19.00.00 Психологические науки
-
19.00.00 Психологические науки
Краткое описаниеВ статье авторы описывают результаты исследования связей между структурными характеристиками образа Я и психодинамическими особенностями личности. В качестве психодиагностического инструментария использовались оценочная решетка И.Л. Наприева и MMPI (Ф.Б. Березина)
-
К вопросу исследования структуры субъектности
19.00.00 Психологические науки
Краткое описаниеВ статье проанализированы существующие подходы к исследованию структуры субъектности, как одной из базовых характеристик личности, а также представлена авторская модель субъектности, исходя из её направленности на объект.
-
К вопросу о формировании личностной готовности воина-контрактника к лидерской деятельности
19.00.00 Психологические науки
Краткое описаниеПродолжающиеся реформы Вооруженных Сил Российской Федерации имеют главную цель создания армии и флота, соответствующего требованиям ХХI века, новым вызовам и угрозам для нашего государства. Наравне с переоснащением воинских частей современной боевой техникой и оружием, существенной компонентой армейской реформы является изменение параметров к военно-профессиональной подготовке и компетенции военных специалистов. Специализированные требования предъявляются к комплектованию воинских частей, кораблей и подразделений военнослужащими, проходящими воинскую службу по контракту. Современным Вооруженным Силам нужны профессионалы высокого уровня, обладающие развитыми организаторскими, командными, психологическими, педагогическими и лидерскими качествами. Лидерство – это социально-психологическое, общеисторическое явление, которое свойственно человеку. В отечественной науке понятие «лидер» понимается как одаренная, харизматическая личность, способная объединять, сплачивать людей в интересах достижения какой-то определенной и значительной цели. Любая группа, коллектив для достижения поставленной цели, решения важной проблемы, нуждается в руководстве, поэтому и выдвигает из своей среды авторитетного ведущего, вожака, лидера. Без лидера ни одна группа, особенно военная существовать не может. В то же время лидерство – это всегда вопрос степени, силы влияния, зависящей от соотношения личных качеств лидера с качествами тех, на кого он пытается оказать влияние, и с ситуацией, в которой находится данная группа. Не каждый воин-контрактник обладает развитыми лидерскими способностями, что требует организовать такой процесс психолого-педагогической подготовки в условиях непосредственной воинской службы. В статье рассматривается модель, программа и содержание этапов формирования личностной готовности воина-контрактника к лидерской деятельности в процессе воинской службы
-
Как мы видим вас или образ организации глазами потребителя
19.00.00 Психологические науки
Краткое описаниеВ статье представлено исследование форм презентации образов коммерческих организаций в сознании респондентов. Исследуется структурно-содержательные особенности представлений респондентов относительно ряда коммерческих структур г. Краснодара.
-
Концепция самопонимания личностью этнокультурной идентичности: субъектный подход
19.00.00 Психологические науки
Краткое описаниеВ статье представлена авторская концепция самопонимания этнокультурной идентичности, разработанная в рамках субъектного подхода. Структура концепции имеет уровневое строение и представляет собой комплекс методологических, теоретических, методических и прикладных положений и средств, обеспечивающего возможность рассмотрения самопонимания личностью этнокультурной идентичности, а также выявление закономерностей самопонимания личностью этнокультурной идентичности в разных условиях бытия этнической группы. Методологический уровень включает основные научные подходы и принципы. Общетеоретический уровень включает базовые теоретические положения концепции. Конкретно-теоретический уровень включает теоретико-феноменологическую модель самопонимания личностью этнокультурной идентичности, изоморфную концепту «самопонимание этнокультурной идентичности личности», которая в своей теоретической части представляет систему утверждений, позволяющих выделить и концептуализировать феноменологию самопонимания личностью этнокультурной идентичности. Конкретно-верификационный уровень представляет собой выявленные на основе созданной модели систематизированные и обобщенные закономерности самопонимания личностью этнокультурной идентичности в разных условиях бытия
-
Лидерские качества и их развитие у будущих руководителей государственных и муниципальных структур
19.00.00 Психологические науки
