10.00.00 Филологические науки
-
Социальные аспекты развития концепта «Друг» в русском языке
Краткое описаниеДанная статья посвящена вопросу развития социальных аспектов концепта «Друг» в русском языке, начиная с 12 века. В статье были рассмотрены основные этапы формирования концепта «Друг», выделены социальные аспекты его развития, а также их отражение в семантике слов. Опираясь на труды авторитетных ученых- языковедов, было выяснено, что концептосфера языка претерпевает изменения, зависящие от социальных и исторических факторов – может происходить ее сужение, расширение, изменение оценочности, исчезновение частей концептов или даже целых концептов, что естественным образом отражается в лексике языка. Также в языке может наблюдаться такое явление, как изменение номинативной плотности концепта, то есть утрата некоторой части номинаций и/или приобретение новых. Рассматриваемый концепт «Друг» определен в статье как непараметрический, нерегулятивный, социоспецифический концепт, узус которого зависит от специфики социума, в котором он употребляется. Анализ узуса концепта «Друг» на материале разных художественных, документальных и исторических источников показал, что к социальным сферам функционирования концепта «Друг» в период с 12 по 20 век можно отнести сферу родового общения, некровные обыденные, социальные контакты, торговые и иные экономические отношения, военное дело и общение в высших кругах
-
Краткое описание
В настоящее время в связи с модернизацией российского высшего образования важно улучшить его качество с позиции компетентностного подхода. В данной статье рассматриваются аспекты совершенствования образовательного процесса в сфере иностранного языка в неязыковом вузе. Среди них уместно выделить использование коммуникативного подхода, развитие профильного компонента, привлечение интерактивного обучения и формирование мотивационной составляющей, применение регионального материала на занятиях. Методически правильное приложение указанных составляющих в аспекте единого целого позволит эффективно развить иноязычную коммуникативную компетенцию студентов технических направлений вуза
-
Краткое описание
В статье проанализирована специфика логической и психологической стороны аргументации как средства убеждающего воздействия в речи публичной языковой личности. Актуальность исследования определяется важностью проблем изучения языка конкретных языковых личностей. Новизна заключается в аспекте постановки проблемы изучения различных типов публичных языковых личностей и в привлечении ранее неисследованного материала. Объектом изучения является риторический речевой портрет публичной языковой личности (прокурора). Предмет – особенности логических и психологических аргументов как способов убеждающего воздействия. Метод – научное описание с элементами речевого портретирования, наблюдение. В целом речь прокурора соответствует риторическим канонам, имея стандартную логическую композицию: вступление, анализ и оценка собранных по делу доказательств, характеристика личности, заключение. В ходе анализа отмечены различные виды логических и риторических (психологических) аргументов. Обнаружено, что текст насыщен эмоциональными оценками, метафорами. Общая стратегия заключается в преобладании психологической стороны убеждающей речи над логической. Выбранная публичной языковой личностью стратегия оказалась эффективной, т.е. сделавшей речь выразительной, самобытной, посодействовав формированию убеждения судьи в плане вынесения обвинительного приговора
-
Феномен «будущего американца» в творчестве Ч.У. Чесната (роман «Дом позади кедров»)
Краткое описаниеВ статье рассматриваются особенности трактовки проблемы афроамериканской этнокультурной идентичности на материале романа Чарльза У. Чесната «Дом позади кедров». Определено новаторство писателя в исследовании вопросов этнического сознания и самосознания афроамериканцев. Художественное решение этой проблемы у Ч. Чесната оказывается созвучным исканиям писателей современной эпохи мультикультурализма
-
Песенное творчество в годы гражданской войны
