Ф.И.О.
Толмачев Алексей Васильевич
Ученая степень
• доктор экономических наук
Ученое звание
профессор
Почетное звание
—
Организация, должность
• Кубанский государственный аграрный университет
Научные интересы
Адрес веб-сайта
—
Электропочта
—
Текущий рейтинг (суммарный рейтинг статей)
0
TOP5 соавторов
Статей в журнале: 34 шт
Сформировать список работ, опубликованных в Научном журнале КубГАУ
-
Современные инструменты госрегулирования сельхозпроизводства
06.00.00 Сельскохозяйственные науки
Краткое описаниеВ статье говорится, что аграрное производство не является саморегулируемой системой. Отмечаются специфические особенности аграрного производства, формы собственности на главный производственный ресурс – землю; малоэффективная политика стимулирования развития и внедрения в производство инновационных технологий. Указывается, что система мер и инструментов государственного регулирования сельхозпроизводства имеют два направления воздействия: госрегулирование рыночного механизма АПК и отраслевую государственную поддержку производителей. Авторы приводит классификацию методов и инструментов государственного регулирования, меры либерализации аграрной отрасли в рамках ВТО, уровни агрегированной поддержки АПК, а также выделяет ключевые точки роста господдержки и рассматривает основные институты госрегулирования: собственности, правовой институт по управлению экономикой и институт организации управления. Автор отмечает, что современную динамику развитие аграрного производства в нашей стране определяют четыре основных внешних фактора: институт западных санкций, введенный против нашей страны, интеграция России в международный рынок путем присоединения к Всемирной торговой организации, функционирование Единого экономического пространства в рамках Таможенного союза, необходимость решения проблемы импортозамещения и продовольственной безопасности нашей страны. Реализация данных направлений требует значительных институциональных преобразований, перехода на новые уровни правового, торгового, экономического регулирования с соблюдением равноправного международного сотрудничества. В заключении статьи говорится о недостаточном уровне стимулирования развития нашего сельского хозяйства
-
Краткое описание
В статье поднимаются системные проблемы повышения качества подготовки магистров по экономическому направлению и определены механизмы и инструментарий их реализации посредством современных технологий информационно-пространственной образовательной среды
-
Ретроспектива развития и регулирования малых форм производства
Краткое описаниеУточняются теоретические, трансформационные и практические положения по развитию и регулированию субъектов малого бизнеса и форм хозяйствования в экономике страны и сельском хозяйстве. В процессе исследования использовались методы логического обоснования, сравнения, а также монографический, экономико-статистический. Показывается, что малые формы хозяйствования (МФХ) в сельском хозяйстве является важным условием поступательного развития всего АПК, который сегодня признан точкой роста импортозамещения, всей национальной экономики. Приведенная авторская трактовка дефиниции категории «малые формы хозяйствования» в сельском хозяйстве, отличается от других определений более полной характеристикой, положениями об отнесении дачных и домашних хозяйств к МФХ, локальностью функционирования, самостоятельностью несения рисков, повышенной адаптацией, экономико-правовой привязкой, спектром присущего им производства. В статье показывается история формирования определений малого бизнеса и малых форм хозяйствования, этапы развития малого бизнеса, масштабы его практики за рубежом и в нашей стране. Говорится, что ведущая роль в формировании малых форм хозяйствования принадлежала домашним хозяйствам, которые и сегодня ведут производство сельскохозяйственной продукции для собственного потребления (без производства товарной продукции). Отмечается, что на современном этапе производственной трансформации малый бизнес и малые формы хозяйствования часто отмечаются низким уровнем механизации, высокой структурой затрат ручного труда, своим распространением в сфере услуг, встраиванием в сложную систему взаимоотношений со средним и крупным бизнесом на основе технологической специализации, а также продвижением инноваций. Подчеркивается, что сегодня растущая роль предприятий малого бизнеса, малых форм хозяйствования заставляет все более прагматичнее оценивать перспективы развития данного сектора экономики в нашей стране
-
Результативность и новые возможности госпрограммного стимулирования развития АПК
Краткое описаниеПрактика показывает, что господдержка в нашем АПК доходит не до тех адресатов. Весьма проблемной позицией существующей системы господдержки является помощь крупным с.–х. организациям в ущерб остальным участникам, часто по природе своей более эффективным и конкурентоспособным. Правильнее было бы оказывать больше помощи малому и среднему бизнесу, которые зачастую созданы без всякой поддержки, с нуля и потому, соответственно, больше мотивированы на эффективность и рост. Например, малые формы хозяйствования производят до 40% общего объема с.-х. продукции, но получают лишь порядка 10% господдержки, направляемой в сельское хозяйство. Эта диспропорция искажает конкурентную среду, скрывает большую несправедливость всей аграрной политики и выступает основной причиной неполной реализации резервов в самом сегменте малого хозяйствования. Этот негатив оказывает большое влияние также на ключевые блоки кредитования и реализации продукции малых форм хозяйствования (МФХ). Авторы предлагают реструктурировать общую поддержку регионального АПК по блокам растениеводства и малого аграрного хозяйствования в пользу МФХ, за счет возможностей господдержки отрасли растениеводства в пропорции 2:1, то есть оставить за растениеводством 66,7%, а за МФХ 33,3%. По этой схеме малые формы за следующие 5 лет получат 14,2 млрд руб., вместо запланированных 6,4 млрд руб. Такое решение будет способствовать рождению здоровой конкурентной среды на нашем рынке сельскохозяйственной продукции и повысит веру участников малого хозяйствования в перспективу своего роста и принципы слабеющего кооперирования
