09.00.00 Философские науки
-
К вопросу о традиции мистицизма в России
Краткое описаниеВ статье, посвященной традиции мистицизма в России, рассматриваются природа и формы мистического постижения реальности в исторической ретроспективе. История появления, распространения и изменения альтернативных науке способов освоения мира, затрагивает проблемы религиозной и философской мистики. Подробно анализируется православная традиция исихазма и неоисихазма, раскрывается важность ее влияния на духовную жизнь общества. Авторы вводят в оборот исторический материал об «александровском мистицизме» и осмысливают причины усиления западноевропейских мистических настроений в XIX веке. В работе рассматривается теософское наследие Е. Блаватской, мистико-педагогические идеи Р. Штайнера, витасофия Ю. Боканя, эзотерика К. Кастанеды, нашедших большое количество почитателей в современном российском обществе. Авторы отмечают, что особенностью общественного сознания является мировоззренческий синкретизм и дают характеристики этого явления. В статье анализируются причины «живучести» мистики, изменчивости его форм и проявлений, в частности, приспособляемости к любым способам восприятия действительности, стремления слиться, либо вступить в конфликт, с различными типами мировоззрения (например, наукой, философией и религией). Показано влияние изменений в сфере информатизации и коммуникации на широкое распространение мистической литературы и практик. Отмечается, что механизмы взаимодействия человека с реальностью через мистические традиции не всегда понятны, очень широки и многозначны, недостаточно изучены и требуют дальнейшего исследования
-
Властный потенциал творчества и творческий кризис современности, отраженный в научной фантастике
Краткое описаниеВ статье рассматривается влияние творчества на формирование личности человека, кризис совре- менной творческой деятельности и ее влияние на формирование окружающей действительности, бытие. Анализируются идеи творчества в научной фантастике
-
Актуальные проблемы развития в синергетической парадигме
Краткое описаниеВ данной работе представлен философско- методологический анализ ключевых особенностей «российского подхода» к исследованию теории сложности на основе научных представлений ученых, парадигма сложности претендует на роль доминанты постнеклассической философии и науки. Автор считает, что новый взгляд на природу частиц, предлагаемый теорией струн, если рассматривать ее не как чисто математическую конструкцию, а как теоретическую гипотезу в физике, влечет радикальный пересмотр прежних онтологических оснований физики. Обсуждены особенности синергетики как постнеклассического научного направления, концепции эволюционизма, значение информации в развитии природы. Методологической основой процесса интеграции научных знаний, является междисциплинарное направление исследования, важным компонентом которого является синергетика. Она играет важную роль в реализации идеи коэволюции, которая рассматривает взаимоотношения общества и природы, микромира и мегамира. В статье показано, что синергетика, выявив законы функционирования сложноэволюционирующих, нелинейных систем, поставила фундаментальные вопросы как эпистемологического, так и ценностно-мировоззренческого характера
-
Трансформации социализма и консерватизма в эпоху постмодерна
Краткое описаниеВ статье рассматриваются проблемы и перспективы оппонентов господствующей либеральной идеологии – социализма и консерватизма. Доказывается, что основными проблемами для социализма и консерватизма выступают как размывание их социальной базы, так и вытеснение их в область теоретического. Динамика социализма и консерватизма под влиянием неолиберальной практики оказывается довольно противоречивой и разнонаправленной. С одной стороны это побуждает многих левых и правых политиков принимать принципы неолиберализма, идя на компромисс. С другой стороны усиливает радикализацию наиболее твердых сторонников этих идеологий. Тем не менее, оппоненты либерализма не лишены перспектив. Теряя свой тотальный характер, присущий им в «век идеологий», эти идеологии вполне могут сохранять свою актуальность на частичном (молекулярном) уровне. Усиливающееся социальное неравенство представляет поле для развития социалистических идей, а ценностные деформации актуализируют консервативные постулаты
-
К вопросу о развитии микро-, макро- и мегамира в постнеклассическрой философии
Краткое описаниеВ статье обсуждается возможность конституирования постнеклассической онтологии. Показывается, что феномены нелинейности, детерминированной хаотичности, фрактальности меняют классические представления о возможных формах существования, характере развития. Автор считает, что новый взгляд на природу частиц, предлагаемый теорией струн, если рассматривать ее не как чисто математическую конструкцию, а как теоретическую гипотезу в физике, влечет радикальный пересмотр прежних онтологических оснований физики. В статье уточняется современная модель трехкомпонентной структуры Вселенной на основе постнеклассического её рассмотрения. Обсуждены особенности синергетики как постнеклассического научного направления, концепции эволюционизма, значение информации в развитии природы. Методологической основой процесса интеграции научных знаний, является междисциплинарное направление исследования, важным компонентом которого является синергетика. Она играет важную роль в реализации идеи коэволюции, которая рассматривает взаимоотношения общества и природы, микромира и мегамира. В статье показано, что синергетика, выявив законы функционирования сложноэволюционирующих, нелинейных систем, поставила фундаментальные вопросы как эпистемологического, так и ценностно-мировоззренческого характера. Концептуальные сдвиги, происходящие в познании, открывают новые грани не только в трактовке порядка и беспорядка, но и связанных с ними категориальных структур
-
Динамика либеральных идеологий в эпоху постмодерна
