09.00.00 Философские науки
-
Система высшей школы в условиях глобализированного мира
Краткое описаниеВ статье проанализированы проблемы развития науки и модернизации высшего образования. Рассматривается роль высшей школы, которая образует наши успехи или неудачи и на производстве, и в области науки, техники, технологии, инноваций, культуры, учитывая при этом институционализацию мирового информационного пространства и глобализацию мировой экономики. В современных условиях высшая школа как основной компонент образовательного комплекса государства представляет собой одну из самых обширных и важных сфер человеческой деятельности, которая интегрирована со всеми другими областями общественной жизни. Высшее образование является крупнейшей отраслью экономики России, которая, с одной стороны, способствует становлению и развитию главной производительной силы – человека, а с другой – она выступает источником формирования мировоззрения и методологии, показателем развития социокультурной среды современного общества. Необходимо также учитывать, что затраты на высшую школу по своему социально–экономическому содержанию являются инвестициями в повышение научно–образовательного и научно– производственного потенциала, ведущими к увеличению совокупного человеческого капитала страны
-
Подходы к пониманию значения архетипа элитарности как фундамента политологии
Краткое описаниеИзучение архетипа элитарности чрезвычайно важно для того, чтобы правильно оценить направление исторического развития государства. Это даёт возможность рационально выстроить внутреннюю и внешнюю политику государства. Так же это является основанием к конструктивному развитию методологии научного познания в области политологии, философии и истории. Но поскольку человек является сложной биологической системой, то многие аспекты его социальной деятельности основываются на его генетическом потенциале и им же обуславливаются. В работе дается определение элиты и элитных сообществ. Отмечается, что весь ход истории – это в конечном итоге положительное или негативное взаимодействие элит. Однако возникновение и функционирование любой элиты возможно и понятно только в контексте конкретной цивилизации, страны и в конкретный период времени. Вырванные из исторического контекста они приобретают нематериальный - мифический статус. При наличии архетипа элитарности, который перемещается по оси времени уже не одно столетие и тысячелетие, сегодня мы сталкиваемся с тем, что происходит качественное изменение современной элиты, меняются ее функции и само предназначение. С одной стороны идет вырождение старых элит, с другой – создаются новые элитные образования, которые могут принципиально отличаться от своих предшественников и иметь иные функции и предназначение
-
Реализм в системе «материализм - идеализм»: историко-философский аспект
Краткое описаниеСовременная философская мысль находится в состоянии поиска новых путей развития. Традиционная материалистически- идеалистическая модель оказывается архаичной и плоской. Необходимо выработать адекватные формы рефлексии. Также существует потребность включить в осмысление бытия актуальные данные фундаментальных исследований. История русской мысли показывает, что в сложившейся в кон. XIX в. ситуации интеллектуального кризиса, сформировалось такое философское течение как реализм. Основаниями реализма были, с одной стороны, достижения естествознания, а с другой — революционно-демократические идеи «шестидесятников». Реализм, нацеленный на переосмысление бытия и преобразование практической жизни на реальных основаниях, ставил своей целью фактическое изучение действительности. Таким образом, наиболее активное развитие философский реализм получил в отечественном естествознании. Ученые- естественники утверждали корреляционное единство материального и идеального в природе. Идеализм расценивался как спекулятивное (пустое) философствование, а материализм - как ограничение познавательного пространства бытия и природы. Преимуществами философского реализма являются рационализм, синкретизм, критицизм. Реализм — такое направление мысли, которое не выработало свой потенциал и может быть продуктивным в решении современных задач
-
Принцип бинаризма в построении философских концепций и научных теорий
Краткое описаниеЦелью данной статьи является демонстрация использования бинаризма как метода теоретического познания. Прежде всего авторы коротко определяют изначальное значение понятия бинаризма как принципа различения бинарных оппозиций, из филологии пришедший в другие науки. А затем оговаривают условия использования бинаризма как методологического принципа: обозначаются оба члена оппозиции, вместе с тем рассуждение не должно содержать в себе логических ошибок «определения через отрицание» и «круга доказательства». Далее логика изложения связана с определением понятия жизнь сначала философски, а затем с использованием отдельных положений естественных наук, т.е. биологического, а затем и физического и астрофизического определений. Каждый раз авторы используют для изложения этих положений принцип бинаризма. Так, каждый раз становится очевидным, что, если смерть можно определить как отсутствие жизни, то понятие жизни требует другого подхода, опирающегося на позитивные, утвердительные высказывания, что также затруднительно, поскольку выводит исследователей к пределу «ничто» - «все»; «небытие» - «бытие». Результаты статьи носят двоякий характер. Поскольку целью исследования была демонстрация особенностей применения определеннного метдологического принципа, то само изложение материала может считаться реализацией цели. Вместе с тем в резюмирующей части авторы подводят черту, формулируя и теоретические положени, каксающиеся как естественнонаучной части аргументов, так и философской
-
Проблема общих теоретических оснований современной науки
Краткое описаниеВ данной статье рассматривается проблема построения общей научной теории. Для этого исследуются теоретические основания науки, а также критерии научности; производится исследование современной ситуации в науке в контексте проблемы построения общей научной теории
-
Взаимодействие власти и свободы человека в современном мире