-
Региональные факторы развития малых сельскохозяйственных организаций
Краткое описаниеГоворится, что малые аграрные формы хозяйствования (МАФХ) играют значительную роль в импортозамещении продовольствия, которое направлено на замену импортируемого сельскохозяйственного сырья и готовых продуктов отечественным обеспечением. Субъекты МАФХ Краснодарского края вносят значительный вклад в повышение эффективности региональной экономики. На долю малых аграрных форм хозяйствования приходится 29% регионального производства зерна и мяса, 36% молока, 47% яиц, 10% сахарной свеклы, 30% подсолнечника, 95% картофеля, 70% овощей, 29% винограда, чем вносят существенный вклад в процесс импортозамещения. Кроме того, малые формы оказывают большое положительное влияние на факторы устойчивости хозяйствования, динамику развития всей сельской экономики, повышают конкурентоспособность всей отрасли за счет увеличения сегмента продаж, совершенствования рыночной сбытовой инфраструктуры. Сегодня субъекты МАФХ выступают приоритетным вектором развития региональной аграрной политики. Однако, при доле регионального аграрного производственного сегмента более 35%, малое хозяйствование получают лишь 10% суммы всех источников государственной поддержки. В последние годы меры по стимулированию субъектов малых аграрных форм хозяйствования направлены на увеличение размеров землепользования, отмену нормативов числа животных, улучшение условий кредитования, облегчение стартовых условий хозяйствования, объединение усилий по организации каналов сбыта продукции и другим программам. Однако ситуация с кредитованием субъектов МАФХ улучшается слишком медленно из-за отсутствия достаточной залоговой базы, поэтому пользоваться кредитованием может лишь малая их часть. Продолжают сохранятся бюрократические, ведомственные барьеры со стороны контролирующих органов. Имеет место торговая дискриминация на розничных рынках, возникают большие трудности из-за новых требований обустройства рынков, плохо работают дотационные каналы сбыта произведенной продукции и другое. Все это диктует необходимость дальнейшего совершенствования экономического механизма регулирования развития малого аграрного хозяйствования
-
Развитие региональной аграрной экономики и роль малого хозяйствования
Краткое описаниеРассматривается экономическое положение аграрного сектора Краснодарского края и место малого хозяйствования в экономике региона. Отмечается, что в структуре с.-х. производства страны сегодня край занимает 8%, в региональном валовом продукте – около 13% всего материального производства. Основная доля аграрного производства по-прежнему приходится на сельскохозяйственные организации, в 2013 году они произвели более 61% валовой продукции, хозяйства населения 24%, крестьянско-фермерские хозяйства 15%. В растениеводстве региона сегодня производится более 72% всей аграрной продукции. В проблемном животноводстве авторы рекомендуют стабилизировать молочное поголовье, восстановить нормальное функционирование свиноводческих предприятий, строить и реконструировать фермы и комплексы, повысить обеспеченность качественными кормами, продуктивность животных и птицы, качественный уровень кадрового обеспечения отрасли. Отмечается, что производство молока стало довольно доходным бизнесом, его рентабельность возросла до 37%. Но производство мяса крупного рогатого скота остается убыточным из-за слабой мотивации инвестирования, проблем с длинным кредитованием. Отмечаются серьезные проблемы и в техническом обеспечении, особенно сектора малого хозяйствовании. В результате производители несут значительные финансовые потери из-за больших сроков проведения основных аграрных компаний. Обращается внимание на неиспользуемые возможности лизинга техники и оборудования, негативную политику сохранения низкой заработной платы сельских работников, большое число сельхозпредприятий, находящихся в процедуре банкротства. Для повышения устойчивости развития аграрной экономики авторы рекомендуют учитывать особенности финансово-хозяйственной деятельности агропроизводства, малого хозяйствования
-
Прогнозирование емкости рынка по продукции малого хозяйствования
Краткое описаниеПроблема правильного определения потенциальной емкости рынка по товарной продукции, произведенной малыми формами хозяйствования, имеет большое значение, так как излишки нереализованной продукции становятся источником потерь и дефолта хозяйствования. Сбыт произведенной сельскохозяйственной, продовольственной продукции для субъектов малых форм хозяйствования является определяющим и потому представляет повышенный интерес. Автор отмечает, что сегодня главное не произвести продукцию, а эффективно реализовать произведенное. По этой причине, для производителей продукции весьма актуальной проблемой является правильное прогнозирование объемов производства с учетом потенциальной емкости рынка. Для получения более точных результатов автор рекомендует разделять группы потребителей населения в зависимости от уровня потребления продуктов питания. Для этого предлагается делить потребителей по социальным, видовым и другим признакам. Эти существенные особенности учитываются инструментарием панельных обследований. Предлагаемый подход при правильном наполнении рекомендованной формулы позволяет определить и смоделировать объемы сельскохозяйственной продукции, которые рынок способен поглотить; спланировать конкретные уровни производства субъектов малых форм хозяйствования, объемы товарных предложений, которые найдут покупателей и существенно снизят риски возникновения потерь и образования неликвидных запасов
