Ф.И.О.
Толмачев Алексей Васильевич
Ученая степень
• доктор экономических наук
Ученое звание
профессор
Почетное звание
—
Организация, должность
• Кубанский государственный аграрный университет
Научные интересы
Адрес веб-сайта
—
Электропочта
—
Текущий рейтинг (суммарный рейтинг статей)
0
TOP5 соавторов
Статей в журнале: 34 шт
Сформировать список работ, опубликованных в Научном журнале КубГАУ
-
Особенности развития и регулирования субъектов малых форм хозяйствования в АПК
Краткое описаниеВ статье систематизируются особенности развития и регулирования малых форм хозяйствования (МФХ), анализируются их конкурентные позиции, предлагается методика определения емкости их рыночного сегмента, приводится модель много-профильного потребительского кооператива МФХ
-
Особенности развития и государственного регулирования малого сельского хозяйствования
Краткое описаниеРассматриваются особенности процесса функционирования, развития и регулирования роста малых аграрных форм хозяйствования (МАФХ) с участием государства. Отмечается, что в повышении экономической эффективности функционирования и гос-регулирования малых аграрных форм хозяйствования большая роль отводится систематизации их особенностей. Говорится, что в определенных обстоятельствах одни и те же особенности могут оказывать как положительное, так и отрицательное, проблемное влияние, поэтому авторы провели их раздельную систематизацию. К положительным они относят большое влияние МАФХ на развитие территорий, занятость сельского населения, наличие налоговых и социальных преференций, возможности кооперирования, низкие затраты и риски на создание новых рабочих мест, неформальный менеджмент, совмещение функций менеджера и собственника в одном лице, высокую чувствительность к инструментам государственного регулирования, защиту население от местного монополизма работодателей, саморазвитие, ответственность, собственную самозащиту от внешних факторов и другие. К проблемным – работу МАФХ в среде совершенной конкуренции в условиях отсутствия рыночной власти, низкую, часто лишь декларируемую защищенность, неразвитость производственной инфраструктуры малых форм хозяйствования, высокую вероятность несанкционированного вмешательства со стороны теневых структур, контрольных органов, местной бюрократии, институциональную ограниченность в доступе к информационным, консультационным, материальным и финансовым ресурсам, низкую мобильность, малые размеры хозяйствования, высокую зависимость от локальных условий, емкости местного сырьевого и потребительского рынка, ограниченность каналов сбыта, перманентную волатильность рыночных цен, недоверие к практике производственного и потребительского кооперирования, нехватку капитала, проблемную доступность к финансовым инструментам, высокую стоимость кредитования, низкую легитимность, доверие к решениям местной бюрократии и другое
-
Необходимость совершенствования системы регулирования развития малого аграрного хозяйствования
Краткое описаниеПрактика показывает, что уровень развития малых аграрных форм хозяйствования является важным показателем благоприятности условий, создаваемых государством для развития производства и сельских территорий. И наоборот степень развития сельских территорий оказывает влияние на развитие малых аграрных субъектов. Необходимо повышать самостоятельность, мотивацию муниципальных органов власти в социально-экономическом развитии своих территорий. Однако сегодня отмечается относительное снижение уровня поддержки малого хозяйствования. Поддержка сельского хозяйства в нашем регионе с 2007 года выросли почти в 3 раза, а малого хозяйствования лишь на 34,3%, то есть фактически отмечается отрицательный тренд, если учитывать инфляцию. Без системной господдержки малого хозяйствования проблематично вести правильное воспроизводство стада, увеличивать объемы отраслевого производства. Это ведет к снижению доходов сельского населения, особенно в личном подсобном хозяйстве, числа рабочих мест, повышению уровня безработицы, социальной напряженности в обществе, отрицательно отражается на экономике региона. Необходимо совершенствовать экономический механизм господдержки малых форм, улучшать условия их кредитования, инвестирования, создавать условия для увеличения производства товарной продукции, новые рабочие места, повышать занятость сельского населения, совершенствовать систему кооперирования в производстве, переработке, хранении, транспортировке и реализации продукции малого хозяйствования, улучшать социальную инфраструктуру, повышать качество сельской жизни. Авторами разработаны и предложены корректирующие предложения по реализации краевой целевой программы развития малых форм хозяйствования на 2016–2020 гг. с определением сроков реализации и объемов финансирования, по блокам организации конкурентного производства, поддержки семейных животноводческих ферм, системы сельхозкооперации и сбыта товарной продукции