Краткое описаниеОбосновывается необходимость социально- философского анализа феномена власти, поскольку наряду с трансформацией сущности властных отношений меняется и человек, его ценностные установки и ориентиры. Возникновение и превращение знания во властный ресурс стало основанием для гуманизации и демократизации власти и, вместе с тем, привело к тотальным формам закрепощения человека. Стремления людей к увеличению эффективности, результативность в достижении поставленных целей, высокий уровень организации позволяет власти не только принуждать и управлять, но и дает возможность продуцировать «послушные тела». Возникает и расширяется «пространство власти», понимаемое как «оцентрованная» территория, освоенные сферы деятельности, созданные, организованные условия пребывания людей. Появляются новые социальные привилегии, формы мобильности, связанные с отсутствием привязанности к «месту», территории. Следствием «детерриторизации власти» становится отказ от ответственности за последствия деятельности и «эффективного» управления. Представляются новые формы проявления власти: переход от всеобщего контроля, к полному отказу от контролирующих функций, человеку предоставляется полная свобода выбора при решении жизненно важных задач, но не предоставляется оснований для совершения выбора. Власть, возникшая как необходимость оградить жизнь людей от анархии, сопряженной с непредсказуемостью, в современном мире делает риск новой формой управления. Совокупность рассмотренных факторов становится основанием для деперсонализации властных отношений, проявляясь в том, что обезличиваются не только люди, на которых оказывает воздействие власть, но и те, кто властвует - «исчезают субъекты власти»
-
Краткое описание
Статья представляет собой опыт рефлексии над теоретическими предпосылками феноменологического и системного подходов к проблеме прогнозирования социальной реальности. Предметом исследования являются принцип многомерности социальной реальности в аспекте детерминизма и индетерминизма социальных процессов, а также принцип каузальной асимметрии времени, выступающий в качестве онтологического основания многомерности реальности. Утверждается, что в основе постановки важнейших философских проблем находится опыт прикосновения к феномену многомерности реальности. Многомерность реальности проявляется как зависимость фундаментальных характеристик от уровня теоретического обобщения и интенциональности сознания, регистрирующего реальность в ее существовании. Гипотеза многомерности социальной реальности предполагает, что социальные процессы можно описывать и как строго детерминированные, прогнозируемые и как зависящие от свободы воли человека в зависимости от уровня теоретического обобщения, на котором они рассматриваются. Принцип каузальной асимметрии времени является формой многомерности времени и условием многомерности процесса, в том числе и социального. В основе каузальной асимметрии времени находится системность времени, несводимость времени ни к сознанию, ни к бытию. Показано, что невозможно иначе как через синтезирующую деятельность сознания связать воедино два смысла, в равной степени имеющих непосредственное отношение ко времени: длительность, удерживающую время в некотором равноправном единстве моментов и изменчивость, смену времен, выражающую онтологическую исключительность настоящего момента. Многомерность и асимметрию времени можно рассматривать в качестве теоретических предпосылок феноменологического и системного подхода к проблеме социального прогнозирования
-
Взаимосвязь науки, производства и образования в опыте рефлексии
Краткое описаниеВ статье поднимается вопрос, связанный с некоторыми особенностями функционирования современной науки. Особое внимание уделяется процессу взаимодействия науки, производства и образования. Функция науки в воспроизводстве и развитии современных производительных сил заключается в создании производительных сил в форме знания и «переведения» их из этой формы в реальные факторы материального производства. Осуществляется этот процесс при помощи внедрения в материальное производство технических, технологических и нетехнических инноваций через систему (или канал) внедрения, посредством воспроизводства качественных характеристик рабочей силы в системе общего, специального и высшего профессионального образования. Следует отметить, что в современных условиях глобализации и средства производства, и рабочая сила, и общественные производительные силы воспроизводятся не стихийно и даже не просто с участием обыденного сознания, а на основе переведения производительных сил, созданных, прежде всего, в форме научного знания, в материальные производительные силы. Структурами, обеспечивающими такое «переведение» и одновременно опосредующими связь науки с материальным производством, являются система внедрения и система образования
-
Краткое описание
Обосновывается положение о том, что теоретические научные модели, создаваемые в результате процесса познания, отражают не реальность «какой она является на самом деле», а всего лишь реальность, «какой она является» в процессе взаимодействия с инструментальными средствами эмпирического познания, т.е. органами восприятия определенного организма, поддерживающего соответствующую форму сознания, экспериментальными установками и информационно-измерительными системами определенного функционального уровня. Приводятся примеры и последствия основных ошибок, исторически допускавшихся учеными при содержательной интерпретации теоретических научных моделей: это ошибки необоснованного придания модели онтологического статуса («гипостазирование») и связанная с ней ошибка придания модели статуса всеобщности. История появления и развития науки рассматривается как процесс последовательного применения естественнонаучного метода к исследованию предметов познания, ранее изучаемых в рамках философии. Формулируется перспективная идея решения задач философии естественнонаучными методами. В рамках реализации этой идеи предлагается естественнонаучная постановка и решение основного вопроса философии. Для этого вводятся новые научные понятия «Относительно объективное» и «Относительно субъективное» и рассматривается зависимость содержания этих понятий от формы сознания. Дается естественнонаучное определение сознания и предлагается периодическая многокритериальная классификация форм сознания, включающая 49 форм сознания: 7 типов сознания и 7 методов познания. Рассматривается диалектика смены мировоззренческих парадигм от древности до наших дней и определяется место научной парадигмы в этом процессе. Описывается действие закона отрицания- отрицания в смене мировоззренческих парадигм и на основе него высказывается гипотеза об основных особенностях будущей мировоззренческой парадигмы, формирующейся в настоящее время. Формулируются принципы корректной содержательной интерпретации научных моделей, следующие из естественнонаучного метода – метода научной индукции. Формулируются принципы открытого сознания, т.е. принципы, открывающие пути формирования новых более совершенных и более адекватных моделей реальности, чем существующие и считающихся всеми единственно верными
-
Краткое описание
В статье рассматривается проблема свободы человека как экзистенциальный феномен. Анализируется сложившаяся реальность, где среднестатистический человек с конформистской ориентацией оказался неспособен размышлять о подлинной свободе. Раскрывается практический смысл философствования, как необходимого процесса становления внутренней свободы личности