Краткое описаниеЛидерство с каждым годом все больше становится важной личностной ценностью. Настоящий руководитель должен иметь особый подход к людям, умение мотивировать, наставлять персонал на правильный путь, проявлять не только административные навыки, но и лидерские качества. Быть хорошим руководителем – не просто! Нужно, прежде всего, постоянно работать над собой. Актуальность исследования обусловлена необходимостью выявления у студентов лидерских способностей и их совершенствование. В статье проведен анализ и даны перспективы развития лидерских качеств будущих руководителей – студентов факультета управления Кубанского государственного аграрного университета. В качестве показателей развития лидерских качеств были использованы: интеллектуально – творческие, организаторские, социально – коммуникативные. Анализ показал, что у студентов факультета управления недостаточно развиты личностные качества, необходимые современному руководителю. В связи с этим в статье предложен ряд мероприятий, посвященных развитию лидерских качеств, коммуникативных и организаторских способностей студентов. Рассматриваемая проблема представляет собой значительный интерес для социального общества. Развитие лидерских качеств у студентов и весь комплекс принимаемых мер по формированию эффективного лидерства в России будет способствовать качественному обновлению страны
-
Личностные особенности дошкольников, относящиеся к использованию электронных гаджетов
19.00.00 Психологические науки
Краткое описаниеВ статье рассмотрен важный аспект проблемы «Родитель – ребенок – электронный гаджет», касающийся изучения личностных особенностей детей, различающихся дифференциацией в использовании гаджетов, относящиеся к социально- личностным свойствам, обретенным игровым способностям, элементам самосознания. Авторами выделено содержание терминов, используемых в исследовании особенностей развития социально-личностных качеств у детей. Для эмпирического исследования разработаны авторские методики: опросник «Использование ребенком электронных гаджетов», экспертный опрос «Социально-личностные свойства ребенка», наблюдение «Способности ребенка играть на гаджете», экспертный опрос «Элементы самосознания ребенка». В исследовании приняли участие 78 детей шести–семи лет, воспитанников подготовительных групп дошкольного образовательного учреждения станицы Полтавской Краснодарского края. Выявлены три группы родителей, различающихся нормированием использования ребенком гаджета: «Можно любой гаджет» (42%), «Можно один гаджет» (46%), «Не разрешены гаджеты» (13%). В статье приведен анализ данных эмпирического исследования трех групп дошкольников в зависимости от уровня нормирования родителями использования детьми гаджетов. В заключении авторами описаны выявленные личностные особенности детей, различающиеся использованием гаджетов, относящиеся к социально-личностным свойствам, обретенным игровым способностям, элементам самосознания
-
19.00.00 Психологические науки
Краткое описаниеВ статье рассмотрены личностные особенности саморегуляции субъекта. Исследована учебная деятельность студентов. Результаты исследования демонстрируют вклад особенностей саморегуляции и связанных с ними иных характеристик личности (самоэффективность, жизнестойкость) в процессы самоорганизации студента в ситуации выбора учебного задания. Показаны различия стратегий самоорганизации (направленная на адаптацию и неадаптивная самоорганизация) при различающихся особенностях личности. Показана связь стратегий самоорганизации и их регуляторных особенностей с выборами, совершаемыми субъектом. Выявлены личностные особенности, являющиеся психологическим ресурсом устойчивой адаптивной стратегии самоорганизации, позволяющей совершить и реализовать выбор в пользу нового/сложного
-
Личностные проекты: мотивационные, когнитивные и ситуационные детерминанты
19.00.00 Психологические науки
Краткое описаниеИсследуется взаимодействие мотивационных, когнитивных структур и социальной ситуации в интегративной модели личностного проекта. Возможности подхода, основанного на концепции личностных проектов, показаны на примере исследования академической успешности /неуспешности аспирантов
-
Манипулятивное поведение в отношениях женщин и мужчин с партнером противоположного пола
19.00.00 Психологические науки
Краткое описаниеАвторами проведен анализ феномена манипуляции с точки зрения полового диморфизма. Рассмотрен вопрос манипулятивных отношений в общении между мужчинами и женщинами. Проведено сравнение манипулятивных тактик состоящих и не состоящих в браке женщин и мужчин. Выявлена связь между удовлетворенностью браком и склонностью использовать манипулятивные приемы в общении с супругой (супругом)