10.00.00 Филологические науки
-
Краткое описание
Статья посвящена специфике репрезентации понятия «Архитектура безопасности», представляющего концепт «Строительство (стройка)/Bau/Construction» в русском, немецком и английском языковых пространствах. Особенности культурного и исторического развития, принципиальные несовпадения политических систем, уровней экономического и социального развития, различное мировидение и миропонимание России, Германии, Великобритании и США явились причинами полярной оценки понятия «Архитектура безопасности» с точки зрения национальных и международных интересов. Возрастающие тенденции глобальных изменений в мировой политике и политическом курсе данных стран находят отображение в лексических единицах языка, а также в публицистике, реализованных в политическом дискурсе. Предпринятые направления лексико-семантического и сравнительно-сопоставительного анализа указанных единиц лексики и отдельных текстов русских, немецких и англо-американских печатных СМИ, и научных статей выявили различное понимание понятия «Архитектура безопасности» в национальных лингвокультурах, что позволило сделать вывод о полярной коннотации исследуемого понятия в русском, немецком и английском языках, обусловленной определенными тенденциями в области политики, идеологии и экономики. По мнению автора, понятие «Архитектура безопасности», представленное концептом «Строительство (стройка)/Bau/Construction», в силу своей актуализации может претендовать на право называться универсальным, а, следовательно, имеет непосредственное отношение к константам культуры. В связи с этим, анализ особенностей языковой реализации понятия «Архитектура безопасности» в составе указанного концепта представляет значительный интерес. По результатам проведенного исследования, автор делает вывод об особенностях экспликации когнитивных признаков, и причинах, влияющих на трансформацию понятия в русской, немецкой и английской лингвокультурах
-
Прецедентные тексты с иноязычным компонентом в речи студентов
Краткое описание
Статья написана в русле современных лингвокогнитивных исследований и посвящена анализу прецедентных текстов, созданных групповой языковой личностью студента высшей школы, а также интертекстуальных смыслов, которые актуализированы знаками, вводящими прецедентные тексты и демонстрирующими категории художественных ценностей групповой языковой личности студента. В качестве основных методов исследования прецедентных текстов послужили экспериментальный метод и метод семантико-когнитивного анализа. Исследование проведено на материале текстов студенческой интернет-коммуникации. В результате анализа 1) выявлены основные структурные и содержательные компоненты студенческих прецедентных текстов интернет- субдискурса; 2) представлена классификация прецедентных текстов групповой языковой личности студента, включающая в себя современные фразеологические единицы; 3) рассмотрена трансформация фразеологических единиц в интернет-дискурсе; 4) определена роль новейших заимствований в современных фразеологизмах студенческого сообщества. В результате проведенных исследований установлено, что целью трансформации студенческих фразеологизмов является выявление характерных особенностей употребления фразеологизмов в речи, обогащении студенческого субъязыка, придания ему яркости и образности. Данный вывод вписывается в общую тенденцию процессов современной контактологии
-
Языковая личность через призму политической газетной коммуникации
Краткое описание
Рассматривается политическая газетная коммуникация, отмечается, что общение между коммуникантами осуществляется на внутренне- ментальном диалогическом уровне. Анализируются вопросы, связанные с проблемой понимания текста. Подчёркивается, что за политическим газетным текстом стоит система языка, без знания которой невозможно общение на основе текстовой деятельности
-
Солнце как архетип «Верха» в творчестве Дж. Донна
Краткое описание
Статья посвящена анализу некоторых произведений Дж. Донна с точки зрения архетипа «Верх», в конкретном случае - Солнца. Солнце, как объект материального мира, всегда привлекало человека, во все времена оно было наделено силой и властью, а также нежностью и лаской. И первобытный человек, и наш современник не оставляли без внимания это светило. Образ солнца встречается в литературе, живописи, фольклоре, архитектуре. В произведениях Дж. Донна солнце персонифицируется, автор наделяет его чертами, характерными для персонажа, общается с ним на равных, отождествляет его с самим собой, герой и задаёт ему вопросы, и старается руководить им, солнечный свет ассоциируется у автора с любовью, с возвышенными чувствами, с радостью, а любовь, её возникновение и угасание схожа с рассветом, зенитом и закатом солнца. Производится частичное сравнение литературы барокко с современной литературой. В литературе средних веков прослеживается связь с архетипом «Верх», конкретно с архетипом Солнце. Таким образом, можно сделать вывод, что солнце, его образ и архетип являются для поэта точкой отправления в творчестве