-
Наследие созидателей аграрной науки
06.00.00 Сельскохозяйственные науки
Краткое описаниеВ статье показана роль известных ученых академика И. Т. Трубилина и В. В. Ерошкина в организации аграрной науки нашего региона, проявивших себя яркими руко¬водителями крупнейшего сельскохозяйственного вуза страны, сумевшими организовать и направить работу большого коллектива на повышение качества подготовки специалистов сельского хозяйства, решение актуальных научных проблем развития агропромышленного комплекса. Под руководством ректора И.Т. Трубилина наука в КубГАУ поднялась на качественно новую ступень. Исследования ведутся по плану научно-исследова-тельской работы университета, федеральным и ре-гиональным научно-техническим программам. В их выполнении участвуют профессора, преподаватели, научные сотрудники, докторанты, аспиранты. Его научные труды и исследования, по¬священные разработке научных проблем повышения экономической эффективности и организационных форм агропромышленного производства, продолжаются и развиваются учеными КубГАУ. Многие годы рядом с академиком И. Т. Трубилиным работал его соратник и помощник по науке В. В. Ерошкин, ученый яркой судьбы. Им опубликовано свыше 100 научных работ. Важнейшие из них: «Экономическая эффективность возделывания масличных культур», «Масличные культуры в целинных районах», «Расчет посевных площадей сельскохозяйственных культур при разработке перспективного плана развития коллективных хозяйств», «Основы научной организации труда», «Интенсивное использование тракторов и снижение себестоимости тракторных работ». Под его руководством были защищены десятки диссертационных работ. Его лекции отличались оригинальностью и доступностью, идеи легко воспринимались студентами. У всех, кто знал и работал вместе с академиком И.Т. Трубилиным и профессором В. В. Ерошкиным, навсегда останутся в памяти образы преданных делу ученых, строго следовавших принципам академической науки
-
К вопросу эволюции государственного регулирования агробизнеса
Краткое описаниеОтмечается, что система госрегулирования агробизнеса устанав¬ливает правила, создает относительно равные конкурентные возможности всем участникам рынка. Господдержка же направлена на повышение эффективности госрегулирования всех субъектов АПК, включая малое хозяйствование. Классики ретроспективы развития рыночных отношений показали, что производственный бизнес может быть вполне успешен в условиях саморегулирования рынка. Затем практика использования марксистской экономической теории обнаружила неразрешимость противоречий в функционировании классической рыночной модели. Парадигма кейнсианской школы подтвердила противоречия классической теории равновесия свободного рынка. Вследствие чего стратегии развития производственных рынков сместились в сторону неоконсервативной модели госрегулирования. Сегодня интеграционные модели с синтезом государственных и рыночных инструментов регулирования остаются философией многих развитых экономик мира. В тоже время, в нашей аграрной экономике отсутствуют сбалансированные, равновесные пропорции развития, что требует большего участия государства в регулировании роста АПК. Авторы считают, что современные западные санкции дают дополнительные возможности развитию отечественного аграрного производства. Государству следует активнее использовать свои возможности в регулировании развития и укрепления внутреннего аграрного производства, выходе на зарубежные товарные рынки. После достижения достаточных конкурентных позиций, обеспечивающих устойчивый экономический рост аграрной экономики, интервенции государственного протекционизма можно будет снижать, и одновременно повышать роль либеральных подходов
-
К вопросу развития системы регионального рынка жилья
