Ф.И.О.
Толмачев Алексей Васильевич
Ученая степень
• доктор экономических наук
Ученое звание
профессор
Почетное звание
—
Организация, должность
• Кубанский государственный аграрный университет
Научные интересы
Адрес веб-сайта
—
Электропочта
—
Текущий рейтинг (суммарный рейтинг статей)
0
TOP5 соавторов
Статей в журнале: 34 шт
Сформировать список работ, опубликованных в Научном журнале КубГАУ
-
Экономические аспекты повышения эффективности развития зернового бизнеса
Краткое описаниеВ работе отмечается высокий аграрный производственный и экспортный потенциал Краснодарского края. Анализируются рыночные сегменты роста экспорта зернового бизнеса, рассматриваются возможности повышения конкурентоспособности за счет совершенствования зернового производства, импортазамещения и экспортоориентирования. Отмечается, что закупки импортного продовольствия в стоимостном выражении достигали в нашей стране огромных значений, и во власти поняли необходимость укрепления продовольственной безопасности и переноса производства традиционных видов продуктов, составляющих основу потребления населения нашей страны, на внутренний рынок. Подчеркивается необходимость временного умеренного государственного протекционизма и защиты внутреннего рынка с целью модернизации экономики и привлечения инвесторов в важные отрасли производства с высокими рисками. Выделены основные проблемы и решения, которые будут способствовать повышению конкурентоспособности зерновых, в том числе на мировых рынках. Отмечается, что Краснодарский регион имеет самую эффективную производственную структуру сельского хозяйства, лучший в стране климат, укрупненные севообороты, дешевые трудовые ресурсы, большой опыт аграрного бизнеса. Предлагается принять комплекс мер по снижению системных рисков и повышению конкурентоспособности зернового бизнеса, снизить ставки кредитования до 3-5 %, возродить утраченные позиции в племенном животноводстве, особенно в свиноводстве и скотоводстве, базой которых является производство зерна, а также совершенствовать схему распределения господдержки
-
Современные инструменты госрегулирования сельхозпроизводства
06.00.00 Сельскохозяйственные науки
Краткое описаниеВ статье говорится, что аграрное производство не является саморегулируемой системой. Отмечаются специфические особенности аграрного производства, формы собственности на главный производственный ресурс – землю; малоэффективная политика стимулирования развития и внедрения в производство инновационных технологий. Указывается, что система мер и инструментов государственного регулирования сельхозпроизводства имеют два направления воздействия: госрегулирование рыночного механизма АПК и отраслевую государственную поддержку производителей. Авторы приводит классификацию методов и инструментов государственного регулирования, меры либерализации аграрной отрасли в рамках ВТО, уровни агрегированной поддержки АПК, а также выделяет ключевые точки роста господдержки и рассматривает основные институты госрегулирования: собственности, правовой институт по управлению экономикой и институт организации управления. Автор отмечает, что современную динамику развитие аграрного производства в нашей стране определяют четыре основных внешних фактора: институт западных санкций, введенный против нашей страны, интеграция России в международный рынок путем присоединения к Всемирной торговой организации, функционирование Единого экономического пространства в рамках Таможенного союза, необходимость решения проблемы импортозамещения и продовольственной безопасности нашей страны. Реализация данных направлений требует значительных институциональных преобразований, перехода на новые уровни правового, торгового, экономического регулирования с соблюдением равноправного международного сотрудничества. В заключении статьи говорится о недостаточном уровне стимулирования развития нашего сельского хозяйства
-
Возможности регионального сельского хозяйства в импортозамещении
Краткое описаниеРассматриваются проблемы импортозамещения, импортные и экспортные ресурсные особенности аграрной экономики, за счет которых можно формировать значительные конкурентные преимущества. Отмечается, что низкие процентные ставки по кредитам за рубежом создают очевидные неравные стартовые возможности всему отечественному бизнесу. В результате закупка импортного продовольствия в стоимостном выражении достигла в нашей стране огромного значения в $45 млрд. и что во властном мышлении поняли необходимость укрепления продовольственной безопасности, переноса производства традиционных видов продуктов, составляющих основу потребления населения нашей страны, на внутренний рынок. Отмечается необходимость временного умеренного государственного протекционизма и защиты внутреннего рынка с целью модернизации экономики, привлечения инвесторов в важные отрасли производства с высокими рисками. Выделены основные проблемы и решения, которые будут способствовать более успешной реализации этой стратегии в отраслях нашей экономики. Отмечается, что наш регион имеет самую эффективную производственную структуру сельского хозяйства, лучший в стране климат, укрупненные севообороты, дешевые трудовые ресурсы, большой опыт аграрного бизнеса. Предлагается принять комплекс мер по снижению системных рисков в агробизнесе
-
Результативность и новые возможности госпрограммного стимулирования развития АПК
