13.00.00 Педагогические науки
-
О повышении эффективности работы структурных подразделений вуза в области науки
Краткое описаниеБез взаимосвязи научной работы с учебным процессом невозможно подготовить высококвалифицированных специалистов, способных успешно решать производственные задачи и развивать экономику страны. Результаты научной работы являются показателем уровня квалификации профессорско-преподавательского состава, который влияет на качество подготовки студентов. В статье определяются структурные взаимосвязи и раскрывается содержание организационных мероприятий, проводимых научным и учебным управлениями вуза, кафедрами и деканатами факультетов, направленные на улучшение качества набора и подготовки студентов, информирование о достижениях вуза, налаживание взаимосвязей между предприятиями и организациями, заинтересованными в результатах научных исследованиях вуза и в его выпускниках. Рассмотренные мероприятия и структурные связи при согласованной работе структурных подразделений вуза и внедрении передового опыта – основы прогресса, повысят не только эффективность, в том числе результативность научной работы, но и качество подготовки студентов
-
Краткое описание
Проводимые в нашей стране реформы требуют активного участия в их реализации всех граждан. Развитие экономической компоненты государства, позволит укрепить не только оборонный потенциал страны, но и поднять качество жизни всего населения. Для решения этой задачи стране нужны компетентные специалисты, настоящие, грамотные профессионалы, мастера своего дела. Важнейшая задача каждого вуза готовить именно таких выпускников. Профессиональная подготовка в вузе производится не только в ходе обучения и воспитания, но и в процессе самостоятельной деятельности студентов. Самостоятельная работа – это вид учебной деятельности, выполняемой обучающимися вуза без непосредственного контакта с преподавателем или управляемый преподавателем опосредовано через специальные учебные материалы; неотъемлемое, обязательное звено процесса обучения, предусматривающее, прежде всего, индивидуальную работу учащихся в соответствии с установкой преподавателя или учебника, программы обучения. В современной дидактике самостоятельная работа студентов рассматривается, с одной стороны, как вид учебного труда, осуществляемый без непосредственного вмешательства, но под руководством преподавателя, а с другой – как средство вовлечения студентов в самостоятельную познавательную деятельность, формирования у них методов организации такой деятельности. Эффект от самостоятельной работы студентов можно получить только тогда, когда она организуется и реализуется в учебно- воспитательном процессе в качестве целостной системы, пронизывающей все этапы обучения студентов в вузе. В статье на основе опыта, анализа, исследований и публикаций российских ученых, рассмотрены проблемы, возникающие при организации самостоятельной деятельности студентов, в качестве рекомендаций предлагаются инновационные формы и методы обучения, основанные на теории конструктивного обучения
-
Программное сопровождение процесса патриотического воспитания учащейся молодежи
Краткое описаниеОдной из наиважнейших проблем нашего общества на современном этапе развития России является патриотическое воспитание всего населения. Наше государство, наше политическое руководство этой проблеме в последние годы стало уделять особое внимание. Принятие целой серии наиважнейших законов и других правовых актов, относящихся к патриотической деятельности яркое тому подтверждение. В связи с этим активизировалось научное сообщество, внося свой достойный вклад в изучении проблемы патриотизма, поиска новых путей эффективной организации воспитательной работы с гражданами России. По мнению авторов, одним из современных и эффективных путей действенного воспитательного воздействия на молодежь может стать программное сопровождение процесса патриотического воспитания. Ныне этому направлению в педагогической науке уделяется огромное внимание. Большинство исследователей понимают программное сопровождение как педагогический метод, обеспечивающий создание благоприятных условий при которых субъект развития сможет принять оптимальное решение в различных ситуациях жизненного выбора. Ориентируясь на взгляды отечественных ученых, разрабатывающих основы педагогического сопровождения и программного сопровождения, авторы придерживаются мнения, что программное сопровождение – это новый педагогический метод, способствующий активному вовлечению учащейся молодежи в процесс получения необходимых знаний, их усвоения и переосмысливания, и на их основе - формирования у себя патриотического мировоззрения, патриотического убеждения, патриотической позиции, высоких патриотических качеств
