09.00.00 Философские науки
-
Основные общенаучные тенденции коэволюции развивающихся систем
Краткое описаниеВ статье рассмотрены некоторые общенаучные тенденции, которые характерны для современного естествознания и для онтологии и теории познания. Обсуждены особенности синергетики как постнеклассического научного направления, концепции эволюционизма, значение информации в развитии природы. Методологической основой процесса интеграции научных знаний, является междисциплинарное направление исследования, важным компонентом которого является синергетика. Она играет важную роль в реализации идеи коэволюции, которая рассматривает взаимоотношения общества и природы, микромира и мегамира. В статье показано, что синергетика, выявив законы функционирования сложноэволюционирующих, нелинейных систем, поставила фундаментальные вопросы как эпистемологического, так и ценностно-мировоззренческого характера. Концептуальные сдвиги, происходящие в познании, открывают новые грани не только в трактовке порядка и беспорядка, но и связанных с ними категориальных структур. Автор указывает на особенности синергетики, которая используя единство линейности и нелинейности, выражает в теории те аспекты материального единства мира, которые связаны с общими свойствами саморазвития сложных систем. Вселенная рассматривается как диссипативная система с периодически сменяемыми элементами (элементарными диссипативными системами)
-
К вопросу о самоорганизации развивающихся систем
Краткое описаниеРассмотрена проблема перехода от абстрактно-всеобщей диалектики к конкретно-всеобщей теории развития, проблема соразмерности диалектической и синергетической культуры мышления в контексте соотнесения философского и естественнонаучного знания. Рассматривается гипотеза космологической сингулярности, рождение мира из ничего и роль темной материи в процессе развития Вселенной. Автор указывает на особенности синергетики, которая используя единство линейности и нелинейности, выражает в теории те аспекты материального единства мира, которые связаны с общими свойствами саморазвития сложных систем. Вселенная рассматривается как диссипативная система с периодически сменяемыми элементами (элементарными диссипативными системами). Элементарным частицам материи свойственно спонтанное нарушение симметрии и возникновение упорядоченных состояний. Порядок, симметрия и спонтанное нарушение симметрии выступают как феномены самоорганизации материи. Научные результаты, полученные в настоящее время с помощью квантовой теории поля, оказались способными дать теоретическое описания таких состояний, поэтому структурное единство на всех уровнях строения материи может быть обосновано в квантово-полевой картине мира
-
Системный и социокультурный подходы к происхождению языка
Краткое описаниеВ работе показана специфика биологических и когнитивных подходов к изучению происхождения и эволюции языка. Рассмотрены их преимущества в понимании и объяснении индивидуальных оснований способности к языку. В исследовании показано, что данные подходы не учитывают надындивидуальную и социокультурную природу языка, тесную взаимосвязь языка с природной и социальной коммуникацией. В работе обосновывается, что стремление исследователей найти специфичный ген языка или особые языковые когнитивные «модули» реализуемо лишь частично в силу системного и социального характера языка, который не редуцируем к индивидуальным врожденным или приобретенным способностям. Тем не менее, биологические и когнитивное основания не должны исключаться из системного анализа языка, при этом изучаться не как специфичные, но как общие с другими знаковыми системами (математики, выразительных средств искусства, письменности, невербальной коммуникации и др.). В статье также рассматриваются новые концепции в теории эволюции и их применимость к исследованию происхождения и развития языка (в частности проблемы постепенного/стремительного появления языка). Обосновывается идея, что вопрос о «стремительной», «пунктуалистической» эволюции языка нельзя относить к «проблеме Дарвина» (Darwin’s problem), как считает ряд современных исследователей. В качестве альтернативы эволюции языка на основе «макромутаций генов» предлагается концепция социокультурной модели эволюции, основанной на понимании языка как надындивидуальной социокультурной знаковой системы, развивающейся благодаря пластичности индивидуального развития человека и кумулятивному характеру культуры
-
Взаимосвязь науки, производства и образования в опыте рефлексии
Краткое описаниеВ статье поднимается вопрос, связанный с некоторыми особенностями функционирования современной науки. Особое внимание уделяется процессу взаимодействия науки, производства и образования. Функция науки в воспроизводстве и развитии современных производительных сил заключается в создании производительных сил в форме знания и «переведения» их из этой формы в реальные факторы материального производства. Осуществляется этот процесс при помощи внедрения в материальное производство технических, технологических и нетехнических инноваций через систему (или канал) внедрения, посредством воспроизводства качественных характеристик рабочей силы в системе общего, специального и высшего профессионального образования. Следует отметить, что в современных условиях глобализации и средства производства, и рабочая сила, и общественные производительные силы воспроизводятся не стихийно и даже не просто с участием обыденного сознания, а на основе переведения производительных сил, созданных, прежде всего, в форме научного знания, в материальные производительные силы. Структурами, обеспечивающими такое «переведение» и одновременно опосредующими связь науки с материальным производством, являются система внедрения и система образования
-