Краткое описаниеВ статье рассматривается теоретические аспекты системы формирования регионального рынка жилья. Отмечается, что экономические реформы нашей страны сместили на региональный уровень практическое решение социальных задач по обеспечению населения доступным жильём. Строительство жилья до недавних пор выступало драйвером роста всей экономики. Поэтому исследование влияния экономики жилищного сектора на эффективность развития региональной социально-экономической системы, является весьма актуальным и востребованным. Авторы представляют понятие регион, как сложную многоуровневую структуру со своей экономической средой, динамикой развития, выступающей составной частью национальной экономики. В работе осуществлена постановка региональных целей развития строительного рынка жилья. Применительно к жилищному рынку они выделили общеэкономическую, инвестиционную, социальную, стимулирующую, информационную, санирующую, обеспечивающую, системообразующую, пространственно- развивающую и регулятивно-корректирующую функцию. Помимо обозначенных функций они включили в этот перечень и контрольно- регулирующую функцию, она призвана содействовать повышению эффективности использования земельных участков под строительным жильем, сбалансированному спросу, формированию предложений на местном жилом рынке, координированию остальных перечисленных функций. К специфическим функциям они относят мероприятия по расширению рыночного сегмента, диверсификацию строительного бизнеса, укрепление взаимосвязей с другими региональными участниками рынками жилья, повышение роли региона в экономики страны
-
К вопросу организационной структуризации менеджмента зернового бизнеса
Краткое описаниеОтмечается, что зерновой рынок оказывает определяющее влияние на продовольственное обеспечение нашей страны. Сегодня, в условиях импортозамещения, в больших объемах продолжаются завозиться многие продукты животноводства, в которых зерно является кормовой базой, хотя их с большой выгодой можно производить внутри страны. В последние годы Россия превратилась в большого зернового экспортера и вошла в четверку крупнейших мировых продавцов зерновых на мировом рынке. Теперь главной проблемой в зерновом бизнесе стало не производство, а эффективный менеджмент и маркетинг сбыта зерна на внутреннем и, особенно, внешнем рынках. Под «зерновым рынком» авторы понимают интегрированный механизм, охватывающий производство - переработку - логистику - маркетинг зерновых продуктов, обеспечивающий выход на потребителя. Авторы отмечают, что сегодня не следует проводить жесткие границы в менеджменте сегментов зернового рынка, так как все отрасли этого рынка технологически связаны между собой через совокупность интегрированных видов деятельности. Также они приводят свою модель менеджмента функционирования зернового рынка, в которой наглядно демонстрируются основные блоки исследуемой производственной системы, их связи и взаимоотношения. Практическая реализация такого взаимодействия сулит участникам зернового рынка получение определенного синергетического эффекта за счет системности функционирования технологических, логистических, маркетинговых и других деловых связей между всеми его участниками, корректировки ценовых пропорций, более совершенных экономических инструментов инвестирования в этот бизнес
-
К анализу развития крестьянско-фермерских и личных хозяйств населения
Краткое описаниеВажным сегментом аграрного производства, наряду с другими субъектами малых аграрных форм хозяйствования, выступают личные подсобные и крестьянско-фермерские хозяйства. Их роль становится все более заметной, по мере наращивания собственного производственного потенциала. Однако их ресурсная база остается весьма слабой, основные средства производства изношены, многие из них не могут повысить техническую оснащенность. В этом сегменте ограничены и возможности лизинга, существуют проблемы в логистике хозяйствования, малые субъекты не имеют рыночной власти на рынке производственных ресурсов и при сбыте продукции. Отсутствие залоговой базы формирует высокую стоимость кредитования и перманентную вероятность банкротства. С другой стороны отмечается, что малые субъекты имеют большое многообразие организационных и правовых форм, неформальную систему управления, высокую взаимозаменяемость производственных функций, в них совмещается статус собственника и менеджера. Они существенно снижают социальную напряженность в сельской местности, играют значительную роль в импортозамещении. Характерными особенностями малых аграрных форм хозяйствования является также высокая автономность, самостоятельность, самозащита от факторов внешней