Краткое описаниеПрактика показывает, что господдержка в нашем АПК доходит не до тех адресатов. Весьма проблемной позицией существующей системы господдержки является помощь крупным с.–х. организациям в ущерб остальным участникам, часто по природе своей более эффективным и конкурентоспособным. Правильнее было бы оказывать больше помощи малому и среднему бизнесу, которые зачастую созданы без всякой поддержки, с нуля и потому, соответственно, больше мотивированы на эффективность и рост. Например, малые формы хозяйствования производят до 40% общего объема с.-х. продукции, но получают лишь порядка 10% господдержки, направляемой в сельское хозяйство. Эта диспропорция искажает конкурентную среду, скрывает большую несправедливость всей аграрной политики и выступает основной причиной неполной реализации резервов в самом сегменте малого хозяйствования. Этот негатив оказывает большое влияние также на ключевые блоки кредитования и реализации продукции малых форм хозяйствования (МФХ). Авторы предлагают реструктурировать общую поддержку регионального АПК по блокам растениеводства и малого аграрного хозяйствования в пользу МФХ, за счет возможностей господдержки отрасли растениеводства в пропорции 2:1, то есть оставить за растениеводством 66,7%, а за МФХ 33,3%. По этой схеме малые формы за следующие 5 лет получат 14,2 млрд руб., вместо запланированных 6,4 млрд руб. Такое решение будет способствовать рождению здоровой конкурентной среды на нашем рынке сельскохозяйственной продукции и повысит веру участников малого хозяйствования в перспективу своего роста и принципы слабеющего кооперирования
-
К вопросу эволюции государственного регулирования агробизнеса
Краткое описаниеОтмечается, что система госрегулирования агробизнеса устанав¬ливает правила, создает относительно равные конкурентные возможности всем участникам рынка. Господдержка же направлена на повышение эффективности госрегулирования всех субъектов АПК, включая малое хозяйствование. Классики ретроспективы развития рыночных отношений показали, что производственный бизнес может быть вполне успешен в условиях саморегулирования рынка. Затем практика использования марксистской экономической теории обнаружила неразрешимость противоречий в функционировании классической рыночной модели. Парадигма кейнсианской школы подтвердила противоречия классической теории равновесия свободного рынка. Вследствие чего стратегии развития производственных рынков сместились в сторону неоконсервативной модели госрегулирования. Сегодня интеграционные модели с синтезом государственных и рыночных инструментов регулирования остаются философией многих развитых экономик мира. В тоже время, в нашей аграрной экономике отсутствуют сбалансированные, равновесные пропорции развития, что требует большего участия государства в регулировании роста АПК. Авторы считают, что современные западные санкции дают дополнительные возможности развитию отечественного аграрного производства. Государству следует активнее использовать свои возможности в регулировании развития и укрепления внутреннего аграрного производства, выходе на зарубежные товарные рынки. После достижения достаточных конкурентных позиций, обеспечивающих устойчивый экономический рост аграрной экономики, интервенции государственного протекционизма можно будет снижать, и одновременно повышать роль либеральных подходов
-
Атрибуты менеджмента развития малого сельского хозяйствования
Краткое описаниеУточнены дефиниции «малые аграрные формы хозяйствования» (МАФХ), разработаны положения эффективного функционирования и регулирования развития субъектов МАФХ. В работе использовались принципы системно-функционального анализа, методы логического обоснования, экономико-статистический, монографический, SWOT-анализ, графический и другие. Предложено авторское определение малых аграрных форм хозяйствования. Уточнены и систематизированы особенности функционирования и регулирования развития субъектов МАФХ. Выявлены и приведены в систему современные конкурентные возможности МАФХ и другое. Говорится, что конкурентоспособные позиции субъектов малых аграрных форм хозяйствования все чаще обеспечиваются доступными инновационными подходами при высокой гибкости внутреннего управления, способностью оперативно адаптироваться к постоянно меняющейся рыночной конъюнктуре. Однако, как показывает практика, направление развития малой экономики не выступает приоритетом современной аграрной политики, в этой сфере чаще преобладают декларативные намерения, нежели идущие за этими заявлениями нужные объемы инвестирования в процесс регулирования развития субъектов МАФХ
-
К вопросу организационной структуризации менеджмента зернового бизнеса
Краткое описаниеОтмечается, что зерновой рынок оказывает определяющее влияние на продовольственное обеспечение нашей страны. Сегодня, в условиях импортозамещения, в больших объемах продолжаются завозиться многие продукты животноводства, в которых зерно является кормовой базой, хотя их с большой выгодой можно производить внутри страны. В последние годы Россия превратилась в большого зернового экспортера и вошла в четверку крупнейших мировых продавцов зерновых на мировом рынке. Теперь главной проблемой в зерновом бизнесе стало не производство, а эффективный менеджмент и маркетинг сбыта зерна на внутреннем и, особенно, внешнем рынках. Под «зерновым рынком» авторы понимают интегрированный механизм, охватывающий производство - переработку - логистику - маркетинг зерновых продуктов, обеспечивающий выход на потребителя. Авторы отмечают, что сегодня не следует проводить жесткие границы в менеджменте сегментов зернового рынка, так как все отрасли этого рынка технологически связаны между собой через совокупность интегрированных видов деятельности. Также они приводят свою модель менеджмента функционирования зернового рынка, в которой наглядно демонстрируются основные блоки исследуемой производственной системы, их связи и взаимоотношения. Практическая реализация такого взаимодействия сулит участникам зернового рынка получение определенного синергетического эффекта за счет системности функционирования технологических, логистических, маркетинговых и других деловых связей между всеми его участниками, корректировки ценовых пропорций, более совершенных экономических инструментов инвестирования в этот бизнес
