09.00.00 Философские науки
-
Изоморфизм системных стадий эволюции
Краткое описаниеВ статье рассматривается и объясняется сходство организационных и структурно-функциональных «решений» на разных системных этапах эволюционного развития природы и общества. Показано, что как в микро-, так и макромире переход на новый этап эволюционного развития осуществляется не только посредством «классических» индивидуальных изменений (адаптаций) отдельного организма, но и посредством: 1) объединения организмов в системы «суперорганизмов», 2) дифференциации их функций и разделения труда и 3) развития внутренней и внешней коммуникации, интегрированной в общую систему коммуникации, начиная с клеточной и заканчивая экологической и социальной. В статье обосновывается идея, что отличительной характеристикой современного этапа эволюции является именно кумулятивная культурная эволюция социальный систем, которые поддерживают (scaffold) развитие отдельных индивидов того или иного сообщества, через процессы обучения. Показано, что в социальных системах сохраняется структурно-функциональный изоморфизм с биологическими системами, тем не менее, их воспроизведение и трансляция осуществляется преимущественным образом благодаря более развитым в человеческом сообществе негенетическим системам наследования, разделению труда и распределенному познанию (distributed cognition)
-
Краткое описание
В статье рассматривается проблема свободы человека как экзистенциальный феномен. Анализируется сложившаяся реальность, где среднестатистический человек с конформистской ориентацией оказался неспособен размышлять о подлинной свободе. Раскрывается практический смысл философствования, как необходимого процесса становления внутренней свободы личности
-
Общее и особенное в менталитете курсантов
Краткое описаниеЦель статьи – выявить общее и особенное в менталитете курсантов разных народов. Автор приходит к выводу, что знания особенностей менталитета курсантов различных национальностей является непременным условием их успешного обучения в многонациональном коллективе военного вуза, эффективного взаимодействия с профессорско-преподавательским составом
-
Педагогическая аксиология в образовательном пространстве Чувашской Республики
Краткое описаниеВ статье рассматриваются теоретико- методологические основания педагогической аксиологии в образовательном пространстве Чувашской Республики. Кратко изложены три этапа её формирования. С разных точек зрения обсуждается проблема вызовов времени по отношению к университетам. Уточнены представления о философии образования как теоретико-методологической основе мыслительного алгоритма обоснования и объяснения существенных признаков целостного человека. Выявлены и сформулированы положения педагогической аксиологии в сфере высшего образования. Рассмотрены признаки элитного образования и установлено, что социокультурный потенциал, формируемый в университетском пространстве региона, служит основанием для моделирования процессов прогнозирования развития общества с использованием соответствующего понимания личности и ее культуры. Показано, что системная оценка динамики развития образования возможна в контексте анализа функций дисциплины философия в образовании. Приведены и систематизированы примеры практической реализации элементов педагогической аксиологии в образовательном пространстве Чувашской Республики
-
Проблема общих теоретических оснований современной науки
Краткое описаниеВ данной статье рассматривается проблема построения общей научной теории. Для этого исследуются теоретические основания науки, а также критерии научности; производится исследование современной ситуации в науке в контексте проблемы построения общей научной теории
-
Генезис доктрины «ученого незнания» и ее познавательное значение
Краткое описаниеПрояснение и истолкование философского смысла доктрины «ученого незнания» в историко- философском аспекте связано с необходимостью выявить генетическую и содержательную связь принципа «умудренного неведения» с апофатической традицией мысли. Сначала в статье исследуется генезис принципа «docta ignorantia»: он возникает в рамках богословия как способ богопознания. Одно это часто заставляет исследователей ограничивать гносеологический потенциал принципа «ученого незнания» сферой негативной теологии и мистики. Однако рассмотрев отличия между философским и конфессионально-богословским пониманием теологии, авторы трактуют парадигму «ученого незнания» как фундаментальный философский принцип мышления и познания. В настоящее время общепринятым является представление, что парадигма «ученого незнания» в своем классическом виде формируется в рамках апофатической традиции. В статье указывается на то, что эталонные образцы апофатики, представленные в христианском богословии, с одной стороны, опираются на солидную философскую (в основном, платоническую и неоплатоническую) традицию, а с другой, - не ограничивают сферу дальнейшего распространения определенной - апофатической - традиции мировой философской мысли, внутренне сопряженной с парадигмой «ученого незнания», главной интенцией которой выступает выглядящее парадоксальным постижение Абсолюта как абсолютно непостижимого начала. Результаты научного поиска в заданном направлении кратко представлены в данной статье
-
Проблема чтения и письма в контексте поэтики и прагматики философского текста