среды. Они мало расходуют средств на создание рабочих мест, имеют низкие постоянные издержки, самостоятельно преодолевают трудности начала. Однако, неразвитость производственной инфраструктуры малого хозяйствования препятствует повышению технологического уровня. Они работают при постоянном внешнем вмешательстве, что снижает эффективность их производства, рыночную конкурентоспособность. Все они имеют высокую зависимость от местных условий производства, емкости территориальных рынков. Низкий уровень кооперирования участников МАФХ существенно ограничивает число каналов сбыта продукции, повышает волатильность реализации. Проведенный анализ показал высокую необходимость реализации выявленных резервов роста эффективности
-
Импортозамещение как переход к экспортному ориентированию АПК
Краткое описаниеРассматриваются цели импортозамещения, импортные и экспортные ресурсные особенности аграрной экономики, за счет которых можно формировать значительные конкурентные преимущества. Отмечается, что утечка капитала за рубеж создает рабочие места не нашей экономике, а нашим конкурентам, что низкие процентные ставки по кредитам за рубежом создают очевидные неравные стартовые возможности всему отечественному бизнесу. В результате закупка импортного продовольствия в стоимостном выражении достигла в нашей стране огромного значения в $45 млрд. и что во властном мышлении поняли необходимость укрепления продовольственной безопасности, переноса производства традиционных видов продуктов, составляющих основу потребления населения нашей страны, на внутренний рынок. Отмечается необходимость временного умеренного государственного протекционизма и защиты внутреннего рынка с целью модернизации экономики, привлечения инвесторов в важные отрасли производства с высокими рисками. Выделены основные проблемы и решения, которые будут способствовать более успешной реализации этой стратегии в отраслях нашей экономики. Предлагается создать сеть специализированных информационных центров поддержки импортозамещения с базой данных технологических профилей организаций, приводится авторская структурная схема информационной поддержки импортозамещения. Подчеркивается важность функционирования в системе импортозамещения федеральных и региональных программ, приводится авторская схема их реализации. Осуществлено прогнозное моделирование краткосрочных, среднесрочных и долгосрочных положительных и отрицательных последствий импортозамещения и экспортоориентирования. Подчеркивается, что целесообразность импортозамещения следует рассматривать как этап перехода к экспортному ориентированию аграрной экономики
-
Дефиниции и критерии развития малых аграрных форм хозяйствования
Краткое описаниеРассмотрены финансовые и другие критериальные показатели, по которым производства относятся к категории малых аграрных форм хозяйствования. Нашим законодательством установлено, что годовой оборот для «микропредприятия» не должен превышать сумму в 60 млн руб. или $755,6 тыс. по обменному текущему курсу доллара USA (на 20.01.2016 г. равным 79,41 руб./$ ). Для категории «малых предприятий» верхняя граница денежной выручки должна находиться в пределах от 60 до 400 млн руб. (в долларовом исчислении от $0,756 до $5,037 млн). Соответственно, для «средних предприятий» критерий выручки должен составлять от 400 млн до 1 млрд руб., или $5,037 и $12,259 млн). Размер бизнеса выше 1 млрд руб. следует относить к категории «крупного бизнеса». Согласно ФЗ РФ №209, данные финансовые уровни принято корректировать через пять лет. Все коммерческие организации при числе работников менее 15 человек (включительно) относятся к категории «микропредприятий», с числом работающих от 16 до 100 человек – к категории «малых предприятий». К «средним предприятиям» отнесли организации с числом работающих от 101 до 250 человек. Отмечается, что в мировой практике критерий отнесения предприятия к соответствующей категории сегодня определяется не формируемыми финансовыми потоками и активами предприятия, а простой численностью работающих. В нашей практике одновременный учет числа работников, годовой денежной выручки, поголовья, и площади сельскохозяйственных угодий дает возможность анализировать по малым аграрным формам хозяйствования динамику производительности труда, принимать управленческие решения по инвестиционной целесообразности инноваций, совершенствованию технологий производства и инфраструктуры продуктовой реализации