13.00.00 Педагогические науки
-
Патриотическая игрушка как инструмент патриотического воспитания подрастающего поколения
Краткое описаниеВ статье исследованы аспекты патриотического воспитания граждан Российской Федерации. Рассмотрена роль патриотической игрушки как инструмента патриотического воспитания подрастающего поколения. Проанализирован исторический опыт производства подобной игрушки в СССР и Российской Федерации. Проанализирована связь государственной идеологии с ассортиментом выпускаемой патриотической игрушки. Рассмотрены ключевые отечественные производители игрушечных солдатиков и дана характеристика их продукции. Выявлены современные проблемы в этой сфере и предложены меры по улучшению ситуации путем государственной поддержки отечественных производителей патриотической игрушки
-
Краткое описание
Статья посвящена рассмотрению средств оценивания сформированности профессиональных компетенций, представленных традиционными и инновационными методами контроля. Рассмотрены основные отличия компетенций от знаний, умений и навыков. Раскрывается одна из основных проблем высшей школы, состоящей в преодолении разрыва между «знаниевой» парадигмой содержания обучения и его профессионально значимыми результатами. Описаны изменения, произошедшие после перехода от ЗУНовского подхода к компетентностному, проявляющиеся в переносе акцентов с содержания обучения на результаты обучающей деятельности. Также описаны различия между федеральными государственными образовательными стандартами разных поколений. В статье идет речь о системно-деятельностном подходе как основе ФГОС ВО и о его эффективности в реализации задач, ставящихся стандартом. Также подробно рассмотрены основные компоненты образовательного процесса, которые имеют свои особенности в системно- деятельностном подходе. Идет речь о методах обучения, которые могут применяться в рамках описанных компонентов для формирования тех или иных профессиональных компетенций. Особое внимание уделено контролю, описанию различных инновационных методов контроля, способствующих оценке уровня сформированности профессиональных компетенций. Проведен анализ описанных методов обучения и методов контроля, который позволил выявить какие методы контроля способны оценить уровень сформированности профессиональных компетенций
-
Почтовая марка как ресурс информации по истории агрономии
Краткое описаниеВ статье рассматриваются иллюстративные образы растения в почтовых марках разных стран, как ресурс информации по истории агрономии. Показана технология образовательного процесса. Первое – создание базы образов, второе – анализ, сравнение, интерпретация и поиск новой информации на основе почтовых марок. Анализ представленных образов позволил выделить несколько тематических блоков. Агрокультуры, возделываемые в стране, историю распространения растений, технологию переработки, продукт экспорта и популяризацию агрономических знаний посредством сельскохозяйственных выставок. Объект анализа – почтовая марка. В марках отражается вся жизнь человека, его история и современность, окружающая среда, сельское хозяйство, достижения науки, культуры и искусства. Марка является своего рода «визитной карточкой страны», она является и свидетелем эпохи. Главная идея базы образов на основе почтовых марок – получение новых знаний об объекте путем сбора изображений, визуального анализа, поиска информации и проработки материала; по сути, нового подхода к получению новых знаний, мотивированного и увлекательного подхода овладением научной информацией. Созданная база образов по истории агрономии на основе почтовых марок позволяет активно использовать их в учебном процессе, и могут выступать отдельными темами для исследований
-
Краткое описание
В данной статье предложен подход к созданию конспекта, основанный на объединении машинного набора текста и создания фотографий, что особенно актуально в связи с развитием информационных технологий в современном обществе. Проведен анализ существующих подходов к созданию конспекта лекции основанных на письме от руки и машинном наборе текста. Выявлены достоинства и недостатки существующих подходов. Детально рассмотрен алгоритм добавления графической информации в конспект с использованием подхода, основанного на машинном наборе текста на персональном компьютере или ноутбуке. Проведен анализ существующих исследований и экспериментов в этом направлении. Выявлена одна из проблем, связанных с предлагаемым подходом, основанная на расположении посадочных мест в учебной аудитории. Рассмотрен один из вариантов ее решения. Обоснована необходимость разработки специализированного программного обеспечения. Продемонстрирована непригодность использования текстовых редакторов для реализации предложенного подхода