Система высшей школы в условиях глобализированного мира
Краткое описаниеВ статье проанализированы проблемы развития науки и модернизации высшего образования. Рассматривается роль высшей школы, которая образует наши успехи или неудачи и на производстве, и в области науки, техники, технологии, инноваций, культуры, учитывая при этом институционализацию мирового информационного пространства и глобализацию мировой экономики. В современных условиях высшая школа как основной компонент образовательного комплекса государства представляет собой одну из самых обширных и важных сфер человеческой деятельности, которая интегрирована со всеми другими областями общественной жизни. Высшее образование является крупнейшей отраслью экономики России, которая, с одной стороны, способствует становлению и развитию главной производительной силы – человека, а с другой – она выступает источником формирования мировоззрения и методологии, показателем развития социокультурной среды современного общества. Необходимо также учитывать, что затраты на высшую школу по своему социально–экономическому содержанию являются инвестициями в повышение научно–образовательного и научно– производственного потенциала, ведущими к увеличению совокупного человеческого капитала страны
-
Лингвистический детерминизм, кумулятивная эволюция и рост научного знания
Краткое описаниеОсновная задача исследования состоит в изучении того, как язык и его исторически сложившееся содержание и структура позволяет аккумулировать знания и обуславливать развитие индивида, культуры и науки. В работе показаны теоретические крайности современного «прагматического поворота», обосновывающего производность языка от природных, культурных и когнитивных систем. Доказывается необходимость рассмотрения языка как относительно самостоятельного основания и одной из причин индивидуального и общественного развития. В исследовании изучается системный характера языка, мышления и культуры, их экологическая и социальная «встроенность» (embeddiness), тесная взаимосвязь с другими знаковыми системами и различными формами деятельности. Исходя из этого показана односторонность подходов, рассматривающих в системах со множеством действующих причин лишь двухсторонние соотношения языка и мышления, языка и культуры. Особое внимание в работе уделяется роли языка в аккумуляции и систематизации научных знаний и трансляции культурных традиций. В этом контексте язык рассматривается как часть негенетических систем наследования, «социальным априори», создающим условия и детерминирующим содержание кумулятивного общественного развития. Поэтому в исследовании обосновывается необходимость объединения в рамках системного подхода лингвистического и прагматического «поворотов» в понимании языка и его роли в культуре и науке
-
Происхождение, эволюция и специфика естественного языка и коммуникации в природе
Краткое описаниеВ работе рассматриваются современные тенденции и проблемы в изучении происхождения и развития коммуникации в природе. На основании новых открытий в этой области пересматриваются отличительные особенности естественного языка, а также биологические, когнитивные и социокультурные предпосылки его возникновения. В работе исследуется специфика наиболее ранних и простых видов «коммуникации» (бактерий, растений). Обосновывается, что к ним в большей степени применимы нерепрезентативные модели коммуникации, так как она не связана со смысловыми значениями, процессами познания и интерпретацией. На примере акустических сигналов птиц и приматов показаны исследования репрезентативности, пластичности и социокультурной наследуемости данных средств коммуникации. Открытие способности, в частности некоторых видов птиц, к созданию «семантической комбинаторности» (композиционности), говорит о наличии определенного «протосинтаксиса» в природной коммуникации. Все эти характеристики позволяют сблизить границы между коммуникацией в природе и естественным языком, посмотреть на развитие средств коммуникации как на эволюционно более градуалистический процесс, чем считалось ранее. Тем не менее, в работе отмечается необходимость развития в современных исследованиях социокультурных подходов к языку и коммуникации, учитывающих негенетические системы наследования и кумулятивный характер культуры
-
К вопросу сущности системы «наука-инновации-производство»
Краткое описаниеВ статье в рамках общепринятой социально–философской традиции были сформулированы и рассмотрены две тенденции, фиксирующие связь науки с материальным производством: тенденция обусловленности развития науки потребностями производства и тенденция все более возрастающего обратного воздействия науки на материальное производство (вместе с техникой, технологией, инновациями). В данной статье проанализированы не только отдельные элементы системы «наука – инновации – производство», но и главное внимание уделяется исследованию взаимодействия и взаимосвязи между её элементами
-
К вопросу об определении понятия «современной науки»
Краткое описаниеВ статье анализируются понятие и специфика науки, рассматриваются некоторые закономерности функционирования, интеграции и дифференциации современной науки. Рассматривается отличие науки и знания, отсутствие резких граней между понятиями «наука», «производство», «техника»
-
Роль религии как формы духовной культуры в жизни человека
Краткое описаниеВ статье рассматривается роль религии как формы духовной культуры в контексте повседневности. Культуротранслирующая функция религии раскрывает отношение религии к духовной культуре в аспекте символических кодов повседневности. Под духовной культурой понимается совокупность позитивных достижений человечества в интеллектуальной и эмоциональных сферах деятельности, в достижении понимания и взаимопонимания между людьми разных конфессий