
Ф.И.О.
Цаценко Людмила Владимировна
Ученая степень
• доктор биологических наук
Ученое звание
профессор
Почетное звание
—
Организация, должность
• Кубанский государственный аграрный университет
Научные интересы
-
Адрес веб-сайта
—
Электропочта
Текущий рейтинг (суммарный рейтинг статей)
0
TOP5 соавторов
Статей в журнале: 70 шт
Сформировать список работ, опубликованных в Научном журнале КубГАУ
-
«Иконография кукурузы» в курсе «История и методология научной агрономии»
Краткое описание
В статье рассматриваются иллюстративные образы растения кукурузы на примере произведений живописи, керамики, почтовых открыток, советского агитационного плаката и фарфора, марок. Показана технология образовательного процесса. Первое – создание базы образов, второе – анализ, сравнение, интерпретация и поиск новой информации. В работе использован метод скетчей, как основа иконографии образов растений. Анализ изображений растений кукурузы, собранный в библиотеке образов - иконография, позволил получить информацию об истории и скорости распространения ее в Европе, выделить видовые особенности, технологию возделывания и использования в России, аномалии развития, историю генетических исследований. В работе показаны на примерах картин великих художников видовое разнообразие растений кукурузы на основе анализа початка, явление ксенийности, затронуты вопросы мобильных генетических элементов. Отмечены особенности возделывания кукурузы в России, показана популяризация злака в произведениях искусства. Главная идея базы образов – получение новых знаний об объекте путем сбора изображений, визуального анализа, поиска информации и проработки материала, по сути нового подхода к получению новых знаний, мотивированного и увлекательного подхода овладением научной информацией
-
«Редкие тыквенные» в марках– история растений, распространение, иконография
Краткое описание
В статье рассматриваются иллюстративные образы редких тыквенных культур, представленные в марках различных стран. В данной работе в качестве анализируемого материала выступают почтовые марки, в которых представлены редкие тыквенные культуры. Марки являются отражением экономики страны, в них изображаются агрокультуры и элементы технологий сельскохозяйственного производства. Семейство тыквенных насчитывает большое количество видов, которые сильно отличаются друг от друга по форме плодов, по назначению, происхождению. В задачу нашего исследование входило провести визуальный анализ редких тыквенных культур, которые используются в мире, отразить успехи исследований по интродукции и достижения селекционных работ. В работе приведен анализ по нескольким культурам: момордики (Momordica charantia L.), кивано (Kiwano), рогатая дыня, антильский огурец, (Cucumis metuliferus); Акантосициос нодена (Acanthosicyos naudinianus); момордика бальзамическая (Momordica Balsamina); Кокциния (Coccinia sessifolia L.); Люффа цилиндрическая (Luffa cylindrica L.); Лагенария (Lagenaria siceraria (Molina) Standl.); огурец змеиный (Trichosanthes anguina L.); антильский огурец, ангурия (Cucumis anguria L.); огурец африканский (Cucumis africanus Lindl); тыква восковая (Benincasa hispida (Thunb.) Cogn.); чайот или мексиканский огурец (Sechium edule Swartz). Анализ иконографии образов редких тыквенных культур в марках разных стран позволил увидеть историю введения в культуру дикорастущих тыквенных из состава местной или иноземной флоры
-
Каталогизация образов одуванчика лекарственного (Taraxacum officinale Wigg.) с фасциацией
Краткое описание
Рассмотрено явление фасциации на примере высшего растения одуванчика лекарственного. Показано влияние фасциации на различные признаки у растений. Приведены примеры различных типов фасциаций у данного типа растения, произрастающего в различных экологических зонах. Показано, что явление фасциации встречается в природных популяциях, в зонах с техногенной нагрузкой и может возникать при механическом повреждении растений одуванчика лекарственного. В большинстве случаев фасциация рассматривается как исключительное явление. Ряд авторов разделяют фасциации на ненаследуемые и наследуемые. Первые вызываются внутренними причинами. Вторые – действием внешних факторов, таких как повреждения насекомыми, увечья, условия погоды. Установлен ряд закономерностей: чаще фасциируют органы размножения растения; фасциируют преимущественно южные растения, теплолюбивые формы более склонны к фасциированию. Приведены фотообразы различных типов фаcциации, рисунки и схемы. Фасциацию можно рассматривать как маркерный признак по причине связи этого явления с нарушением экологической обстановки. Растения с морфозами, в том числе и с фасциацией отдельных органов, могут выступать как индикаторы загрязнения природной среды. Таким образом, явление фасциации затрагивает многие области науки: экология, морфогенез, генетический мониторинг. Показана возможность изучения явления фасциации на модельном объекте – одуванчике лекарственном. Как методический подход к изучению данного явления предлагается создание базы образов, таким образом (в частности), каталогизация изображения
-
Методические подходы к формированию базы данных по иконографии растений
Краткое описание