Краткое описаниеВ статье рассматриваются особенности музыкальной культуры в России в годы гражданской войны. Автор анализирует различные музыкальные жанры, возникшие в этот период, и подчеркивает характерные особенности музыкального песенного творчества того времени. Его яркой чертой была вовлеченность песенного творчества в реалии окружающей жизни. Оно напрямую было связано с военно-политическим противостоянием, развернувшемся в России после Октябрьской революции 1917 г. Автор анализирует сходства и различия, а также жанровые особенности в песенном творчестве представителей двух военно-политических лагерей – красных (большевиков и их сторонников) и белых (представителей антибольшевистского движения). Он выявляет их характерные особенности, специфику жанровой лирики. Является показательным то, что истоки песенного творчества периода гражданской войны находились в толще народного сознания, и нередко песенное творчество тех лет имело широкую народную основу. Наряду с этим, поскольку представители двух военно-политических лагерей относились к одной культуре, их музыкальное песенное творчество пересекалось между собой. Нередко использовались те же песни, те же жанровые особенности, которые были в ходу у военно-политических противников. Можно сказать, что культурная связь между представителями разных социальных слоев и политических сил в годы гражданской войны не прерывалась и оставалась прочной, несмотря на все потрясения
-
Корреляция понятий «художественный образ персонажа» и «лингвокультурный типаж»
Краткое описаниеВ статье уточнено содержание понятий «художественный образ персонажа» и «лингвокультурный типаж», значимых для линвокультурологического анализа художественного текста, установлена взаимосвязь данных понятий на материале персонажей романа М. Пьюзо «Крестный отец». Культурная составляющая текстов художественных произведений фокусирует внимание на проблемах кросс-культурной прагматики, акцент делается при этом на методе моделирования лингвокультурного типажа, представляющего собой персонифицированный художественный концепт, отличающийся интертекстуальным характером. Исследование показало, что метод моделирования лингвокультурного типажа актуализирует преимущественно общие типологические черты персонажей, игнорируя их индивидуально- личностные особенности. Данный метод целесообразно дополнить исследованием художественного образа персонажа в рамках индивидуально-авторской картины мира, наполняющим лингвокультурные типажи конкретным экспрессивным содержанием. В статье обосновывается целесообразность использования контаминированного термина «лингвокультурный образ», наиболее полно отражающего личностные характеристики персонажа на фоне их этнокультурной детерминации
-
Критерии выбора ключевых слов при формировании поискового запроса
Краткое описаниеДанная статья написана в русле современных лингвопрагматических исследований и посвящена анализу критериев выбора ключевых слов при формировании поискового запроса. Выбор данной разновидности интернет-коммуникации обусловлен, в первую очередь, тем, что поисковый запрос представляет собой текст, полностью состоящий из ключевых слов, а также частотностью и регулярностью его использования в повседневной речевой практике. В статье предложены возможные критерии выбора ключевых слов продуцентом поискового запроса, разработана методика анализа поискового запроса в коммуникативном аспекте. В качестве основных методов исследования использованы экспериментальный метод и методы семантического и коммуникативного анализа текста. Особое внимание уделено сложностям, возникающим при анализе запросов, в которых интенция продуцента выражена недостаточно четко. Результаты исследования важны для понимания лингвистической сущности ключевого слова, принципов формирования поисковых запросов и могут быть использованы в ходе анализа ключевых слов на материале разных типов текстов. Практическая значимость исследования заключается в том, что учет приведенных критериев при выборе ключевых слов позволяет снизить коммуникативные риски, возникающие в процессе формирования поискового запроса
-
Особенности функционирования дискурса электронного научно-практического журнала