-
Краткое описание
В статье рассматривается социально-культурная анимация, которая позволяет стимулировать интеллектуальную, физическую и эмоциональную жизнь детей и подростков, содействовать им в достижении более высокой степени самореализации, самовыражения и причастности к коллективу. На сегодняшний день слово коллективизм почти утратило своё значение. Опираясь на труды А.С.Макаренко, можно констатировать, что воспитание детей и подростков в духе коллективизма – это гораздо тяжелее и непросто, нежели воспитывать и «подпитывать» эгоистов. Но и результаты воспитания в коллективе и через коллектив будут намного положительнее и продуктивнее для общества в целом. При этом не происходит утрачивание индивидуальности каждой личности, а, наоборот, происходит раскрытие и развитие способностей каждого индивида. Поэтому социально-культурной анимации может стать одним из самых эффективных методов воспитание коллективизма у детей и подростков
-
Теоретические основы педагогического сопровождения самоорганизации школьников
Краткое описаниеВ статье рассматриваются теоретические основы педагогического сопровождения самоорганизации школьников, как новой формы организации образовательного процесса. Исследуется проблема педагогического сопровождения в психолого- педагогической литературе и дается свое определение этого понятия. Автором выявлено, что наиболее неразработанным и требующим особых педагогических исследований, является процесс сопровождения повышения качества самостоятельной деятельности школьников – их самоорганизации. Подробно описывается проблема самоорганизации школьников в педагогике. Дается структура мотивационно-самоорганизационной основы учебной деятельности, которая состоит из следующей последовательности действий школьника: сосредоточение внимания на учебной ситуации – ориентировка ученика в деятельности – постановка цели – стремление к ее достижению (выполнение учебных действий) – контроль и корректировка учебных действий – оценка (самооценка) полученного результата. Педагогическое сопровождение по формированию самоорганизационных состояний обучающихся, соответствующих элементам выбранной структуры, на занятиях в системе дополнительного образования, составляет основное содержание исследования. Автором выделяются уровни управления состояниями самоорганизации школьников. Дается определение педагогического сопровождения самоорганизации школьников. Делается вывод, что овладение навыками самоорганизации и саморегуляции – это не только залог успешной организации учебной деятельности, но и успешного существования и самореализации в современном обществе
-
Мемы как форма иллюстрации в науке и образовании
Краткое описаниеВ работе сделана попытка проанализировать новую форму иллюстрации − мем, который активно используется в науке и образовательном процессе. Для достижения поставленной цели нам пришлось собрать коллекцию образов, каталогизировать их и провести описание с целью познания новой роли иллюстративного изображения. Мем определяют, как единицу культурной информации. Согласно определению энциклопедии Википедии, мемом может считаться любая идея, символ, манера или образ действия, осознанно или неосознанно передаваемые от человека к человеку посредством речи, видеоматериалов, письма, ритуалов, рисунков, жестов и т. д. Термин “мем” и концепция мема были предложены эволюционным биологом Ричардом Докинзом в 1976 г. в книге «Эгоистичный ген». В работе показаны примеры иллюстративных мемов на основе произведений искусства и полотен великих мастеров живописи, рассмотрены области использования созданных образов. Показана история возникновения иллюстративных мемов и трансформация образов в современном мире науки и образования. Используя мемы в научной работе, как форму иллюстрации, можно отметить, что визуализация объекта исследования позволяет развивать визуальное мышление, у которого выделяют несколько функций: познавательную, коммуникативную, методологическую. Познавательная функция заключается в познании объекта через образ, коммуникативная – объяснять проблему или задачу через образ; методологическая – строить исследования с учетом особенностей структуры и морфологии объекта
-
Краткое описание