-
Краткое описание
В условиях роста угроз национальной безопасности России, особую остроту приобретает конкретная и целенаправленная работа по воспитанию современных поколений, способных к духовному восприятию ценностей, идеалов, традиций и смысложизненных установок поколения Победителей. Эта работа происходит в условиях сложной политической обстановки, связанной с попытками пересмотра итогов Второй мировой войны, активизацией практик героизации фашизма, попыток насаждения демократии западного образца. Главной причиной этого – забвение традиций и уроков истории, сохраняющихся в именах, символах и смыслах, доставшихся современным поколениям в духовное наследие от старшего поколения Победителей. Сложившаяся ситуация также отражает существенные черты современного идейного противоборства, проходящего в средствах массовой коммуникации. Идет борьба за сознание людей, выдвигаются удобные в контексте глобализма трактовки событий, составляющих ключевое значение для общества. Обосновываются принципы разработки стратегии инновационного развития региональной системы патриотического воспитания подрастающих поколений, основные направления (формирование «инновационных центров развития», интеграция идей, технологий и человеческого потенциала, синхронизация деятельности субъектов образования, культуры, молодёжной политики, общественных организаций, создание регионального кластера) и показатели (степень социальной целостности, привлекательность инвестиций, повышение статусной позиции субъектая, многообразие инновационных моделей, сформированность условий инновационной деятельности, развитость управленческой культуры) деятельности инновационной структуры – регионального научно-инновационного социально-педагогического комплекса патриотического воспитания
-
Краткое описание
В современных условиях в соответствии с решением ООН боевые корабли коалиции государств, в состав которой входит и Российская Федерация, выполняют задачи по охране судоходства и сопровождения конвоев транспортных судов в пиратоопасных районах Мирового океана. Подготовка кораблей ВМФ к выполнению задач боевого дежурства в зонах с повышенной деятельностью пиратов с целью обеспечения безопасности судоходства гражданских транспортных судов, подразумевает не только решение проблем укомплектования экипажа необходимыми специалистами, материально-технического обеспечения, но и целенаправленного формирования соответствующей высокой готовности военных моряков к успешному выполнению таких специфических боевых задач. Этот вид организаторской и воспитательной деятельности следует организовывать с применением опыта педагогического проектирования военно-педагогического процесса. Педагогическое проектирование – это объективная необходимость развития у субъектов военно-педагогической, образовательно-воспитательной деятельности проективного воображения, мышления, эффективного способа действий. Автором педагогическое проектирование формирования готовности военных моряков к противодействию пиратам и террористам на море понимается как инновационный феномен, соединяющий педагогическую теорию и новаторскую практику и направленный на всестороннюю подготовку личного состава боевых кораблей к предстоящей деятельности. В статье обосновывается целевая программа формирования готовности военных моряков к противодействию пиратам и террористам на море. Авторская целевая программа содержит шесть отдельных и взаимосвязанных модулей, тематика которых позволит членам экипажа овладеть необходимыми знаниями и навыками, сформировать высокий уровень готовности к предстоящей военно- профессиональной деятельности в море
-
Процесс оптимизации как способ создания психолого-педагогической среды
Краткое описаниеВ статье говорится о парадигме отечественного образования, заключающейся в рассмотрении процесса обучения-воспитания как важнейшего механизма, способствующего формированию индивидуальности обучающихся, согласно их возможностям и потребностям. Рассматривается задача современного педагога, состоящая в оптимизации образовательного процесса, исходя из индивидуальных потребностей обучающегося. Производится этимологический разбор термина «оптимизация», который позволяет определиться с его пониманием. Описаны основные критерии оптимальности, выведенные различными авторами. Также в статье говорится о таком разделе психологии как педагогическая психология. Сказано о структуре современной российской образовательной системы, включающей в себя четыре взаимосвязанных и взаимообусловленных элемента. Сделан вывод о необходимости проектирования индивидуальной образовательной траектории для удовлетворения определенного индивидуального образовательного запроса. Рассмотрены основные принципы системы российского образования и, в соответствии с этим, образовательного процесса с точки зрения построения стратегии оптимизации