-
Сущность и этапы государственного регулирования аграрной экономики
Краткое описаниеПриведена авторская классификация этапов развития государственного регулирования аграрной экономики, состоящая из четырех блоков; приводится их краткая характеристика. Показаны границы государственного регулирования, которые определяются правовыми, законодательными, бюджетными, налоговыми, социальными и экологическими функциями государства. Методы регулирования с участием государства условно подразделяются на прямые (административные) и косвенные (экономические). Экономические и административные инструменты имеют определенное сходство, единые черты, и, в то же время, они противоположны. Отмечается преобладание экономических методов; при этом выделяется пять областей экономики, в которых применение административных методов является обязательным условием сбалансированного развития аграрной экономики. При этом, очень важно государственное контролирование монопольных рынков, предотвращение негативного влияния на невоспроизводимые ресурсы, состояние окружающей среды, экологическую обстановку, а также поддержание приемлемого уровня жизни сельского населения. Особое место занимает поддержка внешнеэкономической системы связей, политика умеренного протекционизма по защите аграрных рынков таможенными барьерами, лицензирование экспорта, контроль импортной политики. Отмечается, что косвенное вмешательство государства в аграрную экономику предполагает осуществление системы мер по воздействию на внешнюю и внутреннюю экономическую среду. Сюда авторы относят фискальную политику с манипулированием госбюджетом, правительственными расходами и налогообложением; меры кредитного регулирования и денежного обращения, инвестиционную политику, регулирование системы найма рабочей силы, доходов работников и другие инструменты
-
Повышение роли государственного регулирования в управлении развитием аграрного производства
Краткое описаниеОтечественный и зарубежный опыт функционирования сегмента «малой» сельской экономики показывает, что его возможности используются все еще не полностью из-за трудностей и рисков развития. Основной причиной замедления динамики современного развития субъектов малых аграрных форм хозяйствования (МАФХ), по мнению авторов, является труднодоступность кредитного рынка при сегодняшней высокой ключевой ставке ЦБ в 10,5%, что существенно снижает эффективность инвестирования в этот довольно рискованный производственной сектор экономики. Кроме того, наиболее «узким местом» по-прежнему остается блок реализации продукции субъектов малого хозяйствования. Авторы предлагают уточненную дефиниция «малые аграрные формы хозяйствования» отличающуюся от предыдущих определений большей лаконичностью, включением в себя малых производств не только 1-й производственной, но и 2-й перерабатывающей сферы АПК. Исследование выявило, что наиболее характерными особенностями малых аграрных форм хозяйствования являются высокая автономность, самостоятельность, самозащита от неблагоприятных факторов внешней среды. Авторы предлагают корректировать долгосрочную краевую программу развития, свою методику определения емкости рынка по продукции малых аграрных форм хозяйствования с возможностями дифференцированного учета потребителей по доходам, резидентности, потреблению домашних и других животных. Они считают, что проблему доступности кредитования и совершенствования системы маркетинга малых аграрных форм хозяйствования сегодня во многом способны решить многоуровневые сельскохозяйственные кредитные и сбытовые кооперативы. Авторы считают, что государству следует самому создавать очень востребованные участниками МАФХ производственные активы, а затем передать их в оперативное управление кооперативам, с последующей трансформацией их в долевую собственность малых участников кооперации
-
Анализ развития вертикального кооперирования малого аграрного хозяйствования
Краткое описаниеЗалогом дальнейшего успешного развития субъектов малых аграрных форм хозяйствования является кооперирование усилий в переработке, хранении, кредитовании и реализации произведенной продукции. Показано, что современное кооперирование позволяет формировать на районном уровне аграрные потребительские кооперативы 1-го уровня. На их основе, на уровне региона, формируются объединения кооперативов 2-го уровня. Могут также образовываться и кооперативы 3-го уровня на федеральном уровне или уровне федеральных округов. Приведена динамика финансирования краевых целевых программ развития с.-х. кредитной и сбытовой кооперации в регионе Краснодарского края. Сегодня в крае работает двухуровневая система сельскохозяйственной потребительских кооперативов с региональным гарантийным фондом поддержки их развития. Главной целью работы гарантийного фонда является обеспечение доступа малых форм хозяйствования к финансовым и материальным ресурсам. Гарантийный фонд обеспечивает кооперативам первого уровня возможность дальнейшего развития, позволяет привлекать на 1 рубль бюджетной поддержки дополнительно 9,1 рубля кредитных средств. Анализ хозяйственной деятельности субъектов малого аграрного хозяйствования показал, что повышение доступности и оперативности получения займов в с.-х. кредитных потребительских кооперативах для целей производства продукции увеличивает валовые объемы и прибыльность производства сельскохозяйственной продукции. Показана динамика развития практики многоуровнего кооперирования как условие дальнейшего совершенствования функционирования малых аграрных форм хозяйствования, системы их кредитования и товародвижения