-
Сущность и структурные компоненты печатных материалов
Краткое описание
PR-публицистика сегодня стала неотъемлемой частью жизни современного общества. Мы сталкиваемся с ней не только в средствах массовой информации. Она проникает во все сферы человеческой деятельности, и оказывает серьезное влияние на общественное сознание. Поистине этот жанр в печатных СМИ сегодня многолик, вездесущ и разнообразен. В России он стал не только частью экономики, но и частью массовой культуры. Интерес обусловлен и тем, что сам по себе текст является одной из наиболее сложных в семиотическом плане информационно- воздействующих моделей. Таким образом, можно констатировать, что абсолютная вовлеченность каждого из нас в сферу его воздействия и определяет в конечном итоге то место, которое он сегодня занимает, в том числе в области гуманитарных исследований
-
Автобиографическая проза Бориса Пастернака: проблемы авторской идентификации
Краткое описание
В статье рассматривается проблема авторской идентификации в ранней автобиографической прозе Бориса Пастернака. В своей ранней автобиографии «Охранная грамота» поэт осуществляет поиск художественного самотождества и личностной самоидентификации. В отличии от традиционного жанра автобиографии, в «Охранной грамоте» главным является вспоминающее сознание, основывающееся не на памяти реального факта, а на чувственном ощущении от него, т.е автобиографическая проза, созданная поэтом, редуцирует реальные факты биографии, заполняя пропуски эмоциями и чувствами. Эта художественная особенность вкупе с фрагментарностью повествования создает тенденцию «оспаривания биографизма». Предаваясь воспоминаниям, через поиск художественного самотождества поэт определяет и свою личностную самоиндефикацию. Поиск самого себя у Пастернака связан с обращением к «чужим» биографиям людей, сыгравших особую роль в становлении личности поэта. «Охранная грамота» - это трактат о чужой творческой гениальности. При этом сам автор оттесняет себя, занимает «нулевую позицию» по отношению к «чужим» гениям. Взаимоотношения эти имеют повторяющийся характер: автор сначала преклоняется перед чьим-нибудь гением, сближается с ним, а потом происходит разрыв, поиск собственного пути. Конечной целью самоопределения является поэзия, именно к ней направлен поиск автора через сближение с музыкой, философией, преодоление их притягательности и уход от них. Эта потребность пастернака приходить к себе и понимать себя через «чужое», «другое» является одной из фундаментальных особенностей, как его поэзии/поэтики, так и его жизни/биографии
-
Иронический дискурс в «Записных книжках» А. Вампилова
Краткое описание
Статья посвящена анализу мировоззренческой функции иронии в «Записных книжках» А. Вампилова - одного из самых ярких драматургов ХХ века. Исследование характера иронии в записных книжках Вампилова выявляет закономерности использования иронического дискурса, которые проявляются в ироническом освещении серьезных бытовых, моральных, творчески-профессиональных проблем, что воспринимается сегодня как интеллектуально- нравственный импульс, особое настроение, позволяющее выжить, как самозащита личности от давления действительности. Ирония в «Записных книжках» Вампилова порождена стремлением уйти от стереотипов сознания, отживших догм. Ирония «снимает» извечные оппозиции «новое-старое», «временное-вечное», «субъективное-объективное», «искусство-жизнь». Ироническая игра со словами-терминами, выражениями-клише, обозначавшими скомпрометированные политические и идеологические явления, с концептом-знаком имя; ироническое осмысление образа-лейтмотива луна в творчестве А. Вампилова отвечают основному – ироническому - пафосу записных книжек. Анализ иронии в записных книжках Вампилова позволяет трактовать ее не только как следствие болезненной антиномичности, личной душевной противоречивости, свойственной художнику этого времени, но и проследить одну из важнейших функций иронии как способа мировидения: спасительную возможность преодоления тупиковости кризисного времени и выход творческой личности к искомой целостности
-
Средства непрямой коммуникации как маркер конфликтности ситуации
Краткое описание
В статье рассматриваются вопросы непрямой коммуникации в ситуации конфликта. Отмечается многоплановость средств реализации коммуникативной стратегии как в плане их разнообразия, так и в плане их эксплицитности/имплицитности. Подчеркивается роль распознания маркеров соответствующих смыслов в непрямой коммуникации как части коммуникации в целом. Важное значение в коммуникативном процессе для осмысления непрямой коммуникации имеет изучение невербалики как источника скрытого информативного материала, независимого от семантики речи, и, значит, имеющего повышенную достоверность. Невербалика играет особую роль в декодировании непрямой коммуникации в сфере дипломатических отношений. Маркерами реализации скрытой коммуникации становятся такие отклонения от своеобычной поведенческой, эмоциональной и телесно-поведенческой нормы человека, как взволнованность, смена стиля одежды, выражения лица, манеры курить, противоречия между вербальными и невербальными поступками. Способность декодировать визуальную, невербальную информацию, как и особенности паралингвистического аспекта коммуникации, является залогом ее эффективности. При этом паралингвистические средства могут реализовывать непрямое общение при нарушении общепринятых социальных или своеобычных норм поведения личности. Своеобычная норма может стать проводником непрямой коммуникации, неся в себе конфликтогенный потенциал не только при ее нарушении или отклонении от нее, но и при применении ее интенсивности, чрезмерности, когда реализуется ее амбивалентный характер
-
Семантические особенности репрезентантов концепта «MUSLIM WORLD» в интернет пространстве
Краткое описание
В статье рассматривается специфика вербальной актуализации концепта «MUSLIM WORLD» в современном англоязычном дискурсе. Основываясь на достижениях когнитивной лингвистики и лингвокультурологии, представляется возможным исследовать концепт “Muslim World” как феномен англоязычной лингвокультуры. Автор отмечает, что концепт может быть представлен непосредственно через значение понятия «MUSLIM WORLD», либо посредством его коннотации. Описаны средства номинативного, дескриптивного и экспрессивного воплощения концепта «MUSLIM WORLD» на материале 100 фрагментов современного англоязычного дискурса, которые актуализируют концепт «MUSLIM WORLD». Автор делает вывод о том, что концепт трактуется как многомерный мыслительный конструкт, отражающий процесс познания окружающей действительности, результат человеческой деятельности, опыт и знания о мире, сохраняющий информацию о нем. Когнитивно-дискурсивный анализ позволяет установить содержание и структуру концепта «MUSLIM WORLD» не только в условном, но и в дискурсивном пространствах во взаимодействии средств номинативного, дескриптивного и экспрессивного воплощения. Автор приходит к выводу, что концепт «MUSLIM WORLD» представляется в американских печатных СМИ в основном в негативном свете - это является результатом недостаточной информированностью общества о культурном наследии Исламского мира, его обычаях и ключевых понятий
-
Суффиксация как продуктивный способ терминологической деривации
Краткое описание
В статье рассматриваются особенности суффиксации как одного из наиболее продуктивных способов терминообразования. Лингвистическое исследование и описание терминообразовательной системы естественнонаучной терминологии является актуальным, т.к. суффиксация как деривационно- когнитивный механизм языка не изучена в достаточной мере в науке, хотя это необходимо в связи с интенсивным развитием многочисленных предметных и терминологических областей. В терминоведении существует настоятельная потребность в определении и описании продуктивных способов и основных средств продуцирования терминов-субстантивов в естественнонаучной терминологии, так как она имеет особое значение для человека. Процессы суффиксальной терминологической деривации субстантивов в естественнонаучной терминологии являются важными когнитивными процессами развития научной картины мира и национального языка в целом. Суффиксальные терминодериваты можно распределить по трем терминологическим суффиксально-деривационным модулям, которые формируются на основании общего корня, общего суффикса, общей деривационной модели. Процессы суффиксальной терминодеривации имеют специфическое свойство, которое в структуре термина позволяет отразить его категориальную принадлежность, т.е. принадлежность термина к определенному понятийному классу. Исследование деривационных механизмов терминопроизводства в сфере естественнонаучной терминологии (химической, минералогической, геологической, фармацевтической и т.д.) на основе имени существительного позволяет утверждать, что суффиксация является одним из наиболее продуктивных способов образования терминодериватов. В системе деривационных отношений суффикс выступает особым деривационно-когнитивным кодом, который содержит и актуализирует определенную информацию