Ф.И.О.
Цаценко Людмила Владимировна
Ученая степень
• доктор биологических наук
Ученое звание
профессор
Почетное звание
—
Организация, должность
• Кубанский государственный аграрный университет
Научные интересы
-
Адрес веб-сайта
—
Электропочта
Текущий рейтинг (суммарный рейтинг статей)
0
TOP5 соавторов
Статей в журнале: 73 шт
Сформировать список работ, опубликованных в Научном журнале КубГАУ
-
Образовательные технологии, развивающие визуальное мышление, в преподавании биологических дисциплин
Краткое описаниеВ статье рассматриваются вопросы визуального мышления и образовательных технологий. Отмечено значение визуального мышления в процессе обучения в вузе, определены основные его функции. Рассматриваются информационные технологии для курсов «История и методология научной агрономии», «Цитогенетика», «Генетический мониторинг». Обоснованы базовые постулаты формирования визуальной среды: умение собрать материал в соответствии с поставленной задачей и определить базовые акценты и провести через всю работу; способность сопоставлять художественное произведение с выбранной темой исследования. В качестве технологии рассматривается метод скетчей или визуальных заметов и метод визуальной метафоры. Метод скетчей или визуальных заметок лег в основу создания электронных баз данных, объединяющих образы растений в разных произведениях живописи. Визуальные заметки позволяют визуализировать учебную информацию путем перевода вербальных элементов этой информации в визуальные, т.е. «уметь мыслить визуально». Произведения искусства, как иллюстративная среда, в учебных курсах имеют несколько значений: иллюстративное или мотивационное; иллюстрация как источник информации для анализа изучаемого явления; наглядное, т.е. картины или произведения искусства как иллюстрация ответа студента, как результат его самостоятельного поиска. Визуальная метафора используется для пояснения материала, глубокого понимания и сравнения. Оба метода: метод скетчей и визуальной метафоры, позволяют узнавать предмет, анализировать, связывать и проводить аналогии с предметной областью и искать новые образы
-
Краткое описание
В статье рассматриваются вопросы представления учебного материала с помощью словесной и визуальной метафоры. Анализируются функции метафоры такие как: репрезентативная, которая представляет новое явление и новый объект. Вторая функция – информационная, т.е. метафора дает первоначальную информацию. Третья функция называется орнаментальная, где метафора украшает научную речь, делает ее более насыщенной. Четвертая функция метафоры – объяснительная, т.е. метафора поясняет смысл явления. Пятая функция – экономичная, т.к. метафора позволяет кратко охарактеризовать явления и процессы, которые при другом способе выражения трудно было бы описать. Шестая функция – наглядная, т.к. она создает образ, способствующий постижению данного явления. Представлены словесные и визуальные метафоры по каждой функции на примере преподавания дисциплин цитогенетика и генетический мониторинг. Для реализации в учебном процессе метафор в течение 2-х лет собирались словесные метафоры из научных статей и книг и подкрепляли их визуальными метафорами на основе произведений живописи. Показано, что метафора передает не только первичный смысл, а также позволяет воссоздать яркий и нестандартный образ. В некоторых случаях метафора может выступать дополнением к освоению новых тем курса, но иногда и быть главным акцентом в подаче материала
-
Образы растений в картинах художников как ресурс информации по истории агрономии
Краткое описаниеВ статье рассматривается вопрос применения иллюстрации на основе произведений искусства как ресурса информации по истории научной агрономии, а в частности селекции растений. В работе мы использовали произведения искусства, как отдельный самостоятельный ресурс информации в нескольких задачах: как база образов по археогенетики ряда сельскохозяйственных культур (тыквы, лагенарии, патиссона, люфы), как инструмент визуальных заметок по селекции растений, как самостоятельный материал при анализе интродукции сельскохозяйственных растений. В задачу нашего исследования входило создание базы образов сельскохозяйственных растений на основе произведений живописи прошлых веков, как демонстрацию развития научной селекции сельскохозяйственных растений. В этой связи для достижения поставленной цели были собраны образы сельскохозяйственных растений с 15 по 21 века, приведены их современные аналоги. Произведения живописи в учебном процессе по курсам дисциплин «История агрономии» можно рассматривать как: объект анализа; материал для изучения; инструмент сбора информации, ресурс информации по отдельным признакам. Общим критерием подхода к живописи, как инструменту анализа, является то, что иллюстрация, изображение того или иного биологического явления, воссоздает форму, сущность объекта исследования или явления. Показано, что использование произведений живописи, как документальный образ изменения растений, на наш взгляд является интересным и актуальным методическим подходом в современных образовательных технологиях. Анализ художественных картин позволяет обучающимся глубже проникнуть в образ исследуемого объекта, узнать дополнительно о времени создания живописного произведения, проявить самостоятельную творческую активность в поиске ресурса информации
-