-
Проблемы построения системы реализации продукции малого хозяйствования
Краткое описаниеЗалогом дальнейшего успешного развития субъектов малых аграрных форм хозяйствования является наличие каналов реализации произведенной продукции. Сегодня доля крупных сетевых ритейлеров продолжает расти, преодолев 25% планку всей розничной торговли, а доля сельскохозяйственных рынков и ярмарок снижается по причине избыточности контроля и регулирования торговли. Проведенный мониторинг показал, что цены на капусту, морковь, помидоры, картофель, лук и свеклу были на сельскохозяйственных ярмарках в среднем на 15–20% ниже, чем в магазинах. Поэтому, если уничтожить малую рыночную инфраструктуру, то крестьянско- фермерские, личные подсобные и другие малые аграрные производства, обеспечивающие своей продукцией местные сельскохозяйственные рынки, просто погибнут. Однако, сельскохозяйственные рынки ждут неприятные перемены – все они будут обязаны работать только в крытых, капитальных строениях. Сельскохозяйственные рынки, которые не справляются с реализацией нового закона, будут вынуждены закрыться и уйти с рынка. Авторами прогнозируется, что закрытие малых рынков приведет к подорожанию продуктов питания в среднем на 15% и считают правильным решение перенести до 2020 года реализацию закона передачи территориальным властям право переносить сельскохозяйственные рынки в капитальные строения, выделения мобильной торговли в отдельную категорию с упрощенным порядком регулирования, а также создания прозрачных и единых принципов регулирования нестационарной торговли
-
Повышение роли государственного регулирования в управлении развитием аграрного производства
Краткое описаниеОтечественный и зарубежный опыт функционирования сегмента «малой» сельской экономики показывает, что его возможности используются все еще не полностью из-за трудностей и рисков развития. Основной причиной замедления динамики современного развития субъектов малых аграрных форм хозяйствования (МАФХ), по мнению авторов, является труднодоступность кредитного рынка при сегодняшней высокой ключевой ставке ЦБ в 10,5%, что существенно снижает эффективность инвестирования в этот довольно рискованный производственной сектор экономики. Кроме того, наиболее «узким местом» по-прежнему остается блок реализации продукции субъектов малого хозяйствования. Авторы предлагают уточненную дефиниция «малые аграрные формы хозяйствования» отличающуюся от предыдущих определений большей лаконичностью, включением в себя малых производств не только 1-й производственной, но и 2-й перерабатывающей сферы АПК. Исследование выявило, что наиболее характерными особенностями малых аграрных форм хозяйствования являются высокая автономность, самостоятельность, самозащита от неблагоприятных факторов внешней среды. Авторы предлагают корректировать долгосрочную краевую программу развития, свою методику определения емкости рынка по продукции малых аграрных форм хозяйствования с возможностями дифференцированного учета потребителей по доходам, резидентности, потреблению домашних и других животных. Они считают, что проблему доступности кредитования и совершенствования системы маркетинга малых аграрных форм хозяйствования сегодня во многом способны решить многоуровневые сельскохозяйственные кредитные и сбытовые кооперативы. Авторы считают, что государству следует самому создавать очень востребованные участниками МАФХ производственные активы, а затем передать их в оперативное управление кооперативам, с последующей трансформацией их в долевую собственность малых участников кооперации
-
Повышение конкурентных возможностей субъектов малых аграрных форм хозяйствования
Краткое описаниеГоворится, что конкурентоспособные позиции субъектов малых аграрных форм хозяйствования (МАФХ) все чаще обеспечиваются доступными инновационными подходами при высокой гибкости внутреннего управления, способностью оперативно адаптироваться к постоянно меняющейся рыночной конъюнктуре. Однако, как показывает практика, направление развития малой экономики не выступает приоритетом современной аграрной политики, в этой сфере чаще преобладают декларативные намерения, нежели идущие за этими заявлениями нужные объемы инвестирования в процесс регулирования развития субъектов МАФХ. Отмечается, что следует обеспечить участников малых аграрных форм хозяйствования необходимыми земельными ресурсами, создать доступную для малых субъектов банковскую схему получения инвестиционных кредитов, субсидирования, кооперативного кредитования; расширить объем предоставляемых производственных услуг и сервиса; продолжить развитие возможностей производственного кооперирования, совместного снабжения, переработки, маркетинговых исследований по сбыту продукции; облегчить доступ малых субъектов к местным сбытовым рынкам. Серьезной проблемой остаются высокая инфляция, напрямую влияющая на стоимость кредитования, цены на ГСМ, трудности обновления технической и материальной базы производства, обеспечение оборотными средствами. Поэтапное решение этих проблем повысит рыночную конкурентоспособность малого аграрного хозяйствования