Краткое описаниеПредметом исследования является дискурсивная природа электронного научно-практического журнала «Филологический аспект» в сетевой среде. В работе используются метод традиционного лингвистического описания, логико- синтаксический метод исследования, метод функционального анализа текста, дискурсивный анализ, который позволяет выявить характеристики участников общения дискурса и их воздействия на него. В статье рассматривается новый тип дискурса, представляющий собой комбинацию научного, сетевого, педагогического, административного, рекламного, массово- информационного типов дискурса, которые отражаются в функционировании электронного научно-практического журнала, и реализуются на современной электронной площадке как средство массовой информации; определяются специфические по сравнению с традиционными типами дискурса характеристики нового типа дискурса. Научная новизна исследования заключается в установлении конститутивных признаков научного, сетевого, педагогического типов дискурса в новом типе дискурса, который присущ электронному научно-практическому журналу, выявлении лексических, грамматических и текстуальных особенностей и характеристике структурно-семантических и прагматических параметров такого типа дискурса. В качестве выводов следует отметить, что взаимодействие разных типов дискурсов внутри электронного научно-практического журнала сопровождается образованием нового типа дискурса более высокой ступени – дискурса электронного научно- практического журнала. Уникальность функционирования научного журнала на базе электронной площадки усиливает данное взаимодействие дискурсов, в котором происходит наложение всех языковых элементов, структур, отношений, стратегий и характеристик одновременно
-
Иронический дискурс в «Записных книжках» А. Вампилова
Краткое описаниеСтатья посвящена анализу мировоззренческой функции иронии в «Записных книжках» А. Вампилова - одного из самых ярких драматургов ХХ века. Исследование характера иронии в записных книжках Вампилова выявляет закономерности использования иронического дискурса, которые проявляются в ироническом освещении серьезных бытовых, моральных, творчески-профессиональных проблем, что воспринимается сегодня как интеллектуально- нравственный импульс, особое настроение, позволяющее выжить, как самозащита личности от давления действительности. Ирония в «Записных книжках» Вампилова порождена стремлением уйти от стереотипов сознания, отживших догм. Ирония «снимает» извечные оппозиции «новое-старое», «временное-вечное», «субъективное-объективное», «искусство-жизнь». Ироническая игра со словами-терминами, выражениями-клише, обозначавшими скомпрометированные политические и идеологические явления, с концептом-знаком имя; ироническое осмысление образа-лейтмотива луна в творчестве А. Вампилова отвечают основному – ироническому - пафосу записных книжек. Анализ иронии в записных книжках Вампилова позволяет трактовать ее не только как следствие болезненной антиномичности, личной душевной противоречивости, свойственной художнику этого времени, но и проследить одну из важнейших функций иронии как способа мировидения: спасительную возможность преодоления тупиковости кризисного времени и выход творческой личности к искомой целостности
-
Речевоздействующая функция высказываний российских политиков: аргументативно-стратегический подход
Краткое описаниеВ статье анализируется степень речевоздействия высказываний российских политиков в политических дебатах. Речевоздействие рассматривается с позиций категории интенсивности. Приводятся определения речевоздействия и интенсивности. Указываются средства выражения интенсивности в русском языке. К основным относятся лексические, морфологические и словообразовательные. На периферии – фонетические и синтаксические средства. Приводится понимание речевой стратегии и тактики О.С. Иссерс, а также Л.Г. Васильевым и Н.Н. Черкасской. Описываются тактики, используемые для реализации стратегии дискредитации: оскорбления, издевки и обвинения. Тактики, реализующие стратегию самопрезентации: моделирование структуры имиджа, создание «своего круга» и персонификация. Рассматривается понятие аргумента, обозначаемого в калужской лингвоаргументологической школе как Аргументативный Ход, состоящий из нескольких Аргументативных Шагов. Приводятся типы аргументации по признаку структуры: единичная, множественная, сочинительная и подчинительная. Основные стратегии участников дебатов достигаются аргументативными средствами, а речевоздействие – в том числе и интенсивами. Всего в высказываниях российских политиков в анализируемых дебатах обнаружено 28 лексических, морфологических и лексико- синтаксических средств выражения интенсивности. Из них 21 средство выражения интенсивности использовано в стратегии дискредитации и 7 средств использовано в стратегии самопрезентации. С точки зрения аргументативного подхода, обнаружено всего 2 пятиуровневых аргумента, обладающих большей степенью интенсивности, и 10 аргументов с сочинительной связью Доводов, что также характеризуется большей степенью интенсивности