Метод скетчей в археогенетике и селекции сельскохозяйственных растений
Краткое описаниеВ статье рассматриваются вопросы, связанные с.визуализацией образов исследуемого объекта и возможности использования метода скетчей или визуальныхзаметок. В качестве инструмента исследования выбраны образы лагенарии (бутылочной, фигурной тыквы или горлянки) в произведениях искусства и агроботанической иллюстрации, с целью провести визуальный анализ морфологических характеристик бутылочной тыквы для дальнейшего применения полученных знаний в археогенетике и селекции растений. Представлены образы растения лагенарии за период с 1311 по 2014 гг. Визуальный анализ морфологических характеристик лагенарии на основе метода визуальных заметок позволил выделить несколько ключевых точек: полиморфизм плодов и различная продолжительность вегетационного периода, особенности репродуктивной системы, для которой характерно различное соотношение женских и мужских цветков, наличие опылителей, ночное цветение, опушенность плодов на первых этапах развития, полиморфизм семян, особенности созревания с учетом размера и веса плода. Понимание ряда особенностей индивидуального развития позволяет селекционеру представить целостно проблему отбора, поиска новых признаков, коснутся древних форм объекта, болезней, вредителей, образы которые остались только на картинах. На наш взгляд метод визуальных заметок может быть успешно использован в образовательном процессе, т.к. это стимулирует творческий подход и познавательную деятельность студентов к поиску информации об изучаемом объекте и ее осмысление
-
Почтовая марка как ресурс информации по истории агрономии
Краткое описаниеВ статье рассматриваются иллюстративные образы растения в почтовых марках разных стран, как ресурс информации по истории агрономии. Показана технология образовательного процесса. Первое – создание базы образов, второе – анализ, сравнение, интерпретация и поиск новой информации на основе почтовых марок. Анализ представленных образов позволил выделить несколько тематических блоков. Агрокультуры, возделываемые в стране, историю распространения растений, технологию переработки, продукт экспорта и популяризацию агрономических знаний посредством сельскохозяйственных выставок. Объект анализа – почтовая марка. В марках отражается вся жизнь человека, его история и современность, окружающая среда, сельское хозяйство, достижения науки, культуры и искусства. Марка является своего рода «визитной карточкой страны», она является и свидетелем эпохи. Главная идея базы образов на основе почтовых марок – получение новых знаний об объекте путем сбора изображений, визуального анализа, поиска информации и проработки материала; по сути, нового подхода к получению новых знаний, мотивированного и увлекательного подхода овладением научной информацией. Созданная база образов по истории агрономии на основе почтовых марок позволяет активно использовать их в учебном процессе, и могут выступать отдельными темами для исследований
-
Каталогизация образов одуванчика лекарственного (Taraxacum officinale Wigg.) с фасциацией
Краткое описаниеРассмотрено явление фасциации на примере высшего растения одуванчика лекарственного. Показано влияние фасциации на различные признаки у растений. Приведены примеры различных типов фасциаций у данного типа растения, произрастающего в различных экологических зонах. Показано, что явление фасциации встречается в природных популяциях, в зонах с техногенной нагрузкой и может возникать при механическом повреждении растений одуванчика лекарственного. В большинстве случаев фасциация рассматривается как исключительное явление. Ряд авторов разделяют фасциации на ненаследуемые и наследуемые. Первые вызываются внутренними причинами. Вторые – действием внешних факторов, таких как повреждения насекомыми, увечья, условия погоды. Установлен ряд закономерностей: чаще фасциируют органы размножения растения; фасциируют преимущественно южные растения, теплолюбивые формы более склонны к фасциированию. Приведены фотообразы различных типов фаcциации, рисунки и схемы. Фасциацию можно рассматривать как маркерный признак по причине связи этого явления с нарушением экологической обстановки. Растения с морфозами, в том числе и с фасциацией отдельных органов, могут выступать как индикаторы загрязнения природной среды. Таким образом, явление фасциации затрагивает многие области науки: экология, морфогенез, генетический мониторинг. Показана возможность изучения явления фасциации на модельном объекте – одуванчике лекарственном. Как методический подход к изучению данного явления предлагается создание базы образов, таким образом (в частности), каталогизация изображения
-
«Редкие тыквенные» в марках– история растений, распространение, иконография