В современных условиях, в соответствии с решением ООН, боевые корабли коалиции государств, в состав которой входит и Российская Федерация, выполняют задачи по охране судоходства и сопровождения конвоев транспортных судов в пиратоопасных районах Мирового океана. Подготовка кораблей ВМФ к выполнению задач боевого дежурства в зонах с повышенной деятельностью пиратов с целью обеспечения безопасности судоходства гражданских транспортных судов, подразумевает не только решение проблем укомплектования экипажа необходимыми специалистами, материально-технического обеспечения, но и целенаправленного формирования соответствующей высокой готовности военных моряков к успешному выполнению таких специфических боевых задач. Этот вид организаторской и воспитательной деятельности следует организовывать с применением опыта педагогического проектирования военно- педагогического процесса. Педагогическое проектирование – это объективная необходимость развития у субъектов военно-педагогической, образовательно-воспитательной деятельности проективного воображения, мышления, эффективного способа действий. Автором педагогическое проектирование формирования готовности военных моряков к противодействию пиратам и террористам на море понимается как инновационный феномен, соединяющий педагогическую теорию и новаторскую практику и направленный на всестороннюю подготовку личного состава боевых кораблей к предстоящей деятельности. В статье обосновывается целевая программа формирования готовности военных моряков к противодействию пиратам и террористам на море. Авторская целевая программа содержит шесть отдельных и взаимосвязанных модулей, тематика которых позволит членам экипажа овладеть необходимыми знаниями и навыками, сформировать высокий уровень готовности к предстоящей военно- профессиональной деятельности в море
-
Визуализация рака губы и базально- клеточного рака кожи в высокочастотном электрическом поле
Краткое описаниеУ пациентов, наблюдали свечение в высокочастотном электрическом поле участков базально-клеточного рака кожи I - II стадии и у 60 рака губы I - II стадии. Диагноз был подтвержден гистологическим анализом удаленной опухоли
-
Краткое описание
Об актуальности эффективного функционирования системы повышения квалификации специалистов наукоемких и высокотехнологичных производств свидетельствует не только необходимость своевременно отвечать на глобальные вызовы современной экономики, но и наличие специалистов, способных реформировать российскую экономику в условиях неблагоприятного воздействия санкций. Ведущая роль в этих процессах отводится высококвалифицированному персоналу, который формируется в процессе обучения специалистов в рамках систем непрерывного профессионального обучения и повышения квалификации (НПОиПК). Расширение практики использования в системе НПОиПК современных педагогических технологий (СПТ) открывает новые возможности для повышения квалификации специалистов и мониторинга этого процесса посредством механизмов формализации дидактического контента. Разработаны конкретные механизмы формализации наиболее известных отношений между информационными потоками дидактического контента и объемами знаний профессиональных дисциплин плана повышения квалификации специалистов, а также возможности их использования для мониторинга этого процесса. Раскрытые в статье механизмы формализации процесса повышения квалификации специалистов наукоемких и высокотехнологичных производств будут активно способствовать их успешному мониторингу и реализации
-
Краткое описание
Данная статья посвящена актуальной проблеме подготовки в университете педагогов-психологов по работе с детьми с девиантным поведением. Ситуация в культурной и социальной жизни России начала 21 века (процессы глобализации, технический прогресс наступление массовой культуры и широкомасштабные миграционные процессы) рассматривается автором как основание для снижения уровня психологического здоровья, возрастания деструктивных форм общения и взаимодействия участников различных социальных групп, усиливающихся на фоне социально- экономических и этнокультурных противоречий, распространения зависимых форм поведения, нарушения в целом процесса социализации и актуализации проблемы личностного становления как части проблем профессионального образования в университете. Статья включает анализ практического опыта подготовки педагогов- психологов, готовых к работе с детьми с отклоняющимся поведением в региональном классическом университете. Автор анализирует возможности организации образовательного процесса (соотношение теоретической ипрактической форм подготовки специалиста, разные виды практик, использование различных интерактивных технологий), условия реализации образовательной программы и возможности конкретного университета