В статье рассматриваются методические подходы создания базы данных по иконографии сельскохозяйственных культур. В настоящее время вовлечение в учебный и научный процесс художественных произведений, как ресурса визуальной информации, становится весьма актуальным и даже незаменимым инструментом формирования новых знаний о культурных растениях. В работе рассматривается иконография как система изображений определенных сюжетов и персонажей, представленных в живописи, керамики, мозаике, скульптуре, гобелене, фресках, марках, открытках, постерах, этикетках, фотографий, дающих информацию о том или ином сельскохозяйственном растении. Электронные базы данных – это своего рода информационный портал с визуальными образами. Базы данных по иконографии сельскохозяйственных растений успешно используются в научном процессе, т.к. являются доказательством изменения растений под действием научной селекции, поиска редких и древних генотипов. Любой источник информации содержит лишь некоторый набор сведений, далеко не исчерпывающий существующие точки зрения, статистические данные, аналитические выкладки, касающиеся прямо или косвенно данной тематики. В силу этого обстоятельства есть необходимость поиска новых форм информации, которые могут быть успешно реализованы в иконографии образа сельскохозяйственных растений. Создание электронных баз данных включает в себя несколько этапов. Проработка структуры база данных. Если это отдельная тема, то раскрываются опорные вопросы темы и насыщаются визуальными образами. Подбор визуальных образов. В качестве визуальных образов могут выступать картины художников, карикатуры, рисунки, схемы, инфографика, т. е. иллюстрации различного рода
-
Почтовая марка как ресурс информации по истории агрономии
Краткое описание
В статье рассматриваются иллюстративные образы растения в почтовых марках разных стран, как ресурс информации по истории агрономии. Показана технология образовательного процесса. Первое – создание базы образов, второе – анализ, сравнение, интерпретация и поиск новой информации на основе почтовых марок. Анализ представленных образов позволил выделить несколько тематических блоков. Агрокультуры, возделываемые в стране, историю распространения растений, технологию переработки, продукт экспорта и популяризацию агрономических знаний посредством сельскохозяйственных выставок. Объект анализа – почтовая марка. В марках отражается вся жизнь человека, его история и современность, окружающая среда, сельское хозяйство, достижения науки, культуры и искусства. Марка является своего рода «визитной карточкой страны», она является и свидетелем эпохи. Главная идея базы образов на основе почтовых марок – получение новых знаний об объекте путем сбора изображений, визуального анализа, поиска информации и проработки материала; по сути, нового подхода к получению новых знаний, мотивированного и увлекательного подхода овладением научной информацией. Созданная база образов по истории агрономии на основе почтовых марок позволяет активно использовать их в учебном процессе, и могут выступать отдельными темами для исследований
-
Метод скетчей в археогенетике и селекции сельскохозяйственных растений
Краткое описание
В статье рассматриваются вопросы, связанные с.визуализацией образов исследуемого объекта и возможности использования метода скетчей или визуальныхзаметок. В качестве инструмента исследования выбраны образы лагенарии (бутылочной, фигурной тыквы или горлянки) в произведениях искусства и агроботанической иллюстрации, с целью провести визуальный анализ морфологических характеристик бутылочной тыквы для дальнейшего применения полученных знаний в археогенетике и селекции растений. Представлены образы растения лагенарии за период с 1311 по 2014 гг. Визуальный анализ морфологических характеристик лагенарии на основе метода визуальных заметок позволил выделить несколько ключевых точек: полиморфизм плодов и различная продолжительность вегетационного периода, особенности репродуктивной системы, для которой характерно различное соотношение женских и мужских цветков, наличие опылителей, ночное цветение, опушенность плодов на первых этапах развития, полиморфизм семян, особенности созревания с учетом размера и веса плода. Понимание ряда особенностей индивидуального развития позволяет селекционеру представить целостно проблему отбора, поиска новых признаков, коснутся древних форм объекта, болезней, вредителей, образы которые остались только на картинах. На наш взгляд метод визуальных заметок может быть успешно использован в образовательном процессе, т.к. это стимулирует творческий подход и познавательную деятельность студентов к поиску информации об изучаемом объекте и ее осмысление
-
Образы растений в картинах художников как ресурс информации по истории агрономии
Краткое описание
В статье рассматривается вопрос применения иллюстрации на основе произведений искусства как ресурса информации по истории научной агрономии, а в частности селекции растений. В работе мы использовали произведения искусства, как отдельный самостоятельный ресурс информации в нескольких задачах: как база образов по археогенетики ряда сельскохозяйственных культур (тыквы, лагенарии, патиссона, люфы), как инструмент визуальных заметок по селекции растений, как самостоятельный материал при анализе интродукции сельскохозяйственных растений. В задачу нашего исследования входило создание базы образов сельскохозяйственных растений на основе произведений живописи прошлых веков, как демонстрацию развития научной селекции сельскохозяйственных растений. В этой связи для достижения поставленной цели были собраны образы сельскохозяйственных растений с 15 по 21 века, приведены их современные аналоги. Произведения живописи в учебном процессе по курсам дисциплин «История агрономии» можно рассматривать как: объект анализа; материал для изучения; инструмент сбора информации, ресурс информации по отдельным признакам. Общим критерием подхода к живописи, как инструменту анализа, является то, что иллюстрация, изображение того или иного биологического явления, воссоздает форму, сущность объекта исследования или явления. Показано, что использование произведений живописи, как документальный образ изменения растений, на наш взгляд является интересным и актуальным методическим подходом в современных образовательных технологиях. Анализ художественных картин позволяет обучающимся глубже проникнуть в образ исследуемого объекта, узнать дополнительно о времени создания живописного произведения, проявить самостоятельную творческую активность в поиске ресурса информации