Краткое описаниеВ статье рассматриваются иллюстративные образы редких тыквенных культур, представленные в марках различных стран. В данной работе в качестве анализируемого материала выступают почтовые марки, в которых представлены редкие тыквенные культуры. Марки являются отражением экономики страны, в них изображаются агрокультуры и элементы технологий сельскохозяйственного производства. Семейство тыквенных насчитывает большое количество видов, которые сильно отличаются друг от друга по форме плодов, по назначению, происхождению. В задачу нашего исследование входило провести визуальный анализ редких тыквенных культур, которые используются в мире, отразить успехи исследований по интродукции и достижения селекционных работ. В работе приведен анализ по нескольким культурам: момордики (Momordica charantia L.), кивано (Kiwano), рогатая дыня, антильский огурец, (Cucumis metuliferus); Акантосициос нодена (Acanthosicyos naudinianus); момордика бальзамическая (Momordica Balsamina); Кокциния (Coccinia sessifolia L.); Люффа цилиндрическая (Luffa cylindrica L.); Лагенария (Lagenaria siceraria (Molina) Standl.); огурец змеиный (Trichosanthes anguina L.); антильский огурец, ангурия (Cucumis anguria L.); огурец африканский (Cucumis africanus Lindl); тыква восковая (Benincasa hispida (Thunb.) Cogn.); чайот или мексиканский огурец (Sechium edule Swartz). Анализ иконографии образов редких тыквенных культур в марках разных стран позволил увидеть историю введения в культуру дикорастущих тыквенных из состава местной или иноземной флоры
-
«Иконография кукурузы» в курсе «История и методология научной агрономии»
Краткое описаниеВ статье рассматриваются иллюстративные образы растения кукурузы на примере произведений живописи, керамики, почтовых открыток, советского агитационного плаката и фарфора, марок. Показана технология образовательного процесса. Первое – создание базы образов, второе – анализ, сравнение, интерпретация и поиск новой информации. В работе использован метод скетчей, как основа иконографии образов растений. Анализ изображений растений кукурузы, собранный в библиотеке образов - иконография, позволил получить информацию об истории и скорости распространения ее в Европе, выделить видовые особенности, технологию возделывания и использования в России, аномалии развития, историю генетических исследований. В работе показаны на примерах картин великих художников видовое разнообразие растений кукурузы на основе анализа початка, явление ксенийности, затронуты вопросы мобильных генетических элементов. Отмечены особенности возделывания кукурузы в России, показана популяризация злака в произведениях искусства. Главная идея базы образов – получение новых знаний об объекте путем сбора изображений, визуального анализа, поиска информации и проработки материала, по сути нового подхода к получению новых знаний, мотивированного и увлекательного подхода овладением научной информацией
-
Современная агроботаническая иллюстрация
Краткое описаниеВ статье рассматривается современная агроботаническая иллюстрация, как неотъемлемая часть научной и учебной работы. Для анализа состояния вопроса была создана база иллюстративных образов, которая выступила в качестве исследуемого материала. Показано, что визуальные образы служат материалом для развития визуального мышления обучающихся, учат читать информацию изображенную на листе, мыслить и создавать новое. В работе рассмотрены техники графического карандаша с использованием компьютерной обработки рисунка в программе PhotoShop. Смешанные техники (mixed media), основанные на применение традиционного рисунка и гербарного образца, обработанного в программе Photo Shop в цветовом решении. Другим новым направлением современной агроботанической иллюстрации является инфографика. Ее использование как в учебном, так и научном процессе, определено тем, что инфографика подразумевает аналитическую обработку количественных данных, полученных в ходе эксперимента. С другой стороны – полученные данные необходимо визуализировать, оформить и презентовать. Новым направлением в современной агроботанической иллюстрации стали образы растений, сделанные с помощью рентгеновских снимков. Современный уровень требований к создаваемым образам достаточно высок и это нужно учитывать при проведении научных экспериментов, когда необходимо продемонстрировать объект исследований, полученные результаты. Современная агроботаническая иллюстрация может быть обработана с помощью различных систем искусственного интеллекта, распознавания образов, например, как система «Эйдос»
-
Сельскохозяйственный рынок в живописи как ресурс визуальной информации по истории агрономии
Краткое описаниеВ статье рассматриваются сельскохозяйственные рынки через призму произведений искусства. В работе с помощью картин художников, как визуальной информации по истории агрономии, были исследованы вопросы интродукции агрокультур в России, достижения селекционных работ с сельскохозяйственными растениями, а также проанализировано видовое разнообразие длинноплодной лагенарии, бутылочной тыквы и чалмовидных форм тыквенных культур. Имеющийся опыт в этом направлении был положен в образовательную технологию, как метод скетчей или визуальных заметок. В таком подходе развивается познавательная функция обучающихся, т.к. происходит сбор информации об объекте, в данном случае агрокультуре, ее интродукции, распространению и изменениям, которые она претерпевает в результате селекции. Была создана электронная база данных, насчитывающая 50 художественных произведений различных периодов, выполненных художниками разных стран. Произведения искусства от древних времен до наших дней представляют собой альтернативный источник информации об истории агрономии, интродукции культур и их распространению. Систематический сбор образов (иконографии) будет служить бесценным ресурсом для дальнейших исследований, как в истории каждой сельскохозяйственной культуры, так и элементов технологий возделывания растений и сохранения видового разнообразия