-
Прецедентные тексты на уроках русского языка как иностранного
Краткое описаниеАктуальность статьи обусловливается необходимостью формирования лингвокультурологических компетенций иностранных студентов, изучающих русский язык, что соответствует современной дидактике преподавания иностранных языков. Прецедентные тексты рассматриваются как одно из основных средств лингвокультурологической направленности, применяющегося в практике преподавания русского языка как неродного. Необходимость изучения прецедентных текстов в данном русле определяется активным употреблением их в языке, а также наличием в них культурного компонента, детерминирующего ценностные приоритеты русской картины мира. Таким образом, усвоение прецедентных текстов, входящих в корпус активно используемых языковых элементов русской культуры, - важнейший принцип развития коммуникативных компетенций. Целью работы является попытка описания прецедентных текстов, выступающих материалом для обучения иностранных учащихся, раскрывается специфичность прецедентных текстов в контексте национальной культуры, выявляются и анализируются их формальные и семантические признаки, описываются особенности восприятия прецедентных текстов студентами. Результаты исследования особенностей прецедентных текстов, используемых в процессе обучения, позволили сделать вывод о том, что эффективность усвоения рассматриваемых единиц обусловлена знанием их структуры и семантики, пониманием ценностей, детерминируемых ими
-
Художественная репрезентация как образовательная технология по курсу «история агрономии»
Краткое описаниеВ статье рассматривается образовательная технология на основе репрезентации художественных образов. Фрагменты литературных произведений могут служить иллюстрацией к формируемым у обучающихся представления, об изучаемых явлениях, и применяться как исследовательская задача при изучении курса «История агрономии». Отрывки из художественных произведений писателей разных периодов составляют базу художественных образов сельскохозяйственных растений. В курсе «История научной агрономии» по теме история интродукции растений в сельскохозяйственное производство разработаны задания с описанием тех или иных растений, взятых из литературного произведения. В работе даны примеры по растениям: крапива, клевер, табак, пшеница, растения будущего. В работе рассмотрены следующие вопросы: история интродукции сельскохозяйственных растений, технология использования, технология возделывания, история распространения. Вследствие репрезентации художественных литературных произведений как образовательной технологии по курсу «История агрономии» основными элементами в этой области являются восприятие, реагирование, усвоение, организация и формирование ценностно-ориентационной системы на практическую деятельность. Использование художественных произведений позволяет развивать следующие функции образовательного процесса: развивающую (способствует поиску и анализу художественных отрывков с описанием истории растений), мотивационную (поощряет вести активный поиск), учит популяризировать основы научной агрономии посредством художественного слова, учит наблюдательности, развивает продуктивную поисково-познавательную деятельность студентов
-
Научно-исследовательские коллективы кафедры
Краткое описаниеПерспективы науки в высших школах всегда определялись перспективами развития научных коллективов. Автором предлагается разделить в зависимости от содержания решаемых научных задач, единства процесса исследований и результатов работы научно-исследовательские коллективы кафедры на три категории: научная группа, научная школа и ведущая научная школа. Научные коллективы характеризуются не только количественным и качественным составом, но и ежегодными результатами работы. Раскрываются функциональные обязанности руководителей научных коллективов и заведующего кафедрой по их эффективному управлению. Одной из основных задач кафедры является создание условий для раскрытия научно-творческих способностей студентов. Раскрываются общие понятия и содержание научных исследований, включающие формулирование темы, целей и задач исследований, а также основы методологии исследований, необходимые для студентов при проведении научно-исследовательской работы. Рассмотренные в статье структура научно- исследовательских коллективов кафедры, содержание их работы, основные функциональные обязанности руководителей научных направлений и заведующего кафедрой, основы методологии научных исследований, повысят эффективность организации и результативности НИР кафедры