-
Краткое описание
В статье рассматриваются вопросы представления учебного материала с помощью словесной и визуальной метафоры. Анализируются функции метафоры такие как: репрезентативная, которая представляет новое явление и новый объект. Вторая функция – информационная, т.е. метафора дает первоначальную информацию. Третья функция называется орнаментальная, где метафора украшает научную речь, делает ее более насыщенной. Четвертая функция метафоры – объяснительная, т.е. метафора поясняет смысл явления. Пятая функция – экономичная, т.к. метафора позволяет кратко охарактеризовать явления и процессы, которые при другом способе выражения трудно было бы описать. Шестая функция – наглядная, т.к. она создает образ, способствующий постижению данного явления. Представлены словесные и визуальные метафоры по каждой функции на примере преподавания дисциплин цитогенетика и генетический мониторинг. Для реализации в учебном процессе метафор в течение 2-х лет собирались словесные метафоры из научных статей и книг и подкрепляли их визуальными метафорами на основе произведений живописи. Показано, что метафора передает не только первичный смысл, а также позволяет воссоздать яркий и нестандартный образ. В некоторых случаях метафора может выступать дополнением к освоению новых тем курса, но иногда и быть главным акцентом в подаче материала
-
Образовательные технологии, развивающие визуальное мышление, в преподавании биологических дисциплин
Краткое описание
В статье рассматриваются вопросы визуального мышления и образовательных технологий. Отмечено значение визуального мышления в процессе обучения в вузе, определены основные его функции. Рассматриваются информационные технологии для курсов «История и методология научной агрономии», «Цитогенетика», «Генетический мониторинг». Обоснованы базовые постулаты формирования визуальной среды: умение собрать материал в соответствии с поставленной задачей и определить базовые акценты и провести через всю работу; способность сопоставлять художественное произведение с выбранной темой исследования. В качестве технологии рассматривается метод скетчей или визуальных заметов и метод визуальной метафоры. Метод скетчей или визуальных заметок лег в основу создания электронных баз данных, объединяющих образы растений в разных произведениях живописи. Визуальные заметки позволяют визуализировать учебную информацию путем перевода вербальных элементов этой информации в визуальные, т.е. «уметь мыслить визуально». Произведения искусства, как иллюстративная среда, в учебных курсах имеют несколько значений: иллюстративное или мотивационное; иллюстрация как источник информации для анализа изучаемого явления; наглядное, т.е. картины или произведения искусства как иллюстрация ответа студента, как результат его самостоятельного поиска. Визуальная метафора используется для пояснения материала, глубокого понимания и сравнения. Оба метода: метод скетчей и визуальной метафоры, позволяют узнавать предмет, анализировать, связывать и проводить аналогии с предметной областью и искать новые образы
-
Произведения живописи в преподавании дисциплины «цитология»
Краткое описание
В работе сделана попытка донести до студентов всю важность цитологии, как дисциплины, на примерах картин различных известных художников. Визуализация образов является неотъемлемой частью науки о клетке. В нашей работе рассматриваются такие важнейшие цитологические процессы, как приготовление красителей для окрашивания хромосом, полиплоидия, митоз и апоптоз. В работе использована серия работ художницы Д.Ельцевой, в этой связи, важным представляется подход донести до студентов представление об оптимальности размера организма при полиплодии. В качестве демонстрационного материала по теме митоз выступает серия картин Джулии Ньюдол. На картинах этой художницы показаны процессы деления клетки (митоза) и ее гибели (апоптоз). Обсуждается идея создания иллюстративного ряда по целым отдельным блокам курса. Использование произведений живописи как иллюстративного ряда в курсе Цитология» способствует развитию воображения, вызывает познавательный интерес у обучающихся по данной дисциплине. Использую образ как опору для зрительного восприятия предметной области, произведения живописи позволяют погружать студента в «объект» изучения. В задачу нашей работы входило провести поиск визуальных образов на примере полотен художников, создать базы визуальных данных с пояснениями и интерпретациями. Таким образом, использование произведений живописи в курсе «Цитология», как образного ряда, затрагивает несколько процессов: абстрагирования, классификации, идентификации и создание нового, углубленного понимания процессов, происходящих в клетке. Такой подход к подаче материала с помощью картин живописи поможет понять важность той или иной проблемы, что порождает совершенно новый образ мышления