Краткое описаниеВ статье рассматривается проблема чтения и письма, которая актуальна для современной философии текста. Философский текст в современной гуманитарной науке рассматривается с позиции двух его функций – поэтической и прагматической. Поэтическая функция текста связана со структурой текста, а также культурной и социальной ролью автора в процессе его «производства». Прагматическая функция текста предполагает его «потребление» со стороны читателя, а также процесс коммуникации между автором и читателем. Статья описывает результаты исследований «функции автора» в гуманитарной культуре ХХ века. Современные аналитики, такие как Р. Барт, М. Фуко и У. Эко говорят о «смерти автора», поэтому понятие текст в современной культуре вытесняется термином «письмо». В этой связи возрастает роль читателя, не только в качестве «адресата» текста, но и в качестве его соавтора. Читатель интерпретирует текст, обеспечивая пространство его культурного потребления и воспроизводства в современном обществе. Ключевой механизм такого воспроизводства можно назвать «гипертекст», поскольку он соответствует представлениям о тексте как с позиции постструктурализма, так и с позиции современного информационного общества. В статье делается вывод о необходимости дальнейших исследований в данном направлении
-
Краткое описание
Только рациональная, нормально функционирующая законодательная база может позволить свободный обмен информацией, соответственно и нормальное функционирование учреждений культуры, и также создание эффективных социальных технологий и эффективное функционирование демократического общества, как такового. Это подчёркивает её особую социальную значимость поскольку именно культурные ценности обуславливают внутреннюю стабильность общества, являясь его духовной основой, его топосом. А библиотечное дело, которое определяется как отрасль информационной, культурной, образовательной деятельности общества, что включает образование и развитие библиотек, формирование и обработку библиотечных фондов, организацию библиотечного, информационного и библиотечно- библиографического обслуживания пользователей библиотек, подготовку библиотечных кадров, научное и методическое обеспечение развития библиотек, имеет в этом аспекте особое значение. Подчеркнутое внимание к библиотечному делу и людям, которые трудятся в учреждениях библиотек можно увидеть в Указе Президента Украины «Об установлении Всеукраинского дня библиотек» от 14.05.1998 № 71/98, и который направлен, как сказано в Указе на повышение роли книги в общественно-политической и историко-культурной жизни населения Украины. Таким образом, можно заключить, что в Украине существует развития законодательная база, для осуществления свободного обмена информацией внутри страны и за её пределами. Что, в свою очередь, может являться основой как для создания, применения и эффективного использования социальных технологий, так и для дальнейшего развития культурной сферы социума
-
Модели сетевых обществ в постиндустриальных и информационных концепциях
Краткое описаниеВ статье проведено исследование работ теоретиков постиндустриальной и информационной концепций развития общественной системы. Автор всесторонне рассматривает роль данных парадигм в формировании представлений о современном социокультурном пространстве. Он отмечает высокую прогностическую значимость, исследуемых трудов для понимания феномена Сетевого общества. При этом автор обращает внимание на то, что они не могут всесторонне описать современное состояние социального пространства и не обладают необходимой разнообразностью методологического аппарата. Отмечено, что, требуются новые способы осмысления и систематизации объектов виртуальной среды. По мнению автора, важным является обозначение информации как одной из приоритетных составляющих преобразовательного процесса в социуме. Опосредованная техникой и Интернетом коммуникация создает новый тип социальных связей, переключая внимание на создание социальных коммуникаций как игровой среды взаимодействий. Сжатие пространственно- временного континуума, описанное в терминах информационного и глобального переориентирования социального пространства, помогает осмыслить локальность, мозаичность и фрагментарность возникающего типа социальности. Это явление связано с вовлечением индивидов в тотальную систему коммуникации, которое оборачивается культурной манипуляцией, затрагивающей потребности и характер поведения во всех сферах жизни, так как информация все более приобретает способность программировать. Интернет создает иллюзию полноты социально востребованных действий и ожиданий. В статье показано, что интерес к феномену образной реальности все более возрастает среди социальных мыслителей современности, которые видят в ней будущее состояние социального пространства. Автор обращает внимание на то, что освоение Сетевого мира определяется главной задачей современных гуманитарных наук, решение которой осуществляется посредством упорядочивания, ценностного ранжирования феноменов виртуализации, оптимизации способов контроля над взаимодействием виртуальной и подлинной реальностями
-
Краткое описание
В статье рассматривается духовная автономность религиозного сознания как феномена культуры в контексте повседневной реальности в герменевтическом аспекте. Для понимания основ духовной автономности религиозного сознания необходим анализ языка религии, в данном случае опираясь на понятие кода культуры, используя методы герменевтики в цивилизационном и культурно-историческом подходе, ориентируясь на единство объективного и субъективного, на встречу с образом другой культуры и ее ценностями