Краткое описаниеРассматривается сущность либеральной идеологии, ее непосредственная связь с идеями Просвещения, причины победы либерализма над идеологическими конкурентами. Анализируются факторы, размывающие цельность либерализма в нынешних условиях постмодерна, рассматриваются основные направления современных модификации либерализма (либертарианство, агональный либерализм, кантианский либерализм). Определяются возможные перспективы либерализма как мировоззрения, в рамках которых констатируются по прежнему сильные позиции либерализма как в силу его практической укорененности, так и в виду остающейся высокой популярности идей Просвещения в научных сообществах
-
Краткое описание
В статье раскрывается мысль о герменевтичности философии по ее природе и методам изложения. Философия не технична, а персональна. Изучение персональной философии невозможно без изучения жизненного пути философа, рассмотрения склада его души и ума. Философия всегда содержит скрытый смысл, который нуждается в развертывании. Доказывается необходимость перехода в преподавании университетского курса философии на позиции герменевтики. Понимание философии должно стать искомым в образовании. Лишь в состоянии понимания человек находит ориентиры своей жизни, достигает полноты своего бытия. Искусство философствования, по мнению авторов, доступно лишь тому, кто умеет разговаривать вопросами. Смысл рождается в «живом» диалоге. Спрашивание об известном с целью обнаружения неизвестных сторон предмета - отличие философского мышления. Философская проблематика многообразна и противоречива, ввиду этого авторы полагают, что бытийным предназначением философии становится вопрошание. Философские вопросы не всегда требуют ответа. Философские вопросы никуда не исчезают, они «вечны» и оказываются царственнее ответов. Вопросы служат символами постоянного движения и изменчивости. Однотипность и однообразие не свойственно философии, философия личностна, своеобразна и импульсивна, не допускает инвариантных суждений. Философию, по мнению авторов, следует изучать только философским методом
-
Принцип бинаризма в построении философских концепций и научных теорий
Краткое описаниеЦелью данной статьи является демонстрация использования бинаризма как метода теоретического познания. Прежде всего авторы коротко определяют изначальное значение понятия бинаризма как принципа различения бинарных оппозиций, из филологии пришедший в другие науки. А затем оговаривают условия использования бинаризма как методологического принципа: обозначаются оба члена оппозиции, вместе с тем рассуждение не должно содержать в себе логических ошибок «определения через отрицание» и «круга доказательства». Далее логика изложения связана с определением понятия жизнь сначала философски, а затем с использованием отдельных положений естественных наук, т.е. биологического, а затем и физического и астрофизического определений. Каждый раз авторы используют для изложения этих положений принцип бинаризма. Так, каждый раз становится очевидным, что, если смерть можно определить как отсутствие жизни, то понятие жизни требует другого подхода, опирающегося на позитивные, утвердительные высказывания, что также затруднительно, поскольку выводит исследователей к пределу «ничто» - «все»; «небытие» - «бытие». Результаты статьи носят двоякий характер. Поскольку целью исследования была демонстрация особенностей применения определеннного метдологического принципа, то само изложение материала может считаться реализацией цели. Вместе с тем в резюмирующей части авторы подводят черту, формулируя и теоретические положени, каксающиеся как естественнонаучной части аргументов, так и философской
-
Идеология российской государственности и отечественная философская традиция
Краткое описаниеИдеология российской государственности имеет существенное значение как в связи с тенденциями глобализации, так и в связи с проблемами развития российской гражданской идентичности. В статье дается оценка недостатков идеологического процесса в СССР в связи с нигилистическим отношением к отечественной духовной традиции. Рассматриваются основные черты традиционной русской философии, существенные с точки зрения истории идеологического сознания в России
-
Как философия стала «жанром литературы»
Краткое описаниеВ статье проведен обзор основных теоретических и методологических установок ведущих европейских философских течений второй половины ХХ века, сформировавших отказ от образа философии как «точной науки», основанной на логико-понятийном инструментарии. Показана связь постструктуралистских построений и структуралистской программы создания новой дисциплины - «типология дискурсов», в контексте которой философия должна рассматриваться как один из жанров литературы. Поиски структуралистов начинаются с описания инвариантных, статичных структур, с помощью которых создаются отдельные художественные произведения. Последние рассматриваются как частные случаи употребления этих атомарных структур. Эта установка, как обнаруживается в статье, приводит к двум следствиям. Первое состоит в том, что литература не имеет специфических отличительных черт по отношению к другим видам дискурса, т.е. как таковая не существует (Ц.Тодоров). А второе, - когда известна логика порождения любых смыслов, становится излишней читательская герменевтика. Эти выводы привели структуралистов к идее создания новой научной дисциплины «типология дискурса». Эту линию со своей стороны продолжили постструктуралисты: стратегия «поэтизации философии» оправдана расширением предмета познания наук в сторону неверифицируемых и нерационализируемых областей, требующих отдельных методов изучения и языка описания. Т.о. философский дискурс становится тем самым языком описания, с помощью которого можно преодолеть «логоцентризм» традиционного мышления. Далее в статье рассматриваются основные стратегии «логомахии», разработанные Ж.Деррида: «деконструкция», «децентрация структуры», «критика трансцендентального означаемого», «критика структурности структуры»