10.00.00 Филологические науки
-
Особенности представления понятия «Стена / Mauer (Wand)» в русской и немецкой лингвокультурах
Краткое описаниеСтатья посвящена специфике репрезентации понятия «Стена / Mauer (Wand)» в русском и немецком языковых пространствах. Особенности исторического развития, различное мировидение и миропонимание, принципиальные несовпадения жизненной философии русского и немецкого народов явились причинами закрепления в ментальном сознании русских и немцев несовпадающих фрагментов картины мира, реализованных понятием «Стена» /Mauer (Wand)». Глобальные изменения, происходящие в социальной и политической жизни общества, как правило, находят отображение в лексико- фразеологическом фонде языка, в литературно- художественных произведениях, а также публицистике. Предпринятый анализ указанных единиц фразеологии и отдельных текстов выявил национальные особенности восприятия понятия «Стена» / Mauer (Wand)» в национальных лингвокультурах, что позволило сделать вывод о полярной коннотации исследуемого понятия в русском и немецком языках. По мнению автора, понятие «Стена» закрепилось в русском ментальном сознании как символ национального единения и патриотизма, уверенности в завтрашнем дне, надежной защиты. В немецком сознании понятие «Mauer (Wand)» вызывает негативные ассоциации, обусловленные конкретными событиями в истории Германии. В связи с этим анализ особенностей языковой реализации понятия «Стена / Mauer (Wand)» представляет значительный интерес. По результатам проведенного исследования автор делает вывод об основных причинах семантических совпадений, а также их отсутствии в русской и немецкой лингвокультурах
-
Вариабельность речевых тактик психотерапевта как фактор эффективного речевого воздействия
Краткое описаниеРассматривается комбинаторность речевых тактик, используемых психотерапевтом в рамках консультативной беседы с клиентом. Психотерапевтический дискурс отграничивается от смежных понятий медицинского дискурса и терапевтического дискурса. Специфика и последовательность речевых тактик обусловлены характером взаимодействия в диаде «психотерапевт – клиент», которое квалифицируется как устное неподготовленное полуофициальное непубличное общение. Механизм применения тактик терапевтического воздействия состоит в переоценке проблемной ситуации в сфере адресата. Речевые тактики образуют синтагматическую последовательность на основании модуса оценки положения дел: движение от отрицательной оценки к нормативной (тактика нормализации); от нормативной оценки к положительной (тактики позитивизации). Речевые тактики психотерапевта являются непосредственной реакцией на предшествующий речевой ход клиента. В репертуар речевых тактик психотерапевта входят: оправдание, комплимент, похвала, ободрение, шутка, утрирование, компенсация, совет, предостережение, сочувствие, дефиниция, диссоциация
-
Краткое описание
Статья посвящена анализу законодательных дефиниций в области органического производства в законодательстве Краснодарского края и нормативно-правовых актов Евросоюза. Приводятся определения «органического производства» как зарубежных, так и отечественных исследователей. Также рассматривается понятие «генетически модифицированный организм» с точки зрения компаративистики. Рассматриваются цели сравнительного правоведения в их практическом применении. В резюмирующей части статьи анализируются подходы к решению общей проблемы
-
Языковая личность через призму политической газетной коммуникации
Краткое описаниеРассматривается политическая газетная коммуникация, отмечается, что общение между коммуникантами осуществляется на внутренне- ментальном диалогическом уровне. Анализируются вопросы, связанные с проблемой понимания текста. Подчёркивается, что за политическим газетным текстом стоит система языка, без знания которой невозможно общение на основе текстовой деятельности
-
Филологические науки проблема омонимии имен собственных и имен нарицательных в речевых наименованиях
Краткое описаниеВ статье рассматривается проблема онимизации имен собственных и имен нарицательных в индивидуально-речевых наименованиях типа пылесос «Томас». Для изучения вопроса омонимии имен собственных и имен нарицательных и их распознавания в речи ставится проблема сохранения тождественности имени собственного самому себе в речевых образованиях, рассчитанных на перенос этого имени собственного в сферу иных предметных соотнесений, возможность контекстуальных и других идентификаторов переключать исходные имена собственные и имена нарицательные в новую сферу именований на срок, достаточный для возникновения нового языкового узуса. Акцентируется речевая принадлежность данных наименований с компонентом имени собственного. Делается вывод о том, что включение имен собственных в речевые наименования, несмотря на их массовость, носят окказиональный характер и очень редко служат базой для образования омонимов – новых нарицательных слов. Имя собственное в составе индивидуального речевого наименования не есть имя собственное в настоящем смысле, а лишь уточнитель, формант значения единичности, существующий только постольку, поскольку сохраняется его наименование. С исчезновением или преобразованием этого наименования ИС- уточнитель возвращается в свое первоначальное состояние
-
Типология уступительных конструкций (на материале медиатекстов современной публицистики)
Краткое описаниеУступка понимается авторами как один из главных способов создания, обозначения или выделения значения уступительности в медиатексте. Основным свойством уступительных отношений является реализация противоречия недейственного основания (события-уступки) и совершающегося вопреки ему фактического следствия, противоположного ожидаемому. В статье дана типология уступительных конструкций как конституентов поля уступительности. В таких конструкциях утверждается несовместимость двух ситуаций, их взаимоисключаемость и констатируется одновременность сосуществования этих ситуаций. В работе анализируется репрезентативность реально- уступительной, уступительно-предположительной и усилительно-уступительной ситуаций. Авторы классифицируют уступительные предложения в структурно-семантическом аспекте, выявляя дополнительные значения (ограничительные, сопоставительные, присоединительные, условные и др.). Материалом исследования послужили уступительные конструкции, изъятые методом сплошной выборки в количестве 500 единиц из определенных интернет-изданий и газет. К анализу языкового материала был применен метод сплошной выборки и синхронно-описательный метод, включающий приёмы классификации, систематизации и анализа. Авторы статьи приходят к выводу, что в поле уступительности современного медиатекста ведущей модификацией значения уступки является собственно уступительное значение. Семантика уступки представлена в языке публицистики многоаспектной системой средств оформления отношений обратной обусловленности
-
Устойчивые словесные комплексы в разных видах спортивного дискурса
Краткое описаниеСтатья посвящена своеобразию устойчивых структур в коммуникативной сфере спорта. Дается определение спортивного дискурса, анализируется специфика его пользователей в разных условиях общения: специально подготовленные профессионалы; широкая аудитория, не всегда владеющая спортивной терминологией; спортивные фанаты. Обосновано употребление дефиниции устойчивые словесные комплексы (УСК). Среди многообразия устойчивых единиц выделяются фразеологизмы и не-фразеологизмы. Собственно фразеологизмы (идиомы), чаще всего в преобразованном виде, функционируют в речи болельщиков – так называемом жаргоне спортивных фанатов, реализующем приемы языковой игры. В профессиональной коммуникации, требующей специальной подготовки, используются терминологические единицы, среди которых наиболее типичными являются матричные структуры, впервые выявленные и описанные нами. Под матрицами мы понимаем стереотипные речевые структуры, предполагающие возможность замены компонентов. Чаще всего это двучленные структуры с подчинительными отношениями между компонентами, один из которых является неизменным, опорным, а второй варьируется. Устойчивые словесные комплексы номинативного характера, имеющие вид коллокаций, свойственны спортивным публикациям, ориентированным на широкую читательскую аудиторию. Наряду с наиболее употребительными неоднословными номинациями из разных видов спорта, в СМИ широко используются общеспортивные УСК, а также единицы, характерные именно для публицистики, оперативно представляющие спортивные события. В статье рассматривются возможности варьирования устойчивых структур в разных видах спортивного дискурса
-
Краткое описание
В данной статье рассматриваются конструкции именования персонажей произведения, выступающие как параметры эмотивности в разных ситуациях общения. В ходе анализа конструкций вводится понятие социального поля (СП) для выявления средств эмоционального воздействия. Именование одного индивида различными формами антропонимов (имя, фамилия, прозвище и т.д.), введение понятия «социальное поле», сделали необходимым использовать такие понятия, как «норма/ненорма» при анализе функционирования имен собственных. Вследствие нарушения норм именования имя собственное приобретает ту или иную эмоциональную окрашенность. Данная эмоциональность может быть как положительной, так и отрицательной; это зависит от многих факторов: от социального поля, к которому принадлежат коммуниканты, от их тезауруса (схожи ли они) и др. Выделение нормы и ненормы именования в каждом СП помогает нам определить характер эмоций и раскрыть отношение героев к данному антропониму посредством его именования. Всякое ненормативное именование – изменение отношения героя к данному антропониму
-
Краткое описание
В статье рассматриваются стратегии положительной и отрицательной презентации информации в политической газетной коммуникации. Выявлены и описаны показатели, представляющие информацию политико- идеологического характера. На конкретных текстовых примерах из газетных изданий России продемонстрированы стратегии положительной и отрицательной презентации информации с описанием языковых средств их составляющих
-
Обзор концепций анализа дискурса (теоретико-практический аспект)
Краткое описаниеВ статье представлен обзор основных концепций анализа дискурса, исходя из теоретико- практического критерия. В диахронии обобщены подходы к анализу дискурса, актуализированные в моделях, позволяющих продуктивное исследование различных видов дискурса. Среди них – концепции, восходящие к «диалогической эстетике» М.М. Бахтина и к идеям Французской школы анализа дискурса. Делается вывод об эффективности интегративного подхода