10.00.00 Филологические науки
-
Речевоздействующая функция высказываний российских политиков: аргументативно-стратегический подход
Краткое описаниеВ статье анализируется степень речевоздействия высказываний российских политиков в политических дебатах. Речевоздействие рассматривается с позиций категории интенсивности. Приводятся определения речевоздействия и интенсивности. Указываются средства выражения интенсивности в русском языке. К основным относятся лексические, морфологические и словообразовательные. На периферии – фонетические и синтаксические средства. Приводится понимание речевой стратегии и тактики О.С. Иссерс, а также Л.Г. Васильевым и Н.Н. Черкасской. Описываются тактики, используемые для реализации стратегии дискредитации: оскорбления, издевки и обвинения. Тактики, реализующие стратегию самопрезентации: моделирование структуры имиджа, создание «своего круга» и персонификация. Рассматривается понятие аргумента, обозначаемого в калужской лингвоаргументологической школе как Аргументативный Ход, состоящий из нескольких Аргументативных Шагов. Приводятся типы аргументации по признаку структуры: единичная, множественная, сочинительная и подчинительная. Основные стратегии участников дебатов достигаются аргументативными средствами, а речевоздействие – в том числе и интенсивами. Всего в высказываниях российских политиков в анализируемых дебатах обнаружено 28 лексических, морфологических и лексико- синтаксических средств выражения интенсивности. Из них 21 средство выражения интенсивности использовано в стратегии дискредитации и 7 средств использовано в стратегии самопрезентации. С точки зрения аргументативного подхода, обнаружено всего 2 пятиуровневых аргумента, обладающих большей степенью интенсивности, и 10 аргументов с сочинительной связью Доводов, что также характеризуется большей степенью интенсивности
-
Солнце как архетип «Верха» в творчестве Дж. Донна
Краткое описаниеСтатья посвящена анализу некоторых произведений Дж. Донна с точки зрения архетипа «Верх», в конкретном случае - Солнца. Солнце, как объект материального мира, всегда привлекало человека, во все времена оно было наделено силой и властью, а также нежностью и лаской. И первобытный человек, и наш современник не оставляли без внимания это светило. Образ солнца встречается в литературе, живописи, фольклоре, архитектуре. В произведениях Дж. Донна солнце персонифицируется, автор наделяет его чертами, характерными для персонажа, общается с ним на равных, отождествляет его с самим собой, герой и задаёт ему вопросы, и старается руководить им, солнечный свет ассоциируется у автора с любовью, с возвышенными чувствами, с радостью, а любовь, её возникновение и угасание схожа с рассветом, зенитом и закатом солнца. Производится частичное сравнение литературы барокко с современной литературой. В литературе средних веков прослеживается связь с архетипом «Верх», конкретно с архетипом Солнце. Таким образом, можно сделать вывод, что солнце, его образ и архетип являются для поэта точкой отправления в творчестве
-
Прецедентные тексты с иноязычным компонентом в речи студентов
Краткое описаниеСтатья написана в русле современных лингвокогнитивных исследований и посвящена анализу прецедентных текстов, созданных групповой языковой личностью студента высшей школы, а также интертекстуальных смыслов, которые актуализированы знаками, вводящими прецедентные тексты и демонстрирующими категории художественных ценностей групповой языковой личности студента. В качестве основных методов исследования прецедентных текстов послужили экспериментальный метод и метод семантико-когнитивного анализа. Исследование проведено на материале текстов студенческой интернет-коммуникации. В результате анализа 1) выявлены основные структурные и содержательные компоненты студенческих прецедентных текстов интернет- субдискурса; 2) представлена классификация прецедентных текстов групповой языковой личности студента, включающая в себя современные фразеологические единицы; 3) рассмотрена трансформация фразеологических единиц в интернет-дискурсе; 4) определена роль новейших заимствований в современных фразеологизмах студенческого сообщества. В результате проведенных исследований установлено, что целью трансформации студенческих фразеологизмов является выявление характерных особенностей употребления фразеологизмов в речи, обогащении студенческого субъязыка, придания ему яркости и образности. Данный вывод вписывается в общую тенденцию процессов современной контактологии
-
Семантические особенности репрезентантов концепта «MUSLIM WORLD» в интернет пространстве
Краткое описаниеВ статье рассматривается специфика вербальной актуализации концепта «MUSLIM WORLD» в современном англоязычном дискурсе. Основываясь на достижениях когнитивной лингвистики и лингвокультурологии, представляется возможным исследовать концепт “Muslim World” как феномен англоязычной лингвокультуры. Автор отмечает, что концепт может быть представлен непосредственно через значение понятия «MUSLIM WORLD», либо посредством его коннотации. Описаны средства номинативного, дескриптивного и экспрессивного воплощения концепта «MUSLIM WORLD» на материале 100 фрагментов современного англоязычного дискурса, которые актуализируют концепт «MUSLIM WORLD». Автор делает вывод о том, что концепт трактуется как многомерный мыслительный конструкт, отражающий процесс познания окружающей действительности, результат человеческой деятельности, опыт и знания о мире, сохраняющий информацию о нем. Когнитивно-дискурсивный анализ позволяет установить содержание и структуру концепта «MUSLIM WORLD» не только в условном, но и в дискурсивном пространствах во взаимодействии средств номинативного, дескриптивного и экспрессивного воплощения. Автор приходит к выводу, что концепт «MUSLIM WORLD» представляется в американских печатных СМИ в основном в негативном свете - это является результатом недостаточной информированностью общества о культурном наследии Исламского мира, его обычаях и ключевых понятий
-
Этноэтика речевого поведения в лингвокультурном пространстве карачаевцев и балкарцев
Краткое описаниеСтатья посвящена анализу этноэтики речевого поведения карачаево-балкарского народа, что предполагает исследование языковой экспликации норм общения. Особое внимание уделяется определению термина «этноэтика». Представлен анализ функционирующих в устно-речевом дискурсе в разных жизненных ситуациях культурно насыщенных языковых единиц, эксплицирующих принципы коммуникативного поведения. Отмечается, что вербально- ассоциативный уровень карачаевцев и балкарцев является выразителем их этнокультурной модели поведения, проецируемой ключевыми концептуальными компонентами лингвоэтической картины мира
-
Краткое описание
В данной статье рассматриваются особенности формирования, закрепления и использования письменной речи на занятиях по английскому языку в неязыковом вузе. Определяются составные части письма, которые предполагают орфографию, письменную речь, навыки деловой переписки и перевод. Разработаны задания, направленные на совершенствование каждой составляющей письменной компетенции студентов – нелингвистов, которые делают процесс обучения более эффективным, мотивированным, а становление иноязычной коммуникативной компетенции более результативным
-
Реальные и виртуальные тексты в процессе обучения русскому языку иностранцев в России
Краткое описаниеВ данной статье рассмотрены вопросы и порядок представления студентам подготовительных факультетов реальных и виртуальных текстов. На наш взгляд, на начальном и среднем этапе обучения русскому языку как иностранному, необходимо знакомить слушателей иностранцев исключительно с реальными текстами. Поскольку именно они «живые» тексты, с доступной лексикой, понятной элементарной грамматикой и с кругом актуальных для студентов тем. В реальных текстах основной вид информации – интеллектуальная, основной способ передачи – прямой. Основное воздействие передается планом содержания «что сказано». Виртуальные тексты – это тексты художественной литературы, где описываются выдуманные герои и выдуманные события, где важнейшим параметром являются эстетические эмоции, где раскрываются все выразительности особенности языка. То есть нам становится интересным не столько то, что написано, сколько то, как написано. Виртуальные тексты, на наш взгляд, должны рассматриваться обязательно не ранее продвинутого этапа, поскольку они более трудные для восприятия, и студенты уже должны обладать определенной лексической базой, а так же хорошо владеть грамматикой. Если данные тексты предложить на более раннем этапе обучения, то чтение художественного произведения может превратиться в лексико-грамматический анализ, от чего может «погибнуть» все художественное произведение
-
Актуализация истины как базового компонента аргументативного поля
Краткое описаниеВ статье истина как базовый критерий аргументативного поля позиционируется с точки зрения понятия уместности, включая дискурсивный семантический ряд понятий. Показывается интегративный характер проблемы на стыке логики, психологии, лингвистики. Таким образом, на основе теоретических обобщений исследуются интерпретативные возможности компонентов категориального поля аргументации (знания, модальности, каузальности) делается вывод о том, что дискурсивный характер аргументации обусловливает актуализацию соответствующих стратегий
-
Краткое описание
Целью работы является показание проблем, с которыми сталкивается исследователь при анализе Воровского Закона. Воровской Закон рассматривается как синтез набора текстов, раскладываемых, в свою очередь, на наборы меньших текстов. Оригиналы этих текстов были написаны на разных языках, многие из них утрачены, а последующие переводы и компиляции еще больше затруднили анализ. Синтез этих текстов рассматривается через призму широкопонимаемой Каббалы, а основным принципом является эзотерический поиск «внутреннего смысла» в опоре на стереотипы и алгоритмы поведения в преступной деятельности. Ментальные пространства легальных религиозно- правовых систем при таком подходе дают референтное пространство Воровского Закона, из которого удаляются части этих ментальных пространств, противоречащие смыслу остальных частей. Кодирующими модулями Воровского Закона как антисистемы становятся не только слова, но и выражения, предложения, тексты, и даже наборы текстов, любые разноуровневые знаки при случайной и намеренной асимметрии плана выражения и плана содержания в скудных и иносказательных источниках. Анализ построен на синтезе концепций Л.Н. Гумилева, У. Эко, О.В. Лещака
-
К методологическому осмыслению риторики: формирование канона ‘reflexio’
Краткое описаниеРассматривается вариативность вариативность трактовок риторики и риторических принципов описания общения в западно-европейской традиции XVII – XVIII вв. Характеризуются британские неоклассицизм и беллетристика, эпистемология, рационализм как внешние парадигмы – reflexio – для собственно риторических концепций