13.00.00 Педагогические науки
-
Технологии образования студентов в сфере здорового и безопасного образа жизни
Краткое описаниеВ статье представлено описание поэтапной технологии реализации здоровьеформирующего образования в вузе, направленного на формирование у студентов здорового и безопасного образа жизни. Выделены этапы целеполагания, целеосуществления, целеутверждения и целеобогащения. На каждом этапе обоснованы формы и методы учебно-воспитательной работы
-
Техника визуального анализа в истории растений на примере картин И. Машкова
Краткое описаниеВ статье на примере произведений живописных полотен художника И.И.Машкова представлен анализ истории растений. Акцент на образ, как объект исследования, в современном мире стал востребован по нескольким причинам. С одной стороны, это является документальным подтверждением событий, состояния объекта, а подчас и единственным доказательством уже ушедшей эпохи. С другой стороны, произведения искусства это многогранная информация об исследуемой области, отраженная художником с тщательной прорисовкой деталей, среды, передачей цвета, формы. Рассматривается опыт создания электронных баз данных как библиотеки электронных ресурсов. Анализ художественных полотен И.И.Машкова позволил выделить несколько смысловых блоков: видовое и генетическое разнообразие овощных культур; распространение культур, т.е. интродукция на примере тыкв, табака и подсолнечника; горшечная культура (комнатные цветы, видовое и генетическое разнообразие камелии, бегонии), местные сорта земляники с явлением фасции, и производство хлеба с разнообразием и характерными формами. Через анализ натюрмортов и части портретов, в стремлении художника «выразить время» создалась своеобразная «видопись» агрокультур и агропроизводства в период с 1910 до 1940 гг.
-
Тестовые задания – один из эффективных способов оценки качества знаний студентов
Краткое описаниеПредлагается методика оценки качества индивидуальных знаний студентов и качества подготовки группы (курса) с учётом профессиональной подготовки преподавателей, которые проводили у них занятия
-
Краткое описание
В статье даны результаты анализа кризисной ситуации высшего образования в Российской Федерации. Оценивается эффективность интегрального подхода к управлению вузами как территориальной образовательной системой
-
Краткое описание
Среди множества причин, сдерживающих обновление образования, можно назвать его известную односторонность, дисгармоничность, когда вместо целостного социокультурного опыта, студенты фактически осваивают лишь часть его, в первую очередь знаниевый компонент. Сегодня такой подход оказался недостаточным. Социуму нужны выпускники, готовые к включению в дальнейшую жизнедеятельность, способные практически решать встающие перед ними жизненные и профессиональные проблемы. А это во многом зависит не от полученных знаний, умений и навыков, а от неких дополнительных качеств, для обозначения которых и употребляются понятия «компетенции» и «компетентности», более соответствующие пониманию современных целей образования. На основании различных подходов к трактовке категории «профессиональной компетентности», ее содержания и структуры и выделенных особенностей деятельности специалиста мы сформулировали понятие «профессиональной компетентности специалиста экономического профиля», под которой понимаем сложное интегральное образование, включающее в себя кроме когнитивной и деятельностно-практической составляющих, предполагающих знания, умения и навыки, достаточные для выполнения профессиональных функций в соответствии с нормативами экономической деятельности, еще морально-этическую и мотивационную, а также высокий уровень общей культуры, гражданскую зрелость, толерантность и лояльность, способность к профессиональной коммуникации, конкурентоспособность, и в силу динамичности сферы экономической деятельности — потребность и способность в непрерывном образовании
-
Теоретические основы педагогического сопровождения самоорганизации школьников
Краткое описаниеВ статье рассматриваются теоретические основы педагогического сопровождения самоорганизации школьников, как новой формы организации образовательного процесса. Исследуется проблема педагогического сопровождения в психолого- педагогической литературе и дается свое определение этого понятия. Автором выявлено, что наиболее неразработанным и требующим особых педагогических исследований, является процесс сопровождения повышения качества самостоятельной деятельности школьников – их самоорганизации. Подробно описывается проблема самоорганизации школьников в педагогике. Дается структура мотивационно-самоорганизационной основы учебной деятельности, которая состоит из следующей последовательности действий школьника: сосредоточение внимания на учебной ситуации – ориентировка ученика в деятельности – постановка цели – стремление к ее достижению (выполнение учебных действий) – контроль и корректировка учебных действий – оценка (самооценка) полученного результата. Педагогическое сопровождение по формированию самоорганизационных состояний обучающихся, соответствующих элементам выбранной структуры, на занятиях в системе дополнительного образования, составляет основное содержание исследования. Автором выделяются уровни управления состояниями самоорганизации школьников. Дается определение педагогического сопровождения самоорганизации школьников. Делается вывод, что овладение навыками самоорганизации и саморегуляции – это не только залог успешной организации учебной деятельности, но и успешного существования и самореализации в современном обществе
-
Теоретические и методологические основы понятия «Развивающая среда»
Краткое описаниеВ статье представлены основы понятия «Развивающая среда», рассмотрены свойства, компоненты и условия создание развивающей среды. Условия: материально- технические, социально-гигиенические, эргономические, психолого-педагогические. Раскрывается значение развивающей среды в учебных заведениях
-
Краткое описание
В данной статье проанализированы теоретические и практические пути формирования ценностного отношения студентов аграрного вуза к будущей профессиональной деятельности и сельскохозяйственному труду. Рассмотрена философско-педагогическая проблема воспитания и социализации студентов в учебно- воспитательном процессе, дан анализ форм, методов и приемов работы по формированию ценностного отношения студентов-аграриев к будущей профессиональной деятельности
-
Краткое описание
В статье рассматривается теоретическая модель формирования художественно-эстетических потребностей младших школьников на уроках музыки, позволяющая выделить основные структурные элементы, этапы, педагогические условия формирования исследуемых потребностей у младших школьников. Представлены новые методы обучения с использованием мультимедийных технологий
-
Тематический интернет ресурс для учителя: обоснование проблемы, структура, программная составляющая
Краткое описаниеВ статье изложена общая структура тематического электронного ресурса, предназначенного для методической поддержки профессиональной деятельности учителя математики. Набор модулей ресурса подобран таким образом, чтобы помочь учителю комплексно проектировать учебный процесс на уроках. Поэтому, ресурс включает составляющие: нормативную, содержательную, методическую, технологическую. По существу, ресурс отражает все виды профессиональной деятельности учителя по планированию и организации процесса обучения на уроках