовности военных моряков к успешному выполнению таких специфических боевых задач. Этот вид организаторской и воспитательной деятельности следует организовывать с применением опыта педагогического проектирования военно- педагогического процесса. Педагогическое проектирование – это объективная необходимость развития у субъектов военно-педагогической, образовательно-воспитательной деятельности проективного воображения, мышления, эффективного способа действий. Автором педагогическое проектирование формирования готовности военных моряков к противодействию пиратам и террористам на море понимается как инновационный феномен, соединяющий педагогическую теорию и новаторскую практику и направленный на всестороннюю подготовку личного состава боевых кораблей к предстоящей деятельности. В статье обосновывается целевая программа формирования готовности военных моряков к противодействию пиратам и террористам на море. Авторская целевая программа содержит шесть отдельных и взаимосвязанных модулей, тематика которых позволит членам экипажа овладеть необходимыми знаниями и навыками, сформировать высокий уровень готовности к предстоящей военно- профессиональной деятельности в море
-
Визуализация рака губы и базально- клеточного рака кожи в высокочастотном электрическом поле
Краткое описаниеУ пациентов, наблюдали свечение в высокочастотном электрическом поле участков базально-клеточного рака кожи I - II стадии и у 60 рака губы I - II стадии. Диагноз был подтвержден гистологическим анализом удаленной опухоли
-
Образы растений в картинах художников как ресурс информации по истории агрономии
Краткое описаниеВ статье рассматривается вопрос применения иллюстрации на основе произведений искусства как ресурса информации по истории научной агрономии, а в частности селекции растений. В работе мы использовали произведения искусства, как отдельный самостоятельный ресурс информации в нескольких задачах: как база образов по археогенетики ряда сельскохозяйственных культур (тыквы, лагенарии, патиссона, люфы), как инструмент визуальных заметок по селекции растений, как самостоятельный материал при анализе интродукции сельскохозяйственных растений. В задачу нашего исследования входило создание базы образов сельскохозяйственных растений на основе произведений живописи прошлых веков, как демонстрацию развития научной селекции сельскохозяйственных растений. В этой связи для достижения поставленной цели были собраны образы сельскохозяйственных растений с 15 по 21 века, приведены их современные аналоги. Произведения живописи в учебном процессе по курсам дисциплин «История агрономии» можно рассматривать как: объект анализа; материал для изучения; инструмент сбора информации, ресурс информации по отдельным признакам. Общим критерием подхода к живописи, как инструменту анализа, является то, что иллюстрация, изображение того или иного биологического явления, воссоздает форму, сущность объекта исследования или явления. Показано, что использование произведений живописи, как документальный образ изменения растений, на наш взгляд является интересным и актуальным методическим подходом в современных образовательных технологиях. Анализ художественных картин позволяет обучающимся глубже проникнуть в образ исследуемого объекта, узнать дополнительно о времени создания живописного произведения, проявить самостоятельную творческую активность в поиске ресурса информации
-
К повышению качества диссертаций и оптимизации работы диссертационных советов
Краткое описаниеИзвестно, что базой развития фундаментальных и прикладных наук, кроме НИИ, являются вузы. Интеграция научных разработок высшей школы в производство происходит в разных формах и во многом определяется качеством подготовки, в том числе защиты диссертаций, научно- педагогическими кадрами вуза. В статье подвергаются критике позиции Министерства образования и науки РФ, ВАК и РАН РФ, направленные на повышение качества работы диссертационных советов и уровня диссертаций, в основе которых - оптимизация сети диссертационных советов, в том числе их объединение, повышение уровня членов диссертационных советов. Предлагается ряд мероприятий и конкретные требования к содержанию диссертаций, а также к научным руководителям диссертаций, официальным оппонентам, диссертационным советам и их членам, сотрудникам ВАК. Внедрение в практику работ диссертационных советов рассмотренных предложений, касающиеся повышения уровня диссертаций, в один комплекс мероприятий, позволит оптимизировать сеть диссертационных советов, повысить качество их работы
-
Особенности обучения и воспитания курсантов морских ВУЗов в постсоветских республиках
Краткое описаниеВ статье на основе анализа документов, публикаций ученых, материалов периодической печати, рассматриваются особенности обучения и воспитания курсантов и студентов морских учебных заведений в постсоветских республиках. Приобретение независимости бывшими союзными республиками потребовало создания и укрепления собственной государственности. Важнейшей задачей для молодых независимых государств стало создание эффективной системы высшего профессионального образования (ВПО), с целью подготовки национальных кадров для собственной экономики. Одним из компонентов системы ВПО каждой республики являются морские вузы. Становлением морских вузов молодых государств проистекло в довольно короткие сроки. Наиболее для них характерным фактором является переориентация учебно-воспитательной деятельности на мировые и европейские стандарты. Ныне система подготовки морских специалистов в морских вузах отвечает требованиям Международной конвенции по подготовке и дипломированию моряков и несения вахты STCW-78 с поправками, других международных конвенций, что дает выпускникам право работать на всех типах судов отечественных и иностранных судовладельческих компаний. Тем не менее, для процесса обучения и воспитания будущих флотских профессионалов свойственны некоторые проблемы связанные с недостатками специальной и учебной литературы на национальных языках, нехваткой подготовленных педагогов с опытом плавания на судах морского транспорта, достаточным финансированием. В воспитательной работе с курсантами и студентами морских вузов взят курс на формирование у них гражданственности, патриотизма, толерантности, волонтерства, национально-духовных ценностей. Практически для каждой бывшей советской республики в патриотическом воспитании курсантов свойственно своя специфическая система, свои особенности, но в то же время имеются и общие черты: системность, ориентация на национальные традиции, тесная связь с обороноспособностью и формирование готовности